Четыре Основы Духовной Силы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ‘Далее, Удāйин, я открыл моим ученикам путь к развитию четырех основ духовной силы. Здесь, бхиккху взращивает основу духовной силы, состоящую в спокойствии ума с помощью радости и решительного стремления' Первая духовная сила относится к радости, как это объяснялось выше. ‘Он развивает основу духовной силы, состоящую в сосредоточении (здесь означает неподвижность) с помощью усилия и решительного стремления' Это вторая духовная сила – устремление. Нельзя быть небрежным или становиться ленивым, когда мы идем по Пути Владыки Будды. Чтобы оставаться на пути требуется много усилий, особенно когда осознáешь, что это практика всей жизни! Здесь говорится об усилиях, необходимых для распознавания ограниченного и напряженного ума, за которым следуют усилия, необходимые для освобождения от мышления и расслабления напряжения в голове и уме, прежде чем возвращаться к дыханию. ‘Он развивает основу духовной силы, состоящую в сосредоточении (здесь означает безмятежность) с помощью [чистоты] ума и решительного стремления' Третья духовная сила относится к чистоте ума, который совершенствуется пока мы как можно дольше остаемся с объектом медитации. Когда появляется помеха и отвлекает нас от медитации, мы просто позволяем этой помехе быть, не вовлекаясь в размышляющий ум, ослабляем напряжение в голове, вызванное этой помехой, и затем вновь мягко направляем внимание на объект медитации, т.е. на дыхание, успокаивая и расширяя ум. Не важно, сколько раз ум будет возвращаться к этому отвлечению или помехе. Мы просто продолжаем принимать, расслаблять и возвращаться к дыханию. Это способ очищения ума от всех загрязнений и препятствий. Запомните, медитация заключается не в размышлении, а в расширении своего ума и осознанности в настоящем мгновении, после чего следует возвыситься над этим до истинного выражения любящего принятия. Медитация это безмолвие, когда мысли со всеми их образами и словами полностью затихли. Но медитация это не ‘сосредоточение'. ‘Сосредоточение' ограничивает ум и является формой неприятия, разновидностью ограничения, подавления помех, это сопротивление. Оно также является определенной формой борьбы. Медитативный ум может быть очень неподвижным и спокойным, при этом не имея в себе ограниченности, угнетенности или сопротивления. Сосредоточенный ум не может медитировать в соответствии с буддийской практикой.
‘Он развивает основу духовной силы, состоящую в сосредоточении (здесь означает спокойствие ума) с помощью исследования и решительного стремления'. Привычка исследовать свой духовный опыт является весьма важным аспектом духовного роста. Когда мы захвачены помехой, болью или любым другим отвлечением, мы должны уметь увидеть, как ум реагирует на эту особую ситуацию. Например, когда мы медитируем у нас может возникнуть сонливость. Чтобы преодолеть сонливость, необходимо оставаться с большим вниманием и с радостной заинтересованностью на объекте медитации. Мы должны непосредственно увидеть, как наш ум ускользает обратно к сонливости. Другими словами мы должны приложить больше усилий к практике. Когда заметим, что ум начинает попадаться в ловушку помехи, мы быстрее освободимся от нее, и не будем захвачены ею на длительное время. Однако если мы полностью охвачены сонливостью, может понадобиться некоторое время, чтобы преодолеть эту помеху, так как это самое последнее чего бы хотелось уму! Таким образом, ум может скакать вперед и назад, подобно теннисному шарику, от объекта медитации к сонливость. Чем больше мы испытываем легкости и радостной заинтересованности по отношению к работе ума, тем быстрее мы освободимся от помехи и снова начнем медитировать.
Сходным образом, когда возникает боль, мы не направляем ум внутрь этой боли. Мы можем увидеть, как ум сопротивляется этому ощущению только тогда, когда наше внимание привлечено к этой боли. Если мы начнем думать о боли, она станет сильней и интенсивней. Таким образом, мы сначала освобождаемся от размышляющего ума, который разглагольствует относительно этих отвлечений (боли, помех, тяжелых эмоций и т.