Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально организованные общности




В отличие от структурно-аморфной социальной общности социально организованные общности имеют принципиальные отличительные особенности. В зависимости от уровня социаль­ного развития они подразделяются на ассоциацию, корпорацию и социальные группы.

Ассоциация — объединение людей на основе временного совпа­дения личных эпизодических целей (экскурсионная группа, пас­сажиры одного купе). Социальные связи здесь эпизодические и неустойчивые.

Корпорация — объединение людей на основе частичного совпа­дения их устойчивых целей. Так, отдельные группы экскурсантов могут объединяться для совместного питания, посещения тех или иных объектов; нуждающиеся в жилой площади — для стро­ительства кооперативного дома.

Развитая структурированная форма социальной общности — социальная группа: устойчивая социально организованная общ­ность людей, объединенных общими социально значимыми целями с соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечиваю­щей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная груп­па — коллектив.

Основная функция социальной группы — регуляция поведе­ния людей в целях реализации интересов группы.

В социальной группе индивид не только находится в отно­шении к другому индивиду, но и занимает определенные пози­ции по отношению к взаимоотношениям других членов группы.

Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения (рис. 34).

244 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Социальная группа — субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные цен­ности, вырабатываются традиции, базовые социальные ценнос­ти — идеология. Социальная связь в больших социальных груп­пах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средняя социальная группа, обладая некоторыми признаками большой, отличается территориальной локализацией, возмож­ностью непосредственного общения (коллектив большого заво­да, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контак­тирующих индивидов, объединенных общими интересами, це­лями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организа­цию, социально-психологические механизмы жизнедеятельнос­ти, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели де­ятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лиде­ры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; ос­новная масса группы — исполнители с различным групповым

§ 3. Социально организованные общности

статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места (аутсайдеры).

Существенное значение в малой группе имеют межличност­ные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу.,

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда представляет собой совокупность различных малых групп. Эти группы — один из основных факторов формирова­ния поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований — девиантного.

Малые группы подразделяются на формальные и неформаль­ные.

Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для дости­жения этих целей.

Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы сти­хийно, оно определяется их личными отношениями, общнос­тью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригруп-повая иерархия.

Различные группы могут быть референтными (высокозначи­мыми) в определенных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Мно­гие поступки человека в микросреде объясняются его стремле­нием к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительная группа оказывает мощное воз­действие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, челове­ческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны. Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией).

Асоциальная же общность может оказать роковое воздей­ствие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализа­ции. Особенно опасны для формирующейся личности случай­ные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В такой общности индивид деиндивидуализируется, обезличивается.

246 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Вступая на путь бездумного послушания асоциальному лиде­ру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее фор­мирование начинает осуществляться по эталонам эрзац-куль­туры.

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и тому подобные объедине­ния), асоциальной — ориентированной на удовлетворение по­требностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брей­керы и т. п.) и антисоциальной — преступные группы.

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т. п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отлича­ющуюся от социально-положительных групп организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компании собутыльников, до­миношников и т. п.).

В тюрьмах, в армии некоторые неформальные группы приобрета­ют особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через нео­граниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть осно­вывается на грубой физической силе — наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям — создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально-положительных неформальных группах лиде­рами становятся глубокоуважаемые, умные и высоконравствен­ные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Значительную часть формальных средних и малых групп со­ставляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких соци­альных связей, постоянно пополняются новыми членами, ин­тегрируются в широкие профессиональные объединения. Дея­тельность этих групп в значительной мере регламентирована:

 

определены порядок их деятельности, критерии оценки резуль­татов работы. Формированием профессиональных групп зани­маются соответствующие социальные организации.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профес­сиональной деятельности. Наряду с профессиональными и дру­гими формальными группами в нем постоянно образуются са­модеятельные социальные группы, ориентированные на реализа­цию вновь возникающих социальных потребностей (табл. 10).

 

25. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БОЛЬШИХ И МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные цен­ности, вырабатываются традиции, базовые социальные ценнос­ти — идеология. Социальная связь в больших социальных груп­пах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Реорганизация первоначальной диффузной социальной общно­сти в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ценно­стей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов поведения — явления социально-психологические.

К социально-психологическим проблемам функционирова­
ния малой группы относятся:,

• механизмы группообразования, адаптации личности в группе;

• руководство и лидерство;

• принятие групповых решений;

• нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения);

• образование функционально-ролевой структуры группы;

• групповая интеграция и дифференциация: стабилизация межличностных отношений, групповая сплоченность, обеспе­чивающая устойчивость группы;

• групповой контроль и групповые санкции.

Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интег­рацией и дифференциацией: стабилизацией межличностных от­ношений, групповой интеграцией, обеспечивающей устойчи­вость группы, и персональной специализацией деловых и меж­личностных отношений.

Различные группы могут находиться на качественно различ­ных уровнях социального развития. Уровень группового разви­тия определяется степенью опосредованности межличностных отношений общесоциальными ценностями. В развитой соци­альной группе — коллективе — индивидуальные цели и ценно­сти совпадают с общесоциальными — возникает эффект груп­повой сплоченности на базе общепризнанных ценностей.

В каждой социальной группе существует схема взаимодей­ствия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерар­хия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией.

