Психодиагностика как основа
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В современной психологии цель психодиагностики характеризуется как фиксация и описание в упорядоченном виде психологических различий между людьми и группами, объединенными по каким-ниб\ль признакам. Сторонники этой точки зрения видят ее как науку о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (К.М. Гуревич). Согласно другому подходу психологическая диагностика — это наука о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оперативной информацией (Е.А. Климов). В последние годы все большее признание и распространение получает определение психодиагностики как постановки психологического диагноза (АЛ. Бодалев, В.В. Столин). Термин «диагноз» понимается как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития. Понятие психодиагностики распространилось на профилактическое обследование индивидов и групп. Описательную характеристику диагноза можно дать на примере медицинского диагноза. Диагноз (по-гречески — распознавание) — это заключение о характере и существе болезни и ее обозначение по принятой классификации. Диагноз ставится путем сравнения картины заболевания, выявленной у пациента всеми доступными способами, с известными врачу симптомами других заболеваний. Таким образом, в медицине диагностика — раздел, изучающий и устанавливающий признаки болезни, а также методы и принципы, на основании которых дается медицинское заключение. В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики; Очевидно, что для выделения доступных эмпирическому исследованию психологических признаков необходимо опираться на соответствующие теоретические представления о предмете диагностики. Например, при диагностике индивидуальных особенностей памяти такими признаками могут быть скорость запоминая, легкость воспроизведения и т.д.
За выделением признаков следует этап выбора (или конструирования) методов, с помощью которых эти- признаки можно диагностировать. Выбор методов обычно основывается на операциональном описании изучаемых признаков. Так, скорость запоминания проявляется, например, в ко-тичестве повторений, необходимых для заучивания определенного материала. Психологический диагноз должен обладать прогностич-чостью. Причем этот показатель является одним из ведущих. Таким образом, психологический диагноз — заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик. В качестве критериев установления психологического диагноза выступают следующие положения: 1. Психологический диагноз должен раскрывать специфические особенности явления, присущие данному человеку, упорядоченные в соответствии с их удельным весом в психосоматическом состоянии обследуемого. 2. Диагноз должен не ограничиваться констатацией наличного, а включать и причинно-следственные отношения возникновения симптомов и прогнозов. Психологический диагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательный материал, характеризующий поведение человека а условиях исследования. Школьная психодиагностика возникла относительно недавно и находится еще в стадии становления. Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов методов и процедур постановки пбихологического диагноза, а ее предметом как экспериментально-практической деятельности является психологический диагноз. В школьной психодиагностике термин «диагноз» употребляется в двух значениях. В широком смысле это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, обеспечения гармонического развития всех психических свойств данного человека. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.
Существенными признаками школьной психодиагностики выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении. Возрастная норма развития есть средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной о«нове. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны. Недостатки в развитии — это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста. 59 Отклонения — появление отрицательных качеств, свойств, привычек. Дисгармонии развития — несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию. Нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) — ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта или распада психологических функций. Деформация развития — отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ ■ Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствующей гипотезы, получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Этот процесс может иметь следующую структуру (Ю.З. Гильбух). 1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка. 2. Осознание возможных его причин. 3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине. 4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы. 5. Проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и вместо нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы. Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Пример диагностограммы Шаг I Цел ь: проверка заключения учителя о наличии специфического отставания по математике Предмет обследован и я: знания, умения и навыки отстающего ученика. Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении. Способ реализации: исключение альтернативы «а». Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ребенком, наблюдение за работой на уроке. Интервьюирование учителя. Шаг II Цель: определение специфического отставания по математике. Выводы: а) тип 1; б) тип 2. Методы: наблюдение за характером работы ученика на уроках и в группе продленного дня, беседа с родителями о характере работы ученика над домашними заданиями, интервьюирование учителя. Ш а г III Цель: выяснение вричин отставания по типу 1. Возможные выводы: а) пониженный интерес к математике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности
Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с родителями, наблюдение за учебной работой. Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу III-A. Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками. Подтверждение альтернативы «в» — переход к шагу Ш-Б. Шаг IV Цель: выяснить причины отставания по типу 2, Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу. Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетрадями ученика по математике, классным журналом, наблюдение за работой ученика на уроках. Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе Подтверждение альтернативы >а» — переход к шаг> IV-A... и т.д. В психодиагностограмме обязательно указываются и те методические средства (и конкретные методики), с помощью которых этот процесс осуществляется. ы Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо отдифференцировать норму от патологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|