Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тип «лишнего человека» в изображении И. С. Тургенева (роман «рудин»)




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1

ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ЖАНР

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вопросы

1. Жанр жития. История возникновения жанра. Житийный канон.

2. Нарушение композиционной схемы жития в «Сказании о Борисе и Глебе».

3. Сюжет и композиция «Жития преподобного Феодосия Печерского».

4. Структура «Жития преподобного Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым:

а) родители и детство преподобного Сергия;

б) обучение его грамоте;

в) возникновение монастыря;

г) преодоление трудностей, чудеса;

д) характер Сергия.

5. Смысл нравственного подвига Сергия Радонежского и его место в русской истории.

6. Стиль «плетения словес». Новаторство Епифания Премудрого в «Житии преподобного Сергия Радонежского».

Тексты

1. Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. – М, 1989.

2. Древнерусская литература (хрестоматия). – М., 1997.

Литература

· Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003*.

· История русской литературы 10 – 17 вв. – М., 1986.

· Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М. – Л., 1969.

ЗАНЯТИЕ № 2

БЫТОВЫЕ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА

Вопросы

1. Проблемы русской литературы XVII века. Демократизация. Обмирщение.

2. Проблема отцов и детей. Пути спасения человеческой души: «Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне».

3. Новые типы и идеалы. «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве», «Сказание о роскошном житии и веселии».

Тексты

· Древнерусская литература (хрестоматия). – М, 1997.

· Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978.

Литература

· Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003*.

· Творогов О.В. Литература древней Руси. – М., 1981.

· Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 1996. – Ч. 1.

ЗАНЯТИЕ № 3

РЕФОРМА РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО И М.В. ЛОМОНОСОВА

 

Вопросы

Тоническое стихосложение: краткая характеристика., особенности. Примеры тонического стихосложения.

Силлабическое стихосложение: время появления, краткая характеристика.

3. Причины реформирования силлабической системы стихосложения.

4. Основные этапы реформы:

а) реформа В.К. Тредиаковского. Основной принцип стихосложения, предложенный В.К.Тредиаковским. Ограниченность реформы поэта.

б) реформа М.В.Ломоносова (1739). Основные положения новой системы. Стихотворные размеры, предложенные Ломоносовым.

5. Полемика М.В.Ломоносова иВ.К.Тредиаковского о рифме.

6. Значение реформы для развития системы русского стихосложения.

7. Современное силлабо-тоническое стихосложение: стихотворные размеры (примеры).

 

Литература

· Тредиаковский B.K. Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний // Тредиаковский B.К. Избр. произв. – М.-Л.: Советский писатель, 1963.

· Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихо­творства // Ломоносов М.В. Избр. произв. – М.-Л.: Советский писатель, 1965.

· Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова // Возникновение русской науки о литературе. – М.: Наука, 1975.

· Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.

· Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. – М., 1997.

ЗАНЯТИЕ № 4

РУССКИЙ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ

Н.М. КАРАМЗИНА

Вопросы

1. Биография Н.М. Карамзина.

2. Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него.

3. Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе.

4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма:

а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;

б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина;

в) психологическая функция пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо повести;

г) образ автора, речевой строй повествования;

д) значение повести в истории русской литературы.

5. «Остров Борнгольм» – предромантическая повесть:

а) особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа;

б) образ автора в повести.

6. Повести Н.М. Карамзина в истории русской литературы.

Литература

· Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. – М.; Л., 1964. – Т. 1.*

· Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. – М., 1979. – С. 5-32.

· Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985. – С. 111-133.

ЗАНЯТИЕ № 5

 

РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

 

Вопросы

1. Исторические условия возникновения романтизма в России.

2. Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. Социальные и психологические предпосылки формирования романтизма в России. Основные разновидности русского романтизма.

3. Истоки русского романтизма в творчестве В.А. Жуковского.

4. Характеристика раннего творчества Жуковского:

а) становление романтического метода и романтического сознания в поэзии Жуковского.

б) жанр баллады в творчестве Жуковского. «Людмила» – первая баллада Жуковского. Романтизм баллады. Спор вокруг нее.

в) «Светлана» – романтическая баллада. Отражение взглядов Жуковского.

