Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов





Личность Е.Ф. Канкрина

Краткая биография

 

Немец по происхождению, Егор Францевич Канкрин все свои знания и силы отдал России, ставшей для него родиной. Приехав в 1797 г. в Россию, где тогда служил его отец, он вынужден был добывать себе средства к существованию разными способами и нередко терпел нужду. Карьера Канкрина началась в 1800 г. с должности помощника управляющего Старорусским соляным заводом. Затем он занимал различные должности по ведомству министерства внутренних дел. В качестве советника по отделению соляных дел Экспедиции государственной экономии он совершил несколько служебных поездок, которые помогли ему изучить страну.

Написанная Канкриным в 1809 г. работа, посвященная военному делу, была замечена военным министром Барклаем-де-Толли, а проект «О средствах продовольствия больших армий» заслужил одобрение императора. Указом Александра I в феврале 1811 г. Канкрин был назначен помощником генерал-провиантмейстера в военном департаменте, в 1812 г. генерал-интендантом – 1-й западной армии, а в 1813 г.– генерал-интендантом всей действующей армии. Деятельность в этой области выявила его административные и хозяйственные способности.

В апреле 1820 г. по собственному прошению, Канкрин был уволен от должности генерал-интенданта, а затем назначен членом Военного совета, участвовал в работе различных комитетов. В 1821 г. Канкрина назначают членом Государственного совета по департаменту государственной экономии. А 22 апреля 1823 г. был подписан указ императора о его назначении министром финансов. В этой должности он пробыл до 1844 г. В следующем году Е.Ф. Канкрина не стало.

 


Взгляды Е.Ф. Канкрина

 

По своим взглядам Канкрин, безусловно, был консерватором в прямом смысле этого слова, т.е. сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резких перемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Признавая несовершенство многих из существовавших общественно-политических и экономических институтов, он выступал за их постепенное улучшение, производимое очень осторожно и без спешки.



Настоящим богатством, настоящим капиталом Канкрин считал металлические деньги. Однако при достаточно высоком уровне развития человеческого общества возникают бумажные деньги, которые заменяют звонкую монету и «мысленно совершенно уподобляются ей». По сравнению с металлическими, бумажные деньги имеют ряд преимуществ. Они более подвижны и значительно облегчают денежные сношения. Их изготовление и восполнение обходятся государству значительно дешевле. Бумажные деньги также искусственно увеличивают свободный капитал, создавая дополнительные возможности для развития производства и торговли.

Но они имеют и серьезные недостатки. Кредит бумажных денег поддерживать трудно. Нельзя практически определить, сколько их можно выпустить в известное время. В самой природе бумажных денег заключается стремление к их чрезвычайному умножению, а излишний выпуск нарушает необходимое равновесие в денежной системе, звонкая монета вытесняется из обращения, курс бумажных денег падает.

По мнению Канкрина, обращаться с бумажными деньгами нужно «умно и рассудительно с государственной точки зрения» и при их использовании соблюдать ряд обязательных условий. Бумажные деньги должны быть обеспечены неприкосновенным разменным фондом, состоящим не из государственных имуществ и бумаг, а из монеты. Новые их выпуски следует производить на умеренную сумму и постепенно. Вновь выпущенные суммы нельзя использовать на покрытие дефицита в обычных государственных бюджетах.

В случае войны лучше прибегнуть к помощи займов, выпуску облигаций государственного казначейства и специальным налогам и лишь в самом крайнем случае – к эмиссии бумажных денег. А по окончании войны следует как можно скорее принять надлежащие меры к поддержанию их курса.

Канкрин отрицательно относился к заключению займов на погашение ассигнаций. Наиболее разумным он считал поддержание постоянного курса ассигнаций. Канкрин был явным противником негосударственного, коммерческого кредита. Он заявлял: «Частные банки, выпускающие какие-либо кредитные бумаги, не должны быть даже терпимы правительством».

Взгляды Е.Ф. Канкрина, конечно же, не могли не отразиться на проводимой им политике. Они также определили направление его реформы.


Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов

 

Приняв на себя управление российскими финансами, Канкрин застал их в расстроенном виде: дефицит государственного бюджета стал хроническим явлением; обыкновенные государственные доходы снизились с 447 млн. руб. в 1820 г. до 391 млн. руб. в 1822 г., росли недоимки; обыкновенные государственные расходы покрывались за счет средств, полученных от внешних займов и позаимствований из государственных кредитных и других учреждений.

Неустойчивость финансовой системы была во многом связана с находившимися в обращении бумажными деньгами – ассигнациями. Они были введены еще Екатериной II в 1768 г. для частичной замены обесценившейся медной монеты. Выпуск все новых и новых ассигнаций стал легким способом покрытия любых государственных расходов, и число их в обращении быстро росло, а стоимость падала, приводя к дороговизне всех предметов потребления.

У Канкрина были свои взгляды на пути преодоления кризиса. Он не считал нужным выкупать ассигнации, заключая займы или экономя средства из бюджета. По его мнению, изъятие ассигнаций нужно было отложить на длительное время – до тех пор, пока не будет накоплен достаточный фонд серебряных монет. До этого же следовало прекратить новые выпуски, закрепив тем самым стоимость уже циркулирующих бумажных денег. Этот план Канкрин выполнил с удивительным умением: за все его управление не было выпущено ни одного ассигнационного рубля, стоимость же бумажного рубля держалась в пределах 25-27 коп. серебром.