д.), затем расслабляем ум и развязываем тугой ментальный узел вокруг этого ощущения, расслабляем напряжение в голове, успокаиваем ум, после чего вновь направляем свое внимание на объект медитации. Это проделывается неоднократно, пока боль больше не будет отвлекать к себе ум. Бесспорно, это отличается от некоторых других указаний по медитации, согласно которым медитаторы направляют свое внимание внутрь боли и осознают ее как ‘боль… боль… боль…'. При этом, они пытаются увидеть ее истинную природу и наблюдают за изменениями в ней. Но боль по природе, вызывает отвращение и, таким образом, эти медитаторы склонны делать ум напряженным и закостенелым, чтобы они могли продолжить наблюдать за болью. Закостенелость ума всегда остается незамеченной для таких медитаторов, и они никогда не обладают ясным видением того, когда эта закостенелость возникает. Со временем, эти медитаторы развивают достаточно сильное сосредоточение (неподвижное внимание), чтобы уметь преодолевать эту боль. Однако, это достигается подавлением и напряжением ума. Можно ясно увидеть, что духовная основа исследования своего опыта заключается в очищении ума с помощью принятия всего происходящего в настоящем моменте, не пытаясь бороться, контролировать или даже как-то затронуть происходящее. Любящее принятие и терпение (которые определяются в английском словаре как ‘непротивление') настоящего мгновения – это путь к обретению Ниббāны. Ее нельзя достичь сосредоточением, напряжением, подавлением и неприятием. Пять Способностей ‘Далее, Удāйин, я открыл моим ученикам путь к развитию пяти духовных способностей. Здесь, бхиккху взращивает способность веры, которая ведет к покою и просветлению'.
Способность веры также называется способностью уверенности. По мере возрастания заинтересованности к освобождению от страданий существования, возрастет и ваше любопытство. И, таки образом, вы начинаете поиски учителя медитации. Если вам повезет учиться у компетентного учителя, вы начнете замечать маленькие перемены в восприятии мира. По мере того, как вы будете замечать это на непосредственном опыте, у вас начнет возрастать уверенность. В результате, ваш энтузиазм по отношению к практике увеличится настолько, что вы пожелаете больше практиковать! ‘Он взращивает способность усилия, которое ведет к спокойствию и просветлению'. Когда возрастает уверенность, мы естественно прикладываем больше усилий к своей практике. Мы начинаем сидеть немного дольше, а ум становится немного яснее. Для начинающего рекомендуется сидеть не менее 45 минут за раз. Но если вам удобно сидеть, вы можете продлить свое время, пока будет сохраняться это ощущение удобства. Комфортное сидение может длиться час или 1ч. 10 мин. или дольше. Хорошо если вы будете сидеть в течение все возрастающих периодов времени, и не будете беспокоиться о том, что привяжитесь к процессу сидения. Единственный способ, которым можно привязаться к чему-либо состоит в размышлении и неверном выполнении медитации. Нет ничего плохого в том, что вы подолгу сидите в медитации, при условии, что это не причиняет вам физического вреда и вы достаточно подготовлены. Сидеть в течение одного, двух или трех часов замечательно лишь тогда, когда вы готовы удобно сидеть в течение стольких часов. Если вы сидите в положении, которое постоянно вызывает появление боли, тогда вы сами себе причиняете ненужные физические неудобства. Так поступать не мудро, поскольку сидячее положение должно быть удобным. Вполне допустимо использовать табуретку или стул, но лишь до тех пор, пока вы ни на что не облокачиваетесь. Облокачивание годится для сна и тупости, но не для медитации. И, таким образом, чем больше у нас уверенности, тем больше усилий мы прикладываем к практике. Также, у нас естественно возрастет энтузиазм.
‘Он взращивает способность внимательности, которая ведет к покою и просветлению'. По мере возрастания усилий естественно окрепнет наша осознанность и внимательность. Это довольно естественный ‘непринужденный' процесс. Давайте рассмотрим ум обычного человека, такого как вы или я. Мы обнаружим легкомысленный и ветреный ум, или можно даже сказать, безумный ум обезьяны. Он находится в постоянном движении, постоянно скачет вокруг. С каждым мгновением у него меняются фантазии и влечения. Ум является жертвой побуждений и собственной реакции на них. Фактически, эта реакция, которая обычно повторно срабатывает на условия таким образом, каким мы всегда действуем, когда возникает определенное побуждение. Это цепочка взаимосвязанных ассоциаций, надежд, страхов, воспоминаний, фантазий, сожалений, постоянно протекающих через ум, вызванных воспоминаниями о внешнем мире. Ум слеп, всегда в движении, никогда не удовлетворен в своих поисках удовольствий и удовлетворенности. Неудивительно, что ум становится таким безумным