Каждый член группы занимает в ней определенное положе­ние, т. е. имеет групповой статус. Престиж и авторитет индивида

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 249

зависят от соответствия его поведения групповым ожиданиям — экспектациям, тем требованиям, которые предъявляются к ис­полняемой им социальной роли.

Социальная роль — общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности (роль учителя, врача, следователя и т. п.). Большинство социальных ролей регламен­тируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут ох­ватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека — его жизненная позиция — цен­ностное отношение к различным социально значимым явлени­ям, исполняемым индивидом социальным ролям.

Различают три типа социальных ролей:

1) институциональные — закрепленные правовыми актами,
четко регламентируемые (роль депутата, судьи, директора пред­
приятия);

2) конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.);

3) межличностные — роль человека в различных неформаль­ных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего чело­века, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализа­ции — основа социализации личности. Качества личности, не­обходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определя­ется пониманием и принятием роли той или иной личностью, т. е. отношением личности к своим социально-ролевым обязан­ностям и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с обществен­ным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью, и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляются социальная идентификация личности, ее самоотнесение к опре­деленной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями; исполнение же роли индивидуализировано.

250 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Любая социальная роль реализует определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание этих ценнос­тей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном све­те светофора. Для него безопасность движения — социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опас­ного преступника водитель милицейской машины может пре­небречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и по­веденческих стереотипов.

В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выпол­няемых человеком, определенные роли имеют для него преиму­щественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности.

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности, т. е. то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно.

Групповые нормы подразделяются на регулятивные, оценоч­ные, санкционирующие и стабилизирующие. Регулирующие нор­мы — стандарты, образцы внутригруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются по степени их обязательнос­ти. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карает­ся самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, опреде­ляющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнорма­тивная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, ха­рактерно для руководителя группы.

По разновидности каналов внутригрупповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др.

Группа с централизованными каналами коммуникации отли­чается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) орга­низует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте цент-

§4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 251

рализованнои группы ее члены входят в межличностные кон­такты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, т. е. при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов груп­пы (рис. 35).

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях комму­никативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограни­ченные отношения. Однако при ее цепном варианте общение крайних ее членов более ограничено (например, в условиях кон­вейерной работы). При круговом варианте члены группы кон­тактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличност­ные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуще­ствляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером.

Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качества­ми, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только адми­нистратором. В различных ситуациях могут быть различные си­туативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек высту­пил лидером в одной ситуации, то он сможет быть лидером и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в от­дельных моментах жизнедеятельности группы лидер может пре­восходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п. В отличие от ситуативного лидера руководитель призван:

• решать комплексные групповые задачи;

• выявлять исходные условия, в которых действует группа;

• определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные резуль­таты отдельных действий группы;

• координировать и корректировать действия группы.
Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руко­
водитель принимает тактические решения.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны: высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура.

Руководство может осуществляться различными способа­ми — стилями. Наиболее распространены три стиля руковод­ства — авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле, как правило, не развивается ини­циатива группы, в общении с группой преобладает командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель находится как бы над группой. Этот стиль руко­водства может быть необходимым в экстремальных ситуациях.

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 253

Либеральный стиль руководства характеризуется невмеша­тельством в принципиальные вопросы жизни группы.

Демократический стиль руководства характеризуется товари­щеским общением руководителя со всеми членами группы, вни­мательным отношением к их инициативе, свободным обсужде­нием всех вопросов деятельности группы.

Групповые руководители осуществляют свои функции по­средством принятия единоличных и групповых решений.

Групповое принятие решений — осуществляемый группой вы­бор цели и средств ее достижения в альтернативных, проблем­ных ситуациях. При этом существенна информационная подго­товка принятия решения, свободная внутригрупповая дискус­сия, позволяющая сопоставить различные позиции, увидеть проблему с различных сторон, уточнить позиции отдельных членов группы, устранить скрытые конфликты, нивелировать эмоциональные реакции.

Все это содействует принятию такого решения, которое мо­жет в дальнейшем выступить в качестве групповой нормы. Про­исходит групповая нормализация — возникает общепринятая ус­редненная норма поведения.

Если же в результате групповой дискуссии мнения расхо­дятся, возникает групповая поляризация. Величина групповой поляризации тем больше, чем больше смещены предпочтения отдельных членов группы от средних значений. Может воз­никнуть феномен «сдвига к риску», возрастание рискованности суждений в ходе групповой дискуссии. В этих условиях целе­сообразны напоминания со стороны руководителя о ценност­ных стандартах группы. Групповое принятие решений предпо­лагает его согласование со всеми членами группы. Качество групповых решений зависит от уровня социального развития группы.

Одна из главных задач руководителя — мобилизация группы на принятие взвешенных оптимальных решений. Здесь необхо­димы такие качества интеллекта руководителя, как гибкость, решительность, неподверженность конформизму.

Руководителю необходимо знать стремления и возможности членов группы, их совместимость в отдельных видах деятельно­сти. Он призван обеспечить оптимальный социально-психоло­гический климат в своей микросреде.

