Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)




Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстре­мальным воздействием; состояние необходимости тотальной мо­билизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль по­пал в тяжелую аварию. Человеку предъявляют тяжкое необоснованное обвинение... Таковы типичные картины стрессовой ситуации.

Понятие стресса введено канадским ученым Г. Селье в 1936 г. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма (адаптационный синдром) на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (деп­рессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется воз­никновением устойчивости к действию стрессоров. При их дли-

138 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

тельном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофичес­кие процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоци­онального) стресса. Если физиологическими стрессорами явля­ются крайне неблагоприятные физические условия, вызываю­щие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и хими­ческие воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жиз­ненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию и т. п.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реаги­ровать на него определенным образом. Человек способен на­учиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуа­циях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты.

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварий­но-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребы­вания человека в критических ситуациях, а также от его врож­денных качеств — силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности: интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстер-налы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип «жерт­вы» и тип «достойного поведения».

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее: при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию груп­пы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция — возникает активное непризнание роли руко­водителя, нетерпимость в межличностных отношениях. Так,

См.: Лазарус Р. Теория стресса и психологические проективные методики исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.

2 См.: Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. М., 1983. С. 28—39.

§ 3. Виды эмоций

перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая «грызня», чле­ны группы начинают искать индивидуальные выходы из конф­ликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный уход от стрессовой ситуации: индивид направляет свою активность на решение второстепен­ных проблем, уходит от «давления жизни» в мир грез и несбы­точных мечтаний.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее (дистресс) влияние. Для формирования адап­тивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них.

Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жиз­ненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречаю­щиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных «сражений».

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длитель­ного пребывания индивида или социальной общности в услови­ях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изо­ляция социальной группы. При этом снижается уровень внут-ригрупповой солидарности, возникает межличностная разоб­щенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирую­щих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоя­нии. В это время он может принять меры с целью соответству­ющей психологической защиты.

Одним из таких приемов является рационализация надвигаю­щегося отрицательного события, его всесторонний анализ, сни­жение степени его неопределенности, вживание в него, предва­рительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности.

Психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций можно снизить путем их обесценивания, снижения их значения или даже путем предельного мысленного усиления возможных от-

140 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

рщателъных последствий предстоящих событий. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций.

Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овла­деть своим тревожным эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-нибудь он обязательно будет рас­крыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пере­жил свою смерть, и после этого уже не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.

Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной де­зорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации им­пульсивных реакций.

Аффект — эмоциональный взрыв в условиях остроконфлик­тной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств лич­ности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным наруше­нием сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной це­лью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм со­знательной деятельности — избирательность в выборе поведен­ческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологичес­кой точки зрения связано с нарушением нормального взаимо­действия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начина­ет беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают опре­деленную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. «Человек выявляется своими инстинктами, какой он

§ 3. Виды эмоций

есть, без социальной покрышки при помощи больших полуша­рий»1.

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности не­рвных процессов, их «сшибку», сопровождается сдвигами в си­стеме нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной си­стемы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией — рас­стройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно вы­делить три стадии.

На первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности; на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями; на заключительной стадии спа­дает нервное напряжение, возникает состояние депрессии и частичной амнезии.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усилен­ным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.

К числу приемов преодоления аффекта относятся: произволь­ная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов — моральные качества личности, ее воспитание. Аф­фект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и тормо­жения более склонны к аффектам, однако эта склонность мо­жет быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, т. е. побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива.

1 Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Кн. 2. С. 461.

142 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осоз­нанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле край­не суженного сознания. Общее направление хаотичных дей­ствий при аффекте — стремление устранить травмирующий раз­дражитель.

Еще И. Кант отмечал, что при аффекте чувства не оставляют места для разума.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осоз­нанная цель, то именно по данному признаку его нельзя счи­тать совершенным в состоянии аффекта.

Поскольку состояние аффекта влияет на квалификацию преступления и меру наказания, оно подлежит доказыванию, и для его установления требуется судебно-психологическая эк­спертиза.

Аффективные состояния могут проявляться в различных фор­мах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедея­тельности организма. Страх возник как биологически защит­ный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро прибли­жающихся объектов, всего того, что может повредить целост­ность организма.

Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх — астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное вы­ражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатичес­кий разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом стра­ха — дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять

1 См.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 496.

§ 3. Виды эмоций

нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адре-нокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфи­ческий синдром страха.)

Социально обусловленные причины страха — угроза обще­ственного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологичес­кие симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, — ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (бе­зумный страх), оцепенением (оно вызывается чрезмерно боль­шим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»).

В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмери­мой с реальной опасностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде слу­чаев не образуют состава преступления.

Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мы­шечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Фрустрация (от лат. frustratio — неудача, обман) — конфлик­тное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодоли­мыми препятствиями на пути достижения высокозначимых це­лей.

У каждого человека есть свои заветные цели, предметы базо­вых потребностей. Деятельность по их достижению для человека особенно существенна, значима и притягательна. Однако на пути к достижению заветных целей нередко возникают труднопреодо­лимые или совсем непреодолимые препятствия. Рушатся надеж­ды, жизненные планы — возникает состояние фрустрации.

До этого у человека произошла энергетическая мобилизация для достижения данной цели, психическая установка на данное целедостижение. И вот все рухнуло. Возникает резкое психи-

144 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

ческое затопление индивида в своей собственной избыточной энергетизации. Невеста прямо со свадьбы ушла к другому. Хрупкая ваза, создававшаяся мастером много месяцев, сброше­на кошкой на пол. Страстно желаемая вещь «схвачена» преды­дущим покупателем. Обвиняемому, уверенному в своей непо­топляемости, внезапно предъявляется основная изобличающая улика. Во всех этих и подобных случаях возникает состояние фрустрации. Внезапно возникшая «запруда» энергетизации ищет выхода и очень часто преобразуется в бурные агрессивные действия.

В случае неустранимости причин фрустрации (невозврати­мое™ потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состоя­ние, связанное со значительной и продолжительной дезоргани­зацией психики (ослабление памяти, способности к логическо­му мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в со­стоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирую­щие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

Высшие эмоции человекачувства

Чувства — эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений.

Низшие, ситуативные, эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, высшие эмоции — чувства связа­ны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства — базовые эмоционально-смысловые компоненты личности, они формируются по мере интернализации индиви­дом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сфе­ру индивида.

Чувства человека иерархически организованы — у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его лич­ностную направленность.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные) чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis — опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристо­тель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятель­ности.

§ 3. Виды эмоций

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у еловека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенству­ет себя, свои психические и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается ум­ственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформирова­лось его чувство радости в связи с достижением цели. Устрем­ленность человека к значимым для него целям неизбежно со­пряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравствен­ные чувства основаны на принятом в данном обществе понима­нии добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедли­вости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью, теория этих норм и пра­вил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм челове­ческой саморегуляции — нравственный закон внутри нас. Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется через формирова­ние его доминирующих нравственных чувств.

Регуляционная роль нравственных чувств первична — они могут подстраивать под себя и доводы разума. В межличност­ных отношениях они играют решающую роль.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — это не человек, боящийся плохого поступка, а испытывающий высокое наслаждение от хорошего.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю по­лицию духа. Нравственность свободна по своей сущности.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно по­рождается гаммой положительных нравственных установок лич-

146 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

ности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружаю­щих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга — это осознание и принятие человеком соци­альных обязанностей. Оно коррелирует с чувством совести и чести.

Совесть — способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствитель­ность по отношению к тем сторонам поведения, которые наи­более значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуаци­ях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthetes — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и со­циальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведе­ний искусства — один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать пре­красное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от доб­ра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувствен­ным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

Прекрасно, по определению Н. Г. Чернышевского, то суще­ство, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совер­шенства вещей — правильность, гармоничность, целесообраз-

§ 3. Виды эмоций

ность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и плас­тических отношениях, наслаждаться этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство — образное отражение сущно­стных сторон действительности — рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализирован­ной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится сред­ством формирования идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек, по сути, за­нимается конструктивной деятельностью, формирует собствен­ный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Эстетическая реакция на про­изведение искусства содержит элемент встречного жизнеутвер-ждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью и в высших своих проявлениях осуществ­ляет катарсис (от греч. katharsis — очищение) — духовное пере­рождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произ­ведение искусства несет в себе нравственный потенциал, фор­мирует соответствующие поведенческие установки, организует эмоциональную сферу человека.