и полным неудовлетворенности, и что его уподобили неспокойной и безумной обезьяне, прыгающей с ветки на ветку в поисках плода, который бы принес ей удовлетворение, через бесконечные джунгли обусловленных событий. Таким образом, когда вы впервые начинаете медитировать, ум, как и следовало ожидать, бегает вокруг, надолго отвлекаясь от объекта медитации. Иногда, может понадобиться 2 или 3 часа, прежде чем вы сможете понять это, тогда вы осторожно освобождаете его, расслабляете напряжение в голове, успокаиваете ум и опять направляете внимание обратно на дыхание. Только так будет правильно, поскольку ум привык блуждать там, где ему нравится. Но по мере совершенствования практики и способности быстрого распознания и освобождения, ваша внимательность постепенно станет острее. Ум может отклониться от дыхания только на 1 минуту, прежде чем осознает, что отклонился от дыхания. Тогда вы освобождаете и расслабляете ум и возвращаетесь к дыханию. В это время ум будет оставаться на дыхании в течение более долгих периодов времени, возможно в течение 30 секунд, прежде чем он вновь отклонится. Однако теперь вы можете быстрее заметить, когда ум начинает отклоняться. Ваша внимательность становится острее и вы способны осознавать все, что ум делает сейчас. Таким образом, когда возрастает наша уверенность, возрастают и наши усилия, и, в результате, бдительность ума естественно повышается. ‘Он развивает способность безмятежности или неподвижности, которая ведет к покою и просветлению'
Когда наша осознанность настоящего мгновения усиливается, ум естественно остается на объекте медитации в течение более продолжительного времени. Большинство людей назвали бы это состояние ‘сосредоточением', но это не так. Ум не поглощен или не зафиксирован на объекте медитации. Наоборот, он совершенно неподвижен, расслаблен, спокоен и неуклонно пребывает на дыхании. В это время возникает сильное чувство радости, а тело становится очень легким и появляется такое ощущение, как будто вы парите. Когда радость затихает, появляется глубокое ощущение безмятежности, невозмутимости и спокойствия. Благодаря острой осознанности, вас не захватывают эти ощущения. Но когда мы начинаем размышлять или внутренне рассуждать о том, какое это хорошее состояние и как сильно оно нам нравится, мы утрачиваем это состояние и тогда очень часто в наш ум проникает сонливость. Это происходит потому, что мы охвачены привязанностью к тем ощущениям и безвозвратно отклоняемся от дыхания. Осознанность угасает тогда, когда мы начинаем размышлять или внутренне рассуждать о вещах и когда нас захватывает желание контролировать эти вещи и мысли. Это также случается, когда мы сильно желаем, чтобы возникли переживания радости и безмятежности. Такое сильное желание становится чрезмерной старательностью ума, и в результате, появляется беспокойство и неудовлетворенность. Эти комбинации помех станут причиной прекращения всей духовной практики, т.к. желание того, чтобы вещи были такими и не другими приводит к угасанию всего духовного совершенствования. Поэтому, нам следует быть более осознанными относительно мыслей, касающихся этих приятных состояний. И, таким образом, по мере возрастания уверенности, возрастают также и наши усилия. Это обостряет нашу осознанность, что укрепляет и продолжает спокойствие и недвижимость ума в течение более продолжительных отрезков времени. ‘Бхиккху развивает способность мудрости (или понимания), которая ведет к покою и просветлению. И с помощью этого многие мои ученики достигают полноты и совершенства знания' По мере того как ум становится все более спокойным и неподвижным, мы начинаем прозревать истинную природу вещей. Такое совершенствование мудрости или ума обретается в результате видения того, как вещи сами возникают и исчезают. Даже когда мы сидим в джхāне [уровень медитации] мы видим как, например, возникает радость. Она длится некоторое время и затем угасает. Мы видим как возникает безмятежность и счастье. Они длятся некоторое время и затем постепенно исчезают. Мы можем увидеть истинную природу непостоянства даже в начале своей практики, наблюдая за тем, как возникают и постепенно исчезают мысли. Мы наблюдаем за тем, как ощущения и эмоции возникают и постепенно исчезают. Мы также замечаем, что эти возникающие и исчезающие вещи неудовлетворительные и что эти ощущения и эмоции являются разновидностью страдания, особенно когда они действуют так, как нам не нравится. Когда мы увидим всю