Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Предмет и объект исследования в психологии развития Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития. Факторы – условия, движущая сила. Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления. Развитие – процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень - новая структура – психологические новообразования. Виды именений: 1. Поведенческие (общение, деятельность). 2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства). 3. Когнитивные процессы. 4. Анатомо-физиологические изменения. Цели психологии развития - определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека. Междисциплинарные связи психологии развития В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой -- сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание. Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всего для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики «субъект--среда», т.е. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.
Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития. Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой -- благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры). Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.
Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей);
Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития Развитие – изменение, образующее ветвящейся процесс содержащий с одной стороны – узлы качественных изменений, приемствующие следующих друг за другом, а с другой- линии количественным изменениями, связывающие узлы между собой. Психология развития, процесс развития направлен в сторону прогресса и регресса(двунаправлен). Изменения процесса развития: · Количественные и качественные · Непрерывные и дискретные · Универсальные и индивидуальные · Обратимые и необратимые. · Целенаправленные и спонтанные · Прогрессивные и регрессивные Процессы развития: рост, созревание, научение, дифференциация, централизация(интеграция), запечатление, социализация, идентификация, индивидуализация. Рост, как развитие количественный процесс, который поддается изменениям и который можно выделить численно (рост, вес интеллект, интерес) Созревание – процесс, регулируемый внутренними факторами. Направленный на изменения биологических органов и систем человека, участвующих в тех системах, которые участвуют в психических изменениях.
Факторы: необратимость большинства изменений, нагоняемость(если развитие тормозилось, то при таком факторе происходит нагоняемость), возникновение изменений в строго определенном возрасте, протекание процессов развития в одной и той же последовательности у разных людей. Процессы созревания создают исходные предпосылки для многочисленных процессов психического развития и одновременно ограничивают влияния внешнего фактора. Научение – процесс, благодаря которому происходит целенаправленное усвоение знаний и умений, социально нравственных норм и законов. Для процесса научения необходимо наличие определенного образца (учитель-ученик). Дифференциация - пр. дробления и структурирования свойств личности, способа поведения человека, психических процессов. Происходит возникновение новых процессов, свойств поведения. Централизация - процессы изначально дифференцированные, объединяются (для создания новых). Запечатление – пр. непосредственного неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения, знаний в результате кратковременного воздействия определенного образца. Психика в определенный момент жизни человека синзитивна (чувствительна)копред. раздражителю. Социализация - пр. включающий в себя социальное становление личности(социальное обрастание-окружение), социальное формирование личности(пр. целенаправлен). Идентификация – пр. присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. Обозначает отождествление человека с другими людьми, группой людей либо самоотождествление. Индивидуализация - пр. поиска личностью своей непохожестью, по сравнению с другими людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|