Эстетические чувства проявляются в переживании не толь­ко прекрасного и безобразного, но и комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное высту­пает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессив­ной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психичес­кой разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людс­кими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чув­ство трагического — возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связа­но также с самоперестройкой личности, утверждением жизнен­ной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из са­мых сильных чувств, ради которых человек устремляется в кос-

148 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

мое и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребно­сти связано с особыми психическими состояниями, интеллек­туальными чувствами — любопытством и любознательностью.

Любопытство — направленность сознания на снятие неопре­деленности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обра­щают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состо­яния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего по­знания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любозна­тельность — устойчивое состояние познавательной направлен­ности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все чувства человека взаимосвязаны — они образуют эмоциональную сферу личности.

Общие закономерности эмоций и чувств

В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Текущие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы раньше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вредных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результатом обобщения прежнего опыта.

Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств — одна из их закономерностей.

Другая закономерность — притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и

к отрицательным воздействиям (неприглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п.) Притупление отрицательных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнализировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению.

Следующая закономерность — контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений.

Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта суммация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомобиль с некоторым опасением.

Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия.

Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсируется успехом в другой деятельности.

Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта.

В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми — создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного.

Эмоции и чувства имеют внешнее проявление — экспрессию. Внешнее выражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика — жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.

Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи — их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств — мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья. Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движения. В мимике эти чувства выражаются сведением и приподнятием бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу и от носа к уголкам рта. Совершенно иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном положении.

Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию.

Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от волевых качеств человека, от способности его переключать сознание на другие объекты, от переживания других, более сильных чувств.

Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и наоборот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразительно. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Человек, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более выразительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова.

 

20. ВОЛЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. СТРУКТУРА ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ.

 

Воля — сознательная, социально сформированная детермина­ция поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психо­физиологических ресурсов на достижение значимых и необходи­мых для нее целей. Воля — социально опосредованный меха­низм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформи­рованных понятий и представлений.

Воля является социально сформированным психорегуляци­онным фактором. В основе волевой регуляции лежат объектив­ные условия деятельности, понимание человеком необходимос­ти определенного поведения. Все волевые действия — действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти за­висит как от его сознания, так и от системы других его психо­регуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к во­левым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как созна­тельная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних пре­пятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответ­ствует объективной трудности. Так, стеснительный человек зат­рачивает много сил при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением.

Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

1. Понятие воли. Волевая регуляция поведения

о в основном эта способность зависит от сформированности у еловека навыка подчинения своего поведения объективной еобходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально ереживает оценку своего возможного поведения. Это влияет а самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость редвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один з факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) оведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально зна-имым результатам, называется деянием. Человек отвечает за вой деяния, даже за те, которые выходят за пределы его наме-ений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы ины — в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в до-тижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел о что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответ-твенности — таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой опреде-енную динамику психических состояний. Так, устойчивое состо­яние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

Все волевые состояния связаны с соответствующими воле­выми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию со­ответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценно­стно-смысловой направленностью. Воля — сознательная кон­центрация психической активности личности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимо­сти и возможности.

Воля формируется в социальной практике, трудовой деятель­ности, во взаимодействии с людьми, в условиях систематичес­кого социального контроля над социально значимым поведени­ем личности.

Формирование воли — это переход внешнего социального кон­троля к внутреннему самоконтролю личности.

Физиологические механизмы волевой регуляции не локализо­ваны в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представ-

Глава 5. Волевые психические процессы

ляют собой сложные функциональные системы. Нейрофизио­логической основой воли является системная работа всего моз­га, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Акцепторы действия человека фун­кционируют в его понятийной сфере.

В составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

• блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состо­яние (ретикулярная формация и другие подкорковые образова­ния);

• блок получения, переработки и хранения информации;

• блок программирования, регулирования и контроля пси­хической деятельности (лобные доли коры).

Лобн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...