действительную неудовлетворительность этого процесса, мы также ясно увидим, что это безличный процесс. Нет никого, кто бы мог контролировать появление и исчезновение этих вещей. Даже находясь в джхāне [уровень медитации] мы не имеем никакого контроля над возникающей радостью, поскольку радость возникает тогда, когда возникают сопровождающие ее условия. В то же время мы не можем принудительно удержать радость, так как она постепенно исчезнет, когда на то возникнут соответствующие условия. И это становится причиной появления еще большей неудовлетворенности, поскольку радость это такое приятное чувство! Следовательно, мы можем очень ясно увидеть признаки бытия, т.е. аничча (непостоянство), дуккха (страдание) и анаттā (не-‘я'). Таким образом, развивается мудрость, которая постепенно ведет нас к видению Взаимозависимого Происхождения в прямом и обратном порядке (т.е. видению и осознаванию Четырех Благородных Истин). Интересно заметить, что можно видеть три признака бытия не обладая видением Взаимозависимого Происхождения, и в то же время невозможно увидеть взаимозависимое происхождение не обладая видением трех признаков бытия (т.е. непостоянства, страдания и природы не-‘я'). Мы подробнее обсудим это позже. (Пять сил) ‘Далее, Удайин, я открыл моим ученикам путь к развитию Пяти Духовных Сил. Здесь, развивает Силу Веры, которая ведет к покою и просветлению. Он развивает Силу Усилия, которая ведет к покою и просветлению. Он развивает Силу Осознанности, которая ведет к покою и просветлению. Он развивает Силу Недвижимости, которая ведет к покою и просветлению. Он развивает Силу Мудрости, которая ведет к покою и просветлению. И с помощью этого многие мои ученики пребывают в полноте и совершенстве непосредственного знания'. Эти силы тождественны пути вышеупомянутым способностям. Они называются силами из-за своего свойства очищать ум и делать его нравственным и чистым. Сейчас мы продолжим Анāпāнасати Сутту. 14 ] ‘В этой Сангхе бхиккху есть бхиккху, которые непрестанно взращивают любящую доброту… сострадание… признательную радость… безмятежность… созерцание нечистот [тела]… созерцание непостоянства – такие есть монахи в этой Сангхе бхиккху. В этой Сангхе бхиккху есть монахи, которые усердно развивают осознанность дыхания' Любящая доброта, сострадание, признательная радость и безмятежность известны как Четыре ‘Брахма Вихāра' или Четыре Безграничных состояния ума или Безграничные состояния ума. Они называются безграничными потому, что наш ум не имеет границ или пределов, когда мы находимся в этих состояниях медитации. Созерцание нечистот подходит для тех, у кого сильное влечение к похоти, возникающей в их уме. Суть этой практики заключается в созерцании 4-х элементов и отвратительной природы составляющих тела. Например, когда вы смотрите на красивого человека и у вас возникают вожделенные мысли, вы можете представить себе, насколько желанным был бы этот человек, если бы все его части тела были вывернуты наружу! Возникали бы в нашем уме такие мысли, тогда: ‘О! Какая замечательная кишка или печень!' или ‘Ух-ты! Какие прекрасные у того человека желчь, гной и слизь!'? Много ли похоти будет в уме в это время? Таким образом, эта медитация помогает людям привести в равновесие свою похотливую личность. Восприятие непостоянства, в действительности, не означает просто сесть и размышлять о том, как все переменчиво (запомните, ‘Медитация Безмятежной Мудрости' состоит в наблюдении с безмолвным и широким умом). Оно подразумевает медитативные состояния бесконечного пространства и бесконечного сознания, в которых ум видит насколько, в действительности, текучи эти ментальные и физические явления. Теперь, мы перейдем к следующему разделу сутты, в котором рассказывается об Осознанности Дыхания. (Осознанность Дыхания) 15 ] ‘Бхиккху, когда развивается и взращивается осознанность дыхания, это приносит большие плоды и большое благо. Когда развивается и взращивается Осознанность Дыхания, она осуществляет Четыре Основы Осознанности. Когда развиваются и взращиваются Четыре Основы Осознанности, они осуществляют Семь Факторов Просветления. Когда развиваются и взращиваются Семь Факторов Просветления, они приводят к истинному знанию и освобождению'. Можно заметить, что в этой сутте упоминаются Четыре Основы Осознанности и что они осуществляются с помощью практики Джхāны, или безмятежных и мудрых медитативных состояний ума. Это явно отличается от современно теории, согласно которой невозможно достичь Четырех Основ Осознанности пока мы переживаем джхāны [уровни медитации]. Владыка Будда учил только одному виду медитации, и это саматха или безмятежность, или же можно сказать, что он учил самāдхи – медитации безмятежной мудрости. 