Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роман Л. Н. Толстого «анна Каренина»




Вопросы

1. Творческая история романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

2. Отражение в романе общественной жизни России 70-х годов.

3. Эпиграф романа, его смысл.

4. Сущность и причины трагедии Анны Карениной.

5. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.

6. Поэтика романа.

7. Жанровое своеобразие романа.

Литература

· Храпченко М.Б. Толстой как художник. – М., 1971. – Гл.4 «Анна Каренина».

· Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1974. – С. 110-195.

· Бабаев Э. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.

· Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М., 1963.

ЗАНЯТИЕ № 10

НРАВСТВЕННО–ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

РОМАНА М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Вопросы

1. История создания романа.

2. Своеобразие композиции, ее роль в произведении.

3. Сочетание конкретно–исторической и гротескно–фантастической образности.

4. Критическое изображение социальной действительности 20–30–х г.

5. Фантастическая сюжетная линия.

6. Образы представителей «царства тьмы», функция нечистой силы.

7. Проблема творчества и судьбы художника. Образы Мастера и Маргариты.

8. Утверждение вечных ценностей в романе.

9. Нравственно–философская сущность библейского сюжета.

10. Образ Иешуа.

11. Взаимосвязь исторической и современной частей романа.

12. Характеристика творческого метода М.Булгакова.

Литература

· Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Сов. писатель, 1983.

· Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 1991.

· Соколов Б. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.

· Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Худ. лит., 1991.

· Сарнов Б. Каждому – по его вере. О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: МГУ, 1997.

ЗАНЯТИЕ № 11

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Вопросы

1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история.2. Образ Юрия Живаго.а) основные этапы становления личности героя;б) как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве.3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары.4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа (историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне).5. Художественное совершенство романа.а) сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго».б) своеобразие жанра и композиции романа;в) роль евангельских мотивов и образов в романе;г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго».

Литература

Художественный текст: Пастернак Б. «Доктор Живаго».· Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мирим – 1988. № 1.· Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. – 1988. № 9.· Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». – М., 1996.

ЗАНЯТИЕ № 12

ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА

Вопросы

1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова.2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. К чему приводит уклонение от выбора?4. Авторское отношение к позиции героев.5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. Литература · Художественные тексты: Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь (две повести по выбору)· Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. – М., 1979.*· Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир. – 1980, № 9.· Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. – М., 1984.

ЗАНЯТИЕ № 13

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ 60–80–х гг. ХХ в.

Е.Евтушенко; «Людей неинтересных в мире нет», «Письмо к Есенину», «Памяти Ахматовой», «Идут белые снеги», «В строке, отливающей сталью…».

А.Вознесенский: «Гойя», «Хобби света», «Васильки Шагала», «Бобровый плач», «Охота на зайца», «Роща», Ностальгия по настоящему»;

Б.Окуджава: «Песенка о ночной Москве», «До свидания, мальчики», «По Смоленской дороге», «Прощание с Польшей», «Чудесный вальс»;

В.Высоцкий: «Я не люблю», «О фатальных датах и цифрах», «Горизонт», «Купола», «Мне судьба – до последней черты, до креста», «Певец у микрофона», «Кони привередливые»;

Б.Ахмадулина: «Смотрю на женщин, как смотрели встарь», «Прогулка», «Цветений очередность», «Род занятий», «Посвящение Александру Блоку», «Мои товарищи».

Вопросы

1. Социальная, философская, нравственная, гуманистическая проблематика поэзии 60–80-х годов 20 в. (общая характеристика).

2. Отражение духовного мира личности в творчестве одного из поэтов – в форме доклада по следующему плану:

а) Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта.б) Отражение общественных процессов в лирике поэта.в) Круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта.г) Образ лирического героя, его духовный мир.д) Искусство слова, ритма, рифмики.

Литература

  • Зайцев В.А. Современная советская поэзия. – М.: Высш. шк., 1988.
  • Пьяных М.Ф. «Покой нам только снится…». Русская советская поэзия 1965–1985 годов. – Л., 1985.
  • Сидоров Е.Ю. Евгений Евтушенко. – М.: Худож. лит., 1987.
  • Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. Этюды. – М., 1970.
  • Бестужев–Лада И. Открывая Высоцкого. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  • Алешка Т. Творчество Б.Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.
· Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. – М, 1975.
  • Чайковский Р. Романтик ли Б. Окуджава // Литературное обозрение. – 1987. – № 6.

 

ЗАНЯТИЕ № 14

СПЕЦИФИКА «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ» КОНЦА ХХ века

(в форме докладов с самостоятельным поиском дополнительной литературы)

1. «Женская проза»: основные черты.

2. Обзор произведений В. Токаревой («Груда голубых камней», «Хэппи энд», «Я есть. Ты есть. Он есть», «Длинный день»).

3. Обзор произведений Г. Щербаковой («Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Армия любовников», «У ног лежачих женщин», «Косточка авокадо», «Подробности мелких чувств», «Митина любовь» – по выбору).

4. Обзор произведений Л. Улицкой («Искренне ваш Шурик», «Медея и её дети», «Сонечка», «Казус Кукоцкого» – по выбору).

5. Обзор произведений Л. Петрушевской («Новые Робинзоны», «Свой круг», «Мост Ватерлоо», «Любовь Номер Один, или В садах других возможностей», «Время ночь» – по выбору).

6. Обзор произведений Т. Толстой («Река Оккервиль», «Милая Шура», «Свидание с птицей», «Петерс», «Сомнамбула в тумане» и др.).

Литература

· Васильева М. Так сложилось// Дружба народов. – 1998. – № 4.

· Вейли Р. Мир, где состарились сказки: Социокультурный генезис прозы В. Токаревой// Литературное обозрение. – 1993. – № 1, 2.

· Лебедушкина О. Книга царств и возможностей// Дружба народов. – 1998. - № 4.

· Морозова Т. Ускользающее месторождение сюжета// Дружба народов. – 1998. - № 8.

· Новиков В. Наедине с вечностью// Толстая Т. Любишь – не любишь: Рассказы. – М., 1997.

· Новикова Л. Тело против пустоты// Знамя. – 1998. – № 9.

· Савкина И. Женская проза – без кавычек// Литературная учеба. – 1998. - № 3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...