В своей деятельности Канкрин опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов.

Государственные расходы и доходы в период Е.Ф.Канкрина[1] 1823 и 1833 гг. млн. рублей в ассигнациях, 1843 г. серебряных.

 

  1823 1833 1843
Расходы, всего в том числе: 479,1 495 740,3
военное и морское министерства 222,3 208,1 287
платежи по госдолгу 66,3 73,6 94,5
Доходы, всего в том числе: 463,4 501,7 777,7
Обыкновенные из них: 407,2 471,8 690,6
прямые налоги 133,2 121,0 161,7
питейные 131,2 116,9 190,8
таможенные 41,2 81,8 103,3
Займы 51,3 27,0 78,7

 

Стремясь выполнить две главные задачи – ликвидировать дефицит бюджета и создать денежные запасы – Канкрин применял некоторые экономические меры, которые и сам в принципе не одобрял. Так, в 1827 г. он ввел откупную систему в винную торговлю, взамен казенного управления, сопровождавшегося большими расходами казны и злоупотреблениями чиновников. Введя откупы, Канкрин не ошибся: доходы от продажи вина заметно возросли.

Другой мерой, осуществляемой при непосредственном участии Канкрина в 1822 г. было повышение сниженных за три года перед этим ввозных таможенных пошлин, в результате чего доходы казны возросли в несколько раз. Рост доходов был главной, но не единственной целью: увеличивая пошлины, Канкрин понимал, что протекционизм в данный период полезен для развития слабой отечественной промышленности.

Важным мероприятием Е.Ф.Канкрина, расширившим возможности иностранной и отечественной торговли, стимулирующим поиск новых форм, стала гильдейская реформа (1824). Она ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-й гильдии и расширяла права среднего городского купечества, ставила в определенные рамки торговлю купцов 3-й гильдии, стимулируя их переход в более высокую гильдию разрешением расширения предпринимательства. Улучшались торговые возможности крестьянства, в том числе крепостного, при условии уплаты всех налогов и пошлин. Тем самым укреплялась мелкая торговля в городах и обеспечивался дополнительный доход в государственный бюджет страны. К недостаткам гильдейской реформы можно отнести тот факт, что она не использовала систему прогрессивного подоходного налога, о чем много писали экономисты того времени, то есть налог брался с перечисленного товара, а не с обращающегося в торговле капитала. Улучшение организации торговли занимали помыслы Канкрина и в дальнейшем: в 1832 году был принят новый устав о векселях, уставы о торговой несостоятельности, о коммерческих судах, о петербургской бирже.

Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети и в особенности к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и к сберегательным учреждениям.

Годы, когда Канкрин управлял финансами, были отягощены многими чрезвычайными расходами. Так, в 1827-1829 гг. требовались расходы на персидскую и турецкую войны, в 1830 г. – для подавления восстания в Польше; в 1830 г. в стране свирепствовала холера, в 1833 г. – вызванный неурожаем голод. Особенно тяготили министра военные расходы.

Все это время Канкрин готовил проект финансово-кредитной реформы, которая должна была улучшить состояние российских финансов. Но реализовать реформу на практике ему удалось только в 1839-43 гг.

 


План финансов» М.М. Сперанского

 

При подготовке реформы Е.Ф. Канкрин обратил особое внимание на работу М.М. Сперанского «План финансов».

В 1809 г. известный в то время государственный деятель М.М. Сперанский по поручению императора занимался подготовкой проекта реорганизации государственного управления империи. «План финансов», предполагавший реформирование финансового управления, занял важное место в разработанной им программе.

«План финансов» состоял из двух частей. Первая включала первоочередные меры, которые следовало провести в 1810 году. Во второй рассматривались принципы организации финансовой системы в целом. Значительное внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности.

В плане Сперанского развивалась мысль, что ассигнации, масса которых постоянно растет, превратились в своеобразный налог, с разной степенью тяжести ложившийся на различные части общества. Главные потери от него несли: 1) казна, получавшая фиксированные подати, в сумме которых не компенсировалось падение курса ассигнаций, а расходовавшая все больше из-за повышения товарных цен; 2) все те, кто получал от казны жалованье, пенсионы и другие фиксированные выплаты, так как они выплачивались ассигнациями по их номинальной цене; 3) частные лица, вступившие в договоры и давшие деньги взаймы, так как условия, составленные по одной цене ассигнаций, будут выполняться по другой, значительно понизившейся, поэтому реальная плата будет ниже, чет обусловленная договором. И если такое положение долго сохранится, все части государственного устройства будут расстроены.

Сперанский считал, что для устойчивого улучшения финансов необходимы равновесие в бюджете, бережливость в расходах и упорядочение долгов государства. Прежде всего, следовало добиться сокращения государственных расходов и «привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии», а также прекратить выпуск ассигнаций.

По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".

После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.

Для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М. Сперанского. Однако заем провалился, он был реализован лишь на 3,2 млн. рублей. Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в стране свободных денежных капиталов долгосрочного вложения. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.

Е.Ф. Канкрин с уважением относился к М.М. Сперанскому и его работам о деньгах, он внимательно изучил их, о чем свидетельствует специальная работа**, а также схожие методы, используемые Канкриным при проведении финансово-кредитной реформы.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.