16 ] ‘И как, бхиккху, развивается и взращивается осознанность дыхания так, чтобы она принесла большие плоды и большое благо?' 17 ] ‘Здесь, бхиккху удаляется в лес, под корни дерева, или в пустую хижину, садится со скрещенными ногами, выпрямляет свое тело и устанавливает осознанность перед собой. Всегда осознавая он вдыхает, осознавая он выдыхает.' Фраза ‘уходит в лес, или под корни дерева, или в пустую хижину' означает, что мы удаляемся в достаточно тихое место, где будет мало отвлекающих факторов. Подходящее место – это вдали от дорожного шума, громкой и постоянной музыки или звуков, людей, а также животных. Во времена Владыки Будды, большинство людей сидели на полу. Отсюда фраза ‘садится со скрещенными ногами и выпрямляет свое тело'. Однако в настоящие дни, сидеть на полу может оказаться весьма утомительным и болезненным, т.к. люди, в большинстве, сидят на стульях, табуретах или диванах. Если вы желаете сидеть на полу, вам может пригодиться подушечка для сидения. В действительности, куда более важно исследовать все происходящее в уме, чем сидеть с неприятными и болезненными ощущениями. Запомните, в сидении на полу нет ничего волшебного. Все волшебство исходит из ясного, спокойного ума, который чувствует себя как можно более свободней. Таким образом, если вам очень болезненно сидеть на полу, вы можете сесть на табурет или стул. Однако есть одно важное условие: если медитатор сидит на стуле, он не должен облокачиваться на спинку стула. Облокачиваться на спинку хорошо для сна, а не для медитации! Слова ‘выпрямляет свое тело' означают сидеть с совершенно прямой спиной, при этом она не должны бать жесткой и вызывать ощущение неудобства. У совершенно прямой спины все позвонки расположены один над другим. Это способствует беспрепятственному протеканию энергии вверх и вниз вдоль спины. Облокачивание остановит поток энергии и вызовет появление сонливости. Поэтому, пожалуйста, не облокачивайтесь ни на что. Когда вы впервые начинаете медитировать, ваша спина не привыкла постоянно быть прямой, и потому, некоторые мышцы могут начать бунтовать и выражать недовольство. Однако с терпением и настойчивостью эти непривыкшие мышцы со временем приспособятся и окрепнут. Существует еще один важный аспект сидячей медитации. Вы должны сидеть, не двигая телом ни при каких условиях. Пожалуйста, не шевелите пальцами рук или ног, не двигайте руками, чтобы почесаться или потереться или же как-то изменить положение тела прежде завершения медитации. Всякое движение нарушает непрерывность практики и это становится причиной того, что медитатор начинает все заново. Некоторые учителя медитации учат своих учеников, что пока вы поддерживаете ‘осознанность' вполне допустимо двигаться. Но если ученики действительно поддерживают осознанность, они будут способны наблюдать за умом и заметить его неприязнь к этим ощущениям и, тогда, расслабить ум вокруг них. Таким образом, причина для движения не возникла бы! Осознанность означает любящее принятие всего происходящего в настоящем мгновении, не пытаясь контролировать, противодействовать или изменить этого. Быть по-настоящему осознающим означает раскрыться и позволить чему бы то ни было появляться в настоящем моменте. Движение во время сидения означает, что медитатор совсем не сохраняет осознанности. Медитатор уступает желанию пошевелиться, и отождествляет себя с эти желанием. Таким образом, когда мы подготовлены и начинаем медитировать, мы должны оставаться неподвижными и продолжать успокаивать ум всякий раз, когда появляется отвлекающий фактор. Лучше всего сидеть так же неподвижно как изображение Будды! Фактически, единственное допустимое движение во время медитации - это выпрямлять спину, когда та начинает сгибаться или наклоняться, т.к. это происходит не очень часто. Слова ‘осознавая он вдыхает, осознавая он выдыхает' объясняют нам как следует практиковать осознанность дыхания. Осознавать дыхание, значит знать когда мы ощущаем вдох, и знать когда мы ощущаем выдох. Это просто означает раскрыть свою осознанность и быть как можно более внимательным к дыханию и в то же время, расслаблять напряжение в голове (более подробно это будет объясняться немного позже). 