Социально организованные общности
В отличие от структурно-аморфной социальной общности социально организованные общности имеют принципиальные отличительные особенности. В зависимости от уровня социального развития они подразделяются на ассоциацию, корпорацию и социальные группы. Ассоциация — объединение людей на основе временного совпадения личных эпизодических целей (экскурсионная группа, пассажиры одного купе). Социальные связи здесь эпизодические и неустойчивые. Корпорация — объединение людей на основе частичного совпадения их устойчивых целей. Так, отдельные группы экскурсантов могут объединяться для совместного питания, посещения тех или иных объектов; нуждающиеся в жилой площади — для строительства кооперативного дома. Развитая структурированная форма социальной общности — социальная группа: устойчивая социально организованная общность людей, объединенных общими социально значимыми целями с соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа — коллектив. Основная функция социальной группы — регуляция поведения людей в целях реализации интересов группы. В социальной группе индивид не только находится в отношении к другому индивиду, но и занимает определенные позиции по отношению к взаимоотношениям других членов группы. Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения (рис. 34). 244 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности Социальная группа — субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.
Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые социальные ценности — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации. Средняя социальная группа, обладая некоторыми признаками большой, отличается территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части). Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым § 3. Социально организованные общности статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места (аутсайдеры). Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу., Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда представляет собой совокупность различных малых групп. Эти группы — один из основных факторов формирования поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований — девиантного.
Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригруп-повая иерархия. Различные группы могут быть референтными (высокозначимыми) в определенных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе. Социально-положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны. Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В такой общности индивид деиндивидуализируется, обезличивается. 246 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности Вступая на путь бездумного послушания асоциальному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает осуществляться по эталонам эрзац-культуры. Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и тому подобные объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.) и антисоциальной — преступные группы.
Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т. п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально-положительных групп организацию. Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компании собутыльников, доминошников и т. п.). В тюрьмах, в армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть основывается на грубой физической силе — наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям — создается почва для высокомерия, чванства и самодурства. В социально-положительных неформальных группах лидерами становятся глубокоуважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе. Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована:
определены порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации. Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей (табл. 10).
25. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БОЛЬШИХ И МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые социальные ценности — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации. Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов поведения — явления социально-психологические. К социально-психологическим проблемам функционирова • механизмы группообразования, адаптации личности в группе; • руководство и лидерство; • принятие групповых решений; • нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения); • образование функционально-ролевой структуры группы; • групповая интеграция и дифференциация: стабилизация межличностных отношений, групповая сплоченность, обеспечивающая устойчивость группы; • групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой интеграцией, обеспечивающей устойчивость группы, и персональной специализацией деловых и межличностных отношений. Различные группы могут находиться на качественно различных уровнях социального развития. Уровень группового развития определяется степенью опосредованности межличностных отношений общесоциальными ценностями. В развитой социальной группе — коллективе — индивидуальные цели и ценности совпадают с общесоциальными — возникает эффект групповой сплоченности на базе общепризнанных ценностей. В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией.
Каждый член группы занимает в ней определенное положение, т. е. имеет групповой статус. Престиж и авторитет индивида § 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 249 зависят от соответствия его поведения групповым ожиданиям — экспектациям, тем требованиям, которые предъявляются к исполняемой им социальной роли. Социальная роль — общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности (роль учителя, врача, следователя и т. п.). Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут охватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека — его жизненная позиция — ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям. Различают три типа социальных ролей: 1) институциональные — закрепленные правовыми актами, 2) конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.); 3) межличностные — роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.). Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, т. е. отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям и ее психофизиологическими возможностями. Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью, и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляются социальная идентификация личности, ее самоотнесение к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями; исполнение же роли индивидуализировано. 250 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности Любая социальная роль реализует определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание этих ценностей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения — социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель милицейской машины может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и поведенческих стереотипов. В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности. Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности, т. е. то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно. Групповые нормы подразделяются на регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие. Регулирующие нормы — стандарты, образцы внутригруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов. Групповые нормы разделяются по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы. По разновидности каналов внутригрупповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. Группа с централизованными каналами коммуникации отличается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте цент- §4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 251 рализованнои группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, т. е. при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы (рис. 35). При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Однако при ее цепном варианте общение крайних ее членов более ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга. Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами. Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером. Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения. Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только администратором. В различных ситуациях могут быть различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть лидером и в других ситуациях. Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя. Выделяются следующие ситуативно обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п. В отличие от ситуативного лидера руководитель призван: • решать комплексные групповые задачи; • выявлять исходные условия, в которых действует группа; • определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные результаты отдельных действий группы; • координировать и корректировать действия группы. Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны: высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура. Руководство может осуществляться различными способами — стилями. Наиболее распространены три стиля руководства — авторитарный, либеральный и демократический. При авторитарном стиле, как правило, не развивается инициатива группы, в общении с группой преобладает командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель находится как бы над группой. Этот стиль руководства может быть необходимым в экстремальных ситуациях. § 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 253 Либеральный стиль руководства характеризуется невмешательством в принципиальные вопросы жизни группы. Демократический стиль руководства характеризуется товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, внимательным отношением к их инициативе, свободным обсуждением всех вопросов деятельности группы. Групповые руководители осуществляют свои функции посредством принятия единоличных и групповых решений. Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор цели и средств ее достижения в альтернативных, проблемных ситуациях. При этом существенна информационная подготовка принятия решения, свободная внутригрупповая дискуссия, позволяющая сопоставить различные позиции, увидеть проблему с различных сторон, уточнить позиции отдельных членов группы, устранить скрытые конфликты, нивелировать эмоциональные реакции. Все это содействует принятию такого решения, которое может в дальнейшем выступить в качестве групповой нормы. Происходит групповая нормализация — возникает общепринятая усредненная норма поведения. Если же в результате групповой дискуссии мнения расходятся, возникает групповая поляризация. Величина групповой поляризации тем больше, чем больше смещены предпочтения отдельных членов группы от средних значений. Может возникнуть феномен «сдвига к риску», возрастание рискованности суждений в ходе групповой дискуссии. В этих условиях целесообразны напоминания со стороны руководителя о ценностных стандартах группы. Групповое принятие решений предполагает его согласование со всеми членами группы. Качество групповых решений зависит от уровня социального развития группы. Одна из главных задач руководителя — мобилизация группы на принятие взвешенных оптимальных решений. Здесь необходимы такие качества интеллекта руководителя, как гибкость, решительность, неподверженность конформизму. Руководителю необходимо знать стремления и возможности членов группы, их совместимость в отдельных видах деятельности. Он призван обеспечить оптимальный социально-психологический климат в своей микросреде. 254 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности Современный руководитель должен быть знаком с основами праксиологии (науки о рациональных основах деятельности) и менеджмента (практическими знаниями и умением эффективного руководства производительными группами). Социальная группа в своем развитии проходит несколько стадий. На первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель сотрудничает с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность. На второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив. На высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия. Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений. При этом возникает феномен межгруппового восприятия, межгрупповых взаимооценок. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппо-вого фаворитизма, а если достоинства членов чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации. Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании — социальной организации.) Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание. Групповое сознание формируется как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического и жизненного опыта, обычаев и традиций. Социальное взаимодействие людей осуществляется посредством общения. Социальное общение — основное средство социализации личности, формирования группового и общественного сознания. Личность посредством общения включается в сложную систему социально-психологических связей.
26. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения. Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения: 1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации); 2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности); 3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу); 4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека). В процессе общения наряду с речью используются и вневер-бальные средства общения — мимика, жесты и пантомимика (позы). Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса из речевого центра на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимика подразделяется на: 256 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности • агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.; • активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.; • пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.; • ориентировочно-исследовательской направленности; • подражательную; • удовольствия—неудовольствия; • маскировочную — сокрытие истины, двусмысленность, нечестность и т. п. Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения можно разделить на деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное. Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность и средство реализации межличностных отношений. Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными. В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» нареципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности. Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями
общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции. Социальная перцепция — социальная обусловленность восприятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция — субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости — отрицательные установки. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению. Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков {эффект положительного ореола). Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция (эффект отрицательного ореола). Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения' преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными фактора- 258 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности ми. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитиви-зируют социальные объекты. Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника. Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание — чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Возникает явление аттракции — эмоциональной насыщенности межличностных отношений. У каждого человека существует своя мотивационная система. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям. Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не «дать отпор». На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и пробные шары — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера. Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип человека с непроницаемым лицом обычно производит неприятное впечатление. § 5. Психология общения и межличностных отношений 259 Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений. Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии. Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за неправильной интерпретации этих мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок. Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Э. Берна1. Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению. Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта. Контакты могут быть частными и общественно значимыми, публичными (если они удовлетворяют интересы определенной группы или общества в целом), непосредственными (личные встречи) и опосредованными (через различные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности. При взаимодействии людей используются различные способы и средства психического воздействия. В процессе межперсонального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям. Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или непреднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения. Информация, получаемая личностью, оценивается, соотносится с имеющейся системой знаний, представлений и потребностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он формирует возможные цели своего будущего поведения. В общении люди формируют друг у друга определенные позиции, отношения к различным сторонам действительности. Для успешного общения необходимы определенные стимулы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из которой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуализированных интересов. В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногласий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|