Тип «лишнего человека» в изображении И. С. Тургенева (роман «рудин»)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ЗАНЯТИЕ № 1 ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Вопросы 1. Жанр жития. История возникновения жанра. Житийный канон. 2. Нарушение композиционной схемы жития в «Сказании о Борисе и Глебе». 3. Сюжет и композиция «Жития преподобного Феодосия Печерского». 4. Структура «Жития преподобного Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым: а) родители и детство преподобного Сергия; б) обучение его грамоте; в) возникновение монастыря; г) преодоление трудностей, чудеса; д) характер Сергия. 5. Смысл нравственного подвига Сергия Радонежского и его место в русской истории. 6. Стиль «плетения словес». Новаторство Епифания Премудрого в «Житии преподобного Сергия Радонежского». Тексты 1. Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. – М, 1989. 2. Древнерусская литература (хрестоматия). – М., 1997. Литература · Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003*. · История русской литературы 10 – 17 вв. – М., 1986. · Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М. – Л., 1969. ЗАНЯТИЕ № 2 БЫТОВЫЕ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА Вопросы 1. Проблемы русской литературы XVII века. Демократизация. Обмирщение. 2. Проблема отцов и детей. Пути спасения человеческой души: «Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне». 3. Новые типы и идеалы. «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве», «Сказание о роскошном житии и веселии». Тексты · Древнерусская литература (хрестоматия). – М, 1997. · Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978. Литература · Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003*. · Творогов О.В. Литература древней Руси. – М., 1981.
· Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 1996. – Ч. 1. ЗАНЯТИЕ № 3 РЕФОРМА РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО И М.В. ЛОМОНОСОВА
Вопросы Тоническое стихосложение: краткая характеристика., особенности. Примеры тонического стихосложения. Силлабическое стихосложение: время появления, краткая характеристика. 3. Причины реформирования силлабической системы стихосложения. 4. Основные этапы реформы: а) реформа В.К. Тредиаковского. Основной принцип стихосложения, предложенный В.К.Тредиаковским. Ограниченность реформы поэта. б) реформа М.В.Ломоносова (1739). Основные положения новой системы. Стихотворные размеры, предложенные Ломоносовым. 5. Полемика М.В.Ломоносова иВ.К.Тредиаковского о рифме. 6. Значение реформы для развития системы русского стихосложения. 7. Современное силлабо-тоническое стихосложение: стихотворные размеры (примеры).
Литература · Тредиаковский B.K. Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний // Тредиаковский B.К. Избр. произв. – М.-Л.: Советский писатель, 1963. · Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избр. произв. – М.-Л.: Советский писатель, 1965. · Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова // Возникновение русской науки о литературе. – М.: Наука, 1975. · Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. · Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. – М., 1997. ЗАНЯТИЕ № 4 РУССКИЙ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М. КАРАМЗИНА Вопросы 1. Биография Н.М. Карамзина. 2. Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него. 3. Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе.
4. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма: а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя; б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Карамзина; в) психологическая функция пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо повести; г) образ автора, речевой строй повествования; д) значение повести в истории русской литературы. 5. «Остров Борнгольм» – предромантическая повесть: а) особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа; б) образ автора в повести. 6. Повести Н.М. Карамзина в истории русской литературы. Литература · Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. – М.; Л., 1964. – Т. 1.* · Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. – М., 1979. – С. 5-32. · Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985. – С. 111-133. ЗАНЯТИЕ № 5
РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Вопросы 1. Исторические условия возникновения романтизма в России. 2. Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. Социальные и психологические предпосылки формирования романтизма в России. Основные разновидности русского романтизма. 3. Истоки русского романтизма в творчестве В.А. Жуковского. 4. Характеристика раннего творчества Жуковского: а) становление романтического метода и романтического сознания в поэзии Жуковского. б) жанр баллады в творчестве Жуковского. «Людмила» – первая баллада Жуковского. Романтизм баллады. Спор вокруг нее. в) «Светлана» – романтическая баллада. Отражение взглядов Жуковского. г) Проявление особенностей романтизма Жуковского в его балладах. 5. Гражданский романтизм. Особенности художественного метода. 6. Романтизм Рылеева: сюжет, характеры, поэтика. Жанр «дум» в творчестве Рылеева. 7. Романтизм и реализм, их соотношение в литературе первой четверти XIX века.