г) Проявление особенностей романтизма Жуковского в его балладах.

5. Гражданский романтизм. Особенности художественного метода.

6. Романтизм Рылеева: сюжет, характеры, поэтика. Жанр «дум» в творчестве Рылеева.

7. Романтизм и реализм, их соотношение в литературе первой четверти XIX века.

 

Литература

· Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Часть 1.

· Русский романтизм / Под ред. Н. Гуляева. – М., 1974.

· Иезуитов Р.В. Жуковский и его время. – М., 1989.

· Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории русской советской поэзии. – М., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 6

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А. С. ПУШКИНА

 

Вопросы

1. Этапы творческого пути А.С. Пушкина.

2. Замысел произведений цикла и история создания «Маленьких трагедий».

3. Жанровые истоки цикла. Варианты названий, предложенных Пушкиным, как отражение новизны жанра.

4. Проблематика произведений цикла и их художественное единство.

5. Художественные средства в «Маленьких трагедиях».

Литература

· Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957.

· Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С.Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово, 1982. – С.53-66.

· Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина – М.: Худож. лит., 1974. – 96 с.

· Фёдоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С.143-150.

· Федякин С. Драматургия Болдинской осени. – Газета «Литература» – 2009. – № 11.*

ЗАНЯТИЕ № 7

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

В ПРОЗЕ ХIХ – НАЧАЛА ХХвеков

 

Вопросы

1. Особенности пушкинской трактовки образа «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»):

а) отношение автора к Самсону Вырину (простая жалость – сочувствие – сострадание?)

б) чем, по мнению А.С. Пушкина, вызваны страдания героя, кто, прежде всего, виновен в трагическом исходе событий?

2. Особенности гоголевского сатирического изображения «маленького человека» (на материале повести «Шинель»):

а) что общего в характерах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, а в чём их принципиальная разница?

б) какие способы сатирической типизации можно отметить в «Шинели»?

в) какова авторская позиция в отношении к «маленькому человеку»?

г) в чем проявилась новизна Гоголя в осмыслении темы «маленького человека»?

3. Совмещение пушкинских и гоголевских принципов изображения характера в образе главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

4. Новаторское осмысление А.П. Чеховым образа «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Горе»).

5. Трактовке образа «маленького человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна.

Литература

· Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

· Катаев В.Б. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.

· Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.

· Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979.*

· Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.

ЗАНЯТИЕ № 8

ТИП «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» В ИЗОБРАЖЕНИИ И.С. ТУРГЕНЕВА (РОМАН «РУДИН»)

Вопросы

1. Общественно–исторические предпосылки обращения И.С. Тургенева к изображению передовой дворянской интеллигенции 30 – 40-х годов ХІХ века. «Лишние люди» как типическое явление русской жизни эпохи реакции. Проблема их социальной ценности в условиях 50-х годов. Рудин в ряду других представителей «лишних людей» (Онегин, Печорин и др.).

2. Бытовое окружение в усадьбе Ласунской. Душевная нищета ее обитателей. Интеллектуальное и нравственное превосходство Рудина.

3. Главное противоречие в характере Рудина. Испытание Рудина любовью как решающая проверка его жизненной несостоятельности. Сцена Авдюхина у пруда и ее идейно-композиционная роль в романе. Суд Натальи Ласунской над Рудиным.

4. Субъективные и объективные причины краха общественных начинаний Рудина. Драматизм его судьбы. Трагический финал скитальческой жизни Рудина.

5. Две исповеди Рудина. Нравственный самокритизм Рудина в прощальном письме и в последней беседе с Лежневым.

6. Лежнев как главный идейный антипод Рудина. Критика им отрицательных черт рудинского характера с позиций либерального помещика-практика. Эволюция лежневского отношения к Рудину.

 

Литература

· Бялый Г. Первый роман Тургенева. / Тургенев И.С. Рудин: Роман. – М.: Дет. лит., 1990 – 159 с.*

· Ефимова Е.М. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сб. статей. – М., 1959.

· Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.

· Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1961 (гл. 5).

· Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – М., 1968.

 

ЗАНЯТИЕ № 9

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...