18 ] ‘Делая долгий вдох, он понимает: ‘Я делаю долгий вдох'; или, делая долгий выдох, онпонимает: ‘Я делаю долгий выдох'. Делая короткий вдох, он понимает: ‘Я делаю короткий вдох'; или, делая короткий выдох, он понимает: ‘Я делаю короткий выдох''. Слова ‘он понимает' подчеркнуты, чтобы показать, что мы не сосредотачиваемся с сильным вниманием на дыхании, исключая все остальное. Мы просто понимаем все происходящее с дыханием в настоящем моменте. Это все, что требуется! Мы просто знаем, когда совершаем долгий или короткий вдох! Нет никакого контроля над дыханием. Вместо контроля присутствует лишь понимание того, что мы делаем в настоящем моменте. Если мы попытаемся ‘слишком сильно сосредоточиться' или ‘сконцентрироваться' на дыхании, исключая все остальное, то вызовем лишь головную боль из-за ‘неправильного сосредоточения'. Каждый раз, когда медитатор будет сильно держаться за объект медитации и пытаться принудить ум ‘сосредоточиться' или отбрасывать любые отвлекающие факторы, у него в голове будет возникать очень сильное и болезненное напряжение. Это напряжение в голове также появляется когда медитатор пытается контролировать сидение, отбрасывая все отвлекающие мысли и чувства, и быстро возвращаясь к объекту медитации. Это происходит с ‘ежемгновенным сосредоточением', как впрочем и с любой другой техникой ‘сосредоточения'. Многие учителя медитации учат своих учеников устанавливать внимание прямо в середине ощущения и рассматривать его истинную природу. Это вызывает появление нескольких различных последствий. Во-первых, ученик разовьет более сильную боль, и это наоборот станет отвлекающим фактором. Это случается потому, что такие учителя медитации учат своих учеников оставаться с этой болью до тех пор, пока она не уйдет. К сожалению, для этого может понадобиться невероятно много времени. Кроме того, ученики должны напрягать свой ум, чтобы наблюдать за этим напряжением. В действительности же это напряжение ума не осознается. Ученики начинают развивать ум, который закрепощается при возникновении боли. Вполне естественно, что это происходит, т.к. необходимо много мужества и большая сила духа, чтобы наблюдать за болью подобным образом. В действительности в это время развивается разновидность антипатии, и это закрепощение ума не осознается как аничча, дуккха, анаттā. Со временем, даже когда вы не будете медитировать, это подавление может вызвать закрепощение личности, что вызывает появление настоящих проблем. Ум станет склонным к критике и осуждению, а совершенствование ума станет для медитатора трудным. Многие люди говорят, что им необходимо проводить ритрит любящей доброты после совершения других видов медитации, поскольку они обнаружили, что совершают и говорят вещи, которые не приятные другим людям. Когда это происходит, следует задаться вопросом: ‘Действительно ли эта техника медитации ведет к моему счастью и счастью других! Если ответ ‘да', тогда зачем мне нужно практиковать другую форму медитации чтобы сбалансировать свое мышление?' В конечном счете, вы сможете подавить эту антипатию с помощью практики ‘сосредоточения', которой учат большинство учителей медитации как ‘истинному методу'. Однако, метод, которому учил Владыка Будда, состоял в том, чтобы никогда ничего не подавлять. Его метод заключался в раскрытии и расширении ума и принятии всего возникающего в настоящем мгновении. Таким образом, всякий раз, когда в теле возникает боль, мы сперва распознаем, что ум охвачен этим ощущением, отпускаем все мысли связанные с этим ощущением, раскрываем ум и ослабляем плотный ментальный узел, завязанный вокруг этого ощущения, или же просто позволяем этому ощущению быть там самому по себе, без всякого ментального противодействия или антипатии к нему. Мы делаем это, говоря себе следующие слова: ‘Ничего страшного, пусть эта боль будет там сама по себе. Далее, ослабив напряжение в голове… почувствуйте как ум расширяется и становится спокойным… затем вновь направьте внимание обратно на объект медитации, т.е. на дыхание'. Если нас увлекут размышления об этом ощущении или боли, оно усилится и станет более интенсивным. Со временем, мы не сможем больше терпеть его и почувствуем необходимость изменить положение тела. Это размышление или внутреннее рассуждение относительно возникшего ощущения, а также желание чтобы оно прошло, является ‘самоотождествлением' с этим болезненным ощущением. Такая вовлеченность, … попытки контроля, борьба с ощущением, … противодействие ему и т.