254 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Современный руководитель должен быть знаком с основами праксиологии (науки о рациональных основах деятельности) и менеджмента (практическими знаниями и умением эффектив­ного руководства производительными группами).

Социальная группа в своем развитии проходит несколько стадий.

На первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель сотрудничает с активом, поощряя его самостоя­тельность и инициативность.

На второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив.

На высшей стадии развития группы личность сама предъяв­ляет к себе требования. Осуждение коллектива становится выс­шей мерой воздействия.

Между различными социальными группами возникают раз­нообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений. При этом возникает феномен межгруппового вос­приятия, межгрупповых взаимооценок. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппо-вого фаворитизма, а если достоинства членов чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации.

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, воз­растает внутригрупповая конфликтность.

Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и верти­кальными, иерархически соподчиненными. (В последнем слу­чае речь идет об особом социально-психологическом образова­нии — социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание. Групповое сознание формируется как в результате систематического целенаправленного воздей­ствия политических учреждений, средств массовой информа­ции, так и стихийно, на основе практического и жизненного опыта, обычаев и традиций.

Социальное взаимодействие людей осуществляется посред­ством общения. Социальное общение — основное средство со­циализации личности, формирования группового и обществен­ного сознания. Личность посредством общения включается в сложную систему социально-психологических связей.

 

26. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Общение — социальное взаимодействие между людьми посред­ством знаковых систем в целях трансляции (передачи) обществен­ного опыта, культурного наследия и организации совместной дея­тельности.

«Человек — это узел связи», — писал Сент-Экзюпери. Рос­кошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обес­печивает его вхождение в социум. В социальном общении про­исходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связа­но с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями.

Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: органи­зация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как соци­альных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыраже­ние человека).

В процессе общения наряду с речью используются и вневер-бальные средства общения — мимика, жесты и пантомимика (позы).

Мимика связана с распространением интенсивного возбуди­тельного процесса из речевого центра на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимика подразделяется на:

256 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

• агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

• активно-оборонительную — отвращение, презрение, нена­висть и др.;

• пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

• ориентировочно-исследовательской направленности;

• подражательную;

• удовольствия—неудовольствия;

• маскировочную — сокрытие истины, двусмысленность, нечестность и т. п.

Различается также техника общения — установление психи­ческих контактов, использование различных приемов психичес­кого воздействия на партнера по общению, выбор средств об­щения в зависимости от формы общения.

Формы общения можно разделить на деловое, профессио­нальное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность и средство реализации межличностных отношений.

Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людь­ми, называются коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отноше­ние к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передаю­щее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точ­ку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» нареципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему име­ющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, соци­альные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуа­ции общения.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличност­ного взаимодействия определяется социальными позициями

 

общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаи­модействие обусловлено психологическими механизмами соци­альной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция — социальная обусловленность вос­приятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибу­ция — субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных ка­честв.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного челове­ка связей. При сходстве или взаимодополнительности отдель­ных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической не­совместимости — отрицательные установки.

Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению.

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его националь­ной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возни­кает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков {эффект положительного ореола).

Если же первое впечатление отрицательное, связано с не­приятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (эффект отрицательного ореола).

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения' преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны.

Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в кате­гориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои осо­бенности женщины склонны объяснять ситуативными фактора-

258 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

ми. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления.

Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он скло­нен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитиви-зируют социальные объекты.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доми­нирует направленность на выявление слабых мест противника.

Разностатусное положение субъектов общения также опреде­ляет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчинен­ного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особен­но тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчинен­ного.

В каждой более или менее типичной ситуации люди ожида­ют друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправ­дание — чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Возникает явление аттракции — эмоциональной насыщеннос­ти межличностных отношений. У каждого человека существует своя мотивационная система. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного пово­да, чтобы не «дать отпор».

На передний план люди выдвигают те свои качества, кото­рые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и пробные шары — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код ис­пользуемого этикета, культурно-этнические нормы данной об­щности. Но информационно закрытый тип человека с непро­ницаемым лицом обычно производит неприятное впечатление.

§ 5. Психология общения и межличностных отношений 259

Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлин­ные мотивы и цели поведения. Только специальные методы ди­агностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тес­ты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Понять другого человека можно, лишь анализируя его пове­дение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую цен­ностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.

Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцени­ваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непо­нимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за непра­вильной интерпретации этих мотивов. Возникают взаимные пре­тензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. При­писываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок.

Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверж­дению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Э. Берна1.

Человек должен рефлексировать его восприятие другим че­ловеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта. Контакты могут быть частными и обще­ственно значимыми, публичными (если они удовлетворяют инте­ресы определенной группы или общества в целом), непосред­ственными (личные встречи) и опосредованными (через различ­ные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.

При взаимодействии людей используются различные спосо­бы и средства психического воздействия. В процессе межперсо­нального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям.

Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или не­преднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения.

Информация, получаемая личностью, оценивается, соотно­сится с имеющейся системой знаний, представлений и потреб­ностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он форми­рует возможные цели своего будущего поведения.

В общении люди формируют друг у друга определенные по­зиции, отношения к различным сторонам действительности.

Для успешного общения необходимы определенные стиму­лы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из кото­рой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуа­лизированных интересов.

В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногла­сий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...