Авторские модели психологической службы
Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится единичным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Психолог выполняет социальный заказ и оправдывает социальные ожидания педколлектива детского сада или школы, если он в состоянии осуществить психологическое обеспечение развития данного учреждения и личностей, его составляющих. Так возникают авторские модели психологической службы. Любая авторская модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Эта служба должна быть нравственной и экологичной, т.е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость. Она опирается на действующий оптимизм, творчество и профессиональное содружество психологов. Авторская модель психологической службы опирается на профессиональное и личностное самоопределение психолога, его концепцию учреждения, которое задается и создается всеми членами коллектива, взрослыми и детьми. Ниже представлены концепции современного детского сада и школы, разработанные практическими психологами, которые определяют стратегию психологической службы этих учреждений. АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА — Зачем ты поступаешь в детский сад? Дома лучше, — говорит взрослый. — Чтобы воспитаться! — уверенно отвечает ребенок. — А дома тебя не воспитывают? — Дома я живу. (Из разговора)
1. Цели и задачи детского сада Цель: свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок, прежде всего, желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет: Задачи: — комплексная система воспитания дошкольника на основе индивидуального подхода, результатом которого будет здоровый физически и психически, разносторонне развитый, инициативный, раскрепощенный ребенок с развитым чувством собственного достоинства; — создание условий для постепенной безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям; —.реальная гуманизация воспитательной работы, превращающая программу обучения и воспитания ребенка в его собственную; — сохранение и укрепление здоровья детей (в детском саду не должен сокращаться период натурального детства). Образ воспитанника Воспитанник — развитый, здоровый, уверенный, инициативный ребенок. Образ воспитателя Воспитатель — особая, профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека через приобщение его к миру человеческой культуры. За профессиональной ролью – «Воспитатель» вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо собственной воли, люди изменяют условия жизни друг друга, находя свою идеальную представленность и продолженность в жизни другого человека. Функции воспитателя: 1) развивающая: гностическая, исследовательская, информационная; 2) конструктивно-организаторская; 3) координирующая; 4) коммуникативная; 5) материнская. Модель образовательного процесса Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Развивающие занятия организуются по подгруппам. Форма проведения занятий достаточно свободная. Занятия логически и методически связаны Ребенок — не объект, а субъект обучения и воспитания.
Модель воспитательного процесса Воспитание осуществляется через игру, в которой дети учатся обращаться с игрушкой, партнером, строить диалог, взаимодействовать со сверстниками, играть по правилам. Материально-техническая база Материально-технические условия способствуют созданию дидактической развивающей среды, экологически способствуют детскому возрасту. Взаимоотношения Воспитатель — администрация: доброжелательность, доверие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уважение. Воспитатель — воспитатель: доброжелательность, взаимопонимание, открытость, позитивная конкуренция, равноправие, уважение мнения коллеги. Воспитатель — ребенок: доверие, открытость, принятие ребенка, уважение личности ребенка. Отношение детского сада с социумом Детский сад — центр педагогической и психологической помощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью различных секций, работающих в выходные дни. Тесная связь со школой поддерживается через проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники. Управление и организация жизнедеятельности Управление построено на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тесном контакте с коллективом воспитателей, помощниками воспитателей, представителями других подструктур. Организация жизнедеятельности — режим детского сада гибкий, т.е. основные режимные моменты могут варьироваться для группы и индивидуально. В выходные дни могут работать группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки. АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ Цель: создание адаптивной модели школы, которая приспосабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся. Задачи (социальный заказ): подготовка образованных, воспитанных, профессионально ориентированных, здоровых, социально зрелых людей. ОБРАЗ ШКОЛЫ Образ ученика-выпускника Субъект личностной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений, навыков в различных сферах для адаптации и живом социуме; разносторонним развитием, гуманистической культурой.
Образ учителя Учитель — личность, профессионал с гуманистическим мировоззрением и гуманитарной культурой. Он организует, контролирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения. Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в знаниях учащихся и установления логических связей в учебном материале, организации учебно-познавательской деятельности, закрепления и применения изученного материала. Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов поставленной цели. Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения на основании выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение промежуточной цели. Регулирование ' направлено на изменение своей деятельности и соответственно деятельности учащихся в случае отклонения фактических показателей сформированности знаний от заранее запланированных. Модель учебного процесса В адаптивной школе образовательный процесс строится в соответствии с концептуальными идеями: развитие целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов, гуманитарно-культурологического подхода, свободного развития, творчества, рефлексивности и при этом выполняются условия: — разработан методический аппарат диагностики обученности, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; . — осуществляется учебная и профессиональная ориентация учащихся; — реализуется «оптимистическая гипотеза» деятельности педагогов; — корректируются затруднения учащихся и образовательный процесс применительно к конкретной личности;
— осуществляется предупреждение затруднений учащихся в образовательном процессе посредством совершенствования традиционных технологий обучения и воспитания и использования новых; — обеспечивается формирование личности, способной адаптироваться к социальной жизни на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей. Технология 1-й этап: — изучение микросреды школы, потребности учащихся и их родителей в спектре профессионального самоопределения учащихся; — анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся и их родителей; — разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности обученности учащихся, их развитости; — разработка концепции развития адаптивной школы. 2-й этап: — построение обобщенной модели образовательного процесса в школе; — разработка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе; — диагностика обученности, развитости учащихся школы; — диагностика сформированности социально-ценностных отношений школьников к объектам окружающей действительности; — поисковая экспериментальная работа по проверке технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса 3-й этап: — корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе; — анкетирование участников педагогического процесса в адаптивной школе; — анализ состояния образовательного процесса в школе. Прогноз ожидаемых результатов: — реализация условий, обеспечивающих самореализацию учащихся и педагогов; — педагоги владеют методиками диагностирования способностей, склонностей, интересов и т.п. школьников, что позволяет своевременно определять возможности учащихся и вносить соответствующие изменения в образовательный процесс каждой личности; — в школе создан благоприятный социально-психологический климат, мерой которого служит самочувствие каждого участника педагогического процесса; — большинство учащихся осуществляет осознанный профессиональный выбор в рамках школьного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|