Литература · Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Часть 1. · Русский романтизм / Под ред. Н. Гуляева. – М., 1974.
· Иезуитов Р.В. Жуковский и его время. – М., 1989. · Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории русской советской поэзии. – М., 1991. ЗАНЯТИЕ № 6 «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А. С. ПУШКИНА
Вопросы 1. Этапы творческого пути А.С. Пушкина. 2. Замысел произведений цикла и история создания «Маленьких трагедий». 3. Жанровые истоки цикла. Варианты названий, предложенных Пушкиным, как отражение новизны жанра. 4. Проблематика произведений цикла и их художественное единство. 5. Художественные средства в «Маленьких трагедиях». Литература · Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957. · Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С.Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово, 1982. – С.53-66. · Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина – М.: Худож. лит., 1974. – 96 с. · Фёдоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. – Кемерово, 1979. – С.143-150. · Федякин С. Драматургия Болдинской осени. – Газета «Литература» – 2009. – № 11.* ЗАНЯТИЕ № 7 ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОЗЕ ХIХ – НАЧАЛА ХХвеков
Вопросы 1. Особенности пушкинской трактовки образа «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»): а) отношение автора к Самсону Вырину (простая жалость – сочувствие – сострадание?) б) чем, по мнению А.С. Пушкина, вызваны страдания героя, кто, прежде всего, виновен в трагическом исходе событий? 2. Особенности гоголевского сатирического изображения «маленького человека» (на материале повести «Шинель»): а) что общего в характерах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, а в чём их принципиальная разница? б) какие способы сатирической типизации можно отметить в «Шинели»? в) какова авторская позиция в отношении к «маленькому человеку»? г) в чем проявилась новизна Гоголя в осмыслении темы «маленького человека»? 3. Совмещение пушкинских и гоголевских принципов изображения характера в образе главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
4. Новаторское осмысление А.П. Чеховым образа «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Горе»). 5. Трактовке образа «маленького человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна. Литература · Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. · Катаев В.Б. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998. · Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С. · Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979.* · Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987. ЗАНЯТИЕ № 8 ТИП «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» В ИЗОБРАЖЕНИИ И.С. ТУРГЕНЕВА (РОМАН «РУДИН») Вопросы 1. Общественно–исторические предпосылки обращения И.С. Тургенева к изображению передовой дворянской интеллигенции 30 – 40-х годов ХІХ века. «Лишние люди» как типическое явление русской жизни эпохи реакции. Проблема их социальной ценности в условиях 50-х годов. Рудин в ряду других представителей «лишних людей» (Онегин, Печорин и др.). 2. Бытовое окружение в усадьбе Ласунской. Душевная нищета ее обитателей. Интеллектуальное и нравственное превосходство Рудина. 3. Главное противоречие в характере Рудина. Испытание Рудина любовью как решающая проверка его жизненной несостоятельности. Сцена Авдюхина у пруда и ее идейно-композиционная роль в романе. Суд Натальи Ласунской над Рудиным. 4. Субъективные и объективные причины краха общественных начинаний Рудина. Драматизм его судьбы. Трагический финал скитальческой жизни Рудина. 5. Две исповеди Рудина. Нравственный самокритизм Рудина в прощальном письме и в последней беседе с Лежневым. 6. Лежнев как главный идейный антипод Рудина. Критика им отрицательных черт рудинского характера с позиций либерального помещика-практика. Эволюция лежневского отношения к Рудину.
Литература · Бялый Г. Первый роман Тургенева. / Тургенев И.С. Рудин: Роман. – М.: Дет. лит., 1990 – 159 с.* · Ефимова Е.М. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сб. статей. – М., 1959. · Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975. · Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1961 (гл. 5). · Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – М., 1968.
ЗАНЯТИЕ № 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|