д. – всего лишь борьба с Дхаммой (Истиной Настоящего Мгновения). Каждый раз, когда мы боремся и пытаемся контролировать ум или же закрепощаем его для Дхаммы настоящего мгновения, мы причиняем себе ненужные страдания и боль. Еще одна форма борьбы с Дхаммой состоит в личностном восприятии явлений. В результате, это делает боль еще сильнее. Таким образом, мы должны научиться раскрываться и любяще принимать настоящее мгновение без такого ‘самоотождествления' и размышления или внутреннего рассуждения, или восприятия этого момента как ‘я есть это'. Так, можно обрести мир и спокойствие ума, вместе с безмятежностью, полной осознанностью и внимательностью. Владыка Будда учил нас трем видам действий, которые совершаются во время медитации или в нашей повседневной деятельности, это – ‘любить место, где мы находимся, любить то, что мы делаем в настоящем мгновении, и любить тех, с кем мы находимся'. Эти простые советы позволяют в полной мере принять настоящее мгновение. ‘Любить место, где мы находимся' означает принять тот факт, что когда мы сидим в медитации, вещи не всегда бывают такими, какими мы бы хотели чтобы они были. ‘Любить то, что мы делаем' означает раскрыть ум и позволить появляться в нем всему, что возникает в настоящем мгновении, не привязываясь к этому. Хорошим акронимом для этого будет НПИОУ, что означает ‘Не Противодействовать Или Отталкивать, Успокаивать'. Что бы ни возникало, мы не противодействуем этому и не отталкиваем его. Просто расслабьте его, раскройте ум и примите это явление. Иными словами ‘любить то, что мы делаем, любить тех, с кем мы находимся' означает любить себя так, чтобы мы видели и отпускали различные виды привязанности, которые вызывают появление боли в нашем теле и уме. Признание того факта, что мы причина собственных страданий является важным достижением. Если мы по-настоящему любим себя, то увидим боль и страдание и с любовью отпустим их. Это осуществляется посредством отпускания размышления о них. Таким образом, мы освобождаемся от привязанности и самоотождествления с ними. Он упражняется так: ‘Я буду вдыхать, осознавая все тело [дыхания]'; Он упражняется так: ‘Я буду выдыхать, осознавая все тело [дыхания]'; Эта часть сутты подразумевает, что медитатор знает, когда начинается вдох и когда он прекращается. Также он знает, когда начинается и когда прекращается выдох. Медитатору не следует слишком сильно фокусироваться или ‘сосредотачиваться' на дыхании, или же воспринимать это дыхание в качестве объекта высшего сосредоточения. Мы просто знаем обо всех изменениях в дыхании, происходящих в настоящем мгновении. Наша осознанность достаточно острая, чтобы всегда знать, что происходит с дыханием, при этом не контролируя его каким-либо образом. Просто позвольте дыханию и осознанности быть естественным процессом. Он упражняется так: ‘Я буду вдыхать, успокаивая телесные образования'; Он упражняется так: ‘Я буду выдыхать, успокаивая телесные образования' Это простое изложение является наиболее важной частью указаний по данной медитации. Оно учит нас замечать напряжение, возникающее в голове с каждым появлением сознания и отпускать это напряжение, когда мы совершаем вдох или выдох. Затем, мы ощущаем как раскрывается наш ум, расширяется, расслабляется и становится спокойным. Всякий раз, когда мы замечаем что ум отвлекся от дыхания, мы просто отпускаем этот отвлекающий фактор, ослабляем напряжение в голове, отпуская его, ощущаем как ум становится открытым, расширенным, расслабленным, спокойным и ясным. Далее, мы осторожно направляем ум обратно на дыхание, делая вдох, мы расслабляем, расширяем и успокаиваем напряжение в голове и уме… делая выдох, мы расслабляем, расширяем и успокаиваем напряжение в голове и уме. Например, когда появляется мысль, просто позвольте ей уйти. Не продолжайте размышлять, даже если вы находитесь в середине предложения. Просто мягко позвольте мысли уйти. Если отвлекающим фактором является ощущение, сперва раскройте ум и освободитесь от неприязни к этому ощущению, затем откройте и расширьте ум, прежде чем направить внимание обратно на дыхание. Подобное раскрытие, расширение и отпускание напряжения в голове является, фактически, освобождением от тонкой формы ‘самоотождествления', которая привязывает себя ко всему возникающему. Таким образом, когда мы освобождаемся от этого напряжения, мы в действительности освобождаемся от всего неведения, являющегося причиной новых рождений. Если вы будете тщательно следовать всем указаниям по медитации, содержащимся в этой книге, у вас не будут возникать в уме ‘знаки или же нимитта' (т.е. свет или иные объекты, порожденные умом, которые возникают когда практикуют ‘медитацию сосредоточения'). Ум естественно станет спокойным и безмятежным. Нет необходимости пытаться принудить ум оставаться на объекте медитации с помощью сильного ‘сосредоточения', вызывающего в голове напряжение и боль. Мы начинаем понимать истинную природу всех явлений, каковой является непостоянство (аничча), неудовлетворительность (дуккха) и ‘не-я' (анаттā). Таким образом, когда мы практикуем ‘Медитацию Безмятежной Мудрости', мы осознаем вдох и одновременно расслабляем напряжение в голове и уме. Мы также осознаем выдох и, опять-таки, одновременно расслабляем напряжение в голове и уме. Ничего страшного, если случится так, что вы вначале пропустите один вдох или один выдох. Нам не следует оказывать на себя ненужное давление, которое можем вызвать мысли о том, как сложна эта практика. В действительности, это невероятно легкая практика и также простой способ совершенствования ума. Таким образом, если вы изредка пропускаете вдох или выдох, просто отпустите его и поймайте следующий вдох или выдох. Легко и просто, не правда ли? Сначала может показаться, что дыхание очень быстрое и за ним трудно уследить. Однако, по мере того, как вы будете продолжать практику, медитация станет легче и вы не будете так часто пропускать вдохи и выдохи. В конце концов, это постепенное обучение. Не необходимости оказывать чрезмерное давление на себя. Просто расслабьтесь в медитации. Когда мы практикуем ‘Медитацию Безмятежной Мудрости', дыхание не становится утонченным и трудным для наблюдения. Если такое происходит, это означает что мы слишком сильно ‘сосредотачиваемся' на дыхании. Также, не достаточно расслабленно напряжение в голове. Если кажется, что дыхание вновь исчезает, это означает, что медитатор фокусирует свое ‘сосредоточение' и не достаточно успокаивает ум. ‘Джхāны' (уровни медитации) сами появляются по мере того, как ум становится спокойным и мирным. Медитатор не должен подталкивать, принуждать или ‘сосредотачиваться с неподвижным умом'. Фактически, Владыка Будда учил самой естественной форме медитации, которая подходит для каждого типа личности или индивидуальности. 19 ] Он упражняется так: ‘Я буду вдыхать, ощущая восторг'; он упражняется так: ‘Я буду выдыхать, ощущая восторг'. Это подразумевает достижение первых двух джхāн (уровней медитации). Описание этих уровней является неизменной формулой, которая много раз повторяется в суттах[12]. Сейчас мы рассмотрим описание этих двух джхан: Здесь, полностью отдаленный от чувственных удовольствий, … Когда мы начинаем занятия медитацией, мы вначале закрываем глаза. Это значит отдалиться от чувственных удовольствий зрения. Когда ум отвлекают звуки, следует просто позволить этим звукам быть там самим по себе, не думая о том, нравятся они нам или нет. Просто отпустите эти звуки… разожмите ментальный кулак, зажатый вокруг этих звуков... расслабьте напряжение в голове, ощутите как ум становится спокойным и свободным… вновь направьте внимание на объект медитации, т.е. на дыхание. Расслабьте напряжение в голове, ощутите как ум раскрывается и становится безмятежным при вдохе, расслабьте напряжение в голове при выдохе, почувствуйте как ум становится открытым, мирным и спокойным. Мы остаемся с дыханием и расслабляем напряжение и ум до тех пор, пока следующий отвлекающий фактор не возникнет сам. Мы проделываем это же с запахами, вкусами, телесными ощущениями и мыслями, или с любым чувственным удовольствием, которое отвлекает ум от дыхания. Всякий раз, когда возникают отвлечения врат шести чувств, мы должны отпустить эти отвлечения, разжать ментальный кулак вокруг данного отвлечения… ослабить напряжение в голове, раскрыть и расширить ум… направить внимание обратно на объект медитации. Не важно сколько раз возникают чувственные удовольствия. Вы должны позволить им быть там всякий раз, когда они возникают. Просто не забывайте отпускать их… ослаблять напряжение в голове, ощущать как расширяется ум и возвращаться обратно к дыханию. … отдаленный от неблагих состояний… Когда ум отвлекается от дыхания и начинает размышлять о возникающих ощущениях, у него появляется склонность к приятию или неприятию данного ощущения. Подобное размышление и намерение контролировать эти ощущения с помощью размышления над
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|