Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодиагностика как основа




ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГА

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В современной психологии цель психодиагностики харак­теризуется как фиксация и описание в упорядоченном виде психологических различий между людьми и группами, объ­единенными по каким-ниб\ль признакам. Сторонники этой

точки зрения видят ее как науку о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиоло­гическим признакам (К.М. Гуревич). Согласно другому под­ходу психологическая диагностика — это наука о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оператив­ной информацией (Е.А. Климов). В последние годы все боль­шее признание и распространение получает определение пси­ходиагностики как постановки психологического диагноза (АЛ. Бодалев, В.В. Столин). Термин «диагноз» понимается как распознавание любого отклонения от нормального фун­кционирования или развития. Понятие психодиагностики рас­пространилось на профилактическое обследование индиви­дов и групп. Описательную характеристику диагноза можно дать на примере медицинского диагноза.

Диагноз (по-гречески — распознавание) — это заключе­ние о характере и существе болезни и ее обозначение по принятой классификации. Диагноз ставится путем сравне­ния картины заболевания, выявленной у пациента всеми доступными способами, с известными врачу симптомами других заболеваний. Таким образом, в медицине диагности­ка — раздел, изучающий и устанавливающий признаки бо­лезни, а также методы и принципы, на основании которых дается медицинское заключение.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологи­ческая индивидуальность или ее отдельные характеристики; Очевидно, что для выделения доступных эмпирическому ис­следованию психологических признаков необходимо опирать­ся на соответствующие теоретические представления о пред­мете диагностики. Например, при диагностике индивиду­альных особенностей памяти такими признаками могут быть скорость запоминая, легкость воспроизведения и т.д.

За выделением признаков следует этап выбора (или кон­струирования) методов, с помощью которых эти- признаки можно диагностировать. Выбор методов обычно основыва­ется на операциональном описании изучаемых признаков. Так, скорость запоминания проявляется, например, в ко-тичестве повторений, необходимых для заучивания опреде­ленного материала.

Психологический диагноз должен обладать прогностич-чостью. Причем этот показатель является одним из ве­дущих.

Таким образом, психологический диагноз — заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комп­лексного анализа отдельных показателей и характеристик. В

качестве критериев установления психологического диагно­за выступают следующие положения:

1. Психологический диагноз должен раскрывать специ­фические особенности явления, присущие данному челове­ку, упорядоченные в соответствии с их удельным весом в психосоматическом состоянии обследуемого.

2. Диагноз должен не ограничиваться констатацией на­личного, а включать и причинно-следственные отношения возникновения симптомов и прогнозов.

Психологический диагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описа­тельный материал, характеризующий поведение человека а условиях исследования.

Школьная психодиагностика возникла относительно не­давно и находится еще в стадии становления.

Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов методов и про­цедур постановки пбихологического диагноза, а ее предметом как экспериментально-практической деятельности является пси­хологический диагноз. В школьной психодиагностике термин «ди­агноз» употребляется в двух значениях. В широком смысле это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных осо­бенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недо­статков, обеспечения гармонического развития всех психичес­ких свойств данного человека. В узком смысле под психологи­ческим диагнозом подразумевается выявление конкретных при­чин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздей­ствий психолого-педагогического характера.

Существенными признаками школьной психодиагности­ки выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблю­даются отклонения, недостатки с целью осуществления кор­рекции, оказания помощи в их преодолении.

Возрастная норма развития есть средний показатель раз­вития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной о«нове. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны.

Недостатки в развитии — это отсутствие положитель­ных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.

59

Отклонения — появление отрицательных качеств, свойств, привычек.

Дисгармонии развития — несбалансированность психичес­ких процессов, свойств, качеств и состояний, обусловлива­ющих неустойчивость и противоречивость личности и нару­шающих ее социализацию и индивидуализацию.

Нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) — огра­ничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта или распада психологических функций.

Деформация развития — отклонения, нарушения в раз­витии, вытекающие из подавленности самореализации лич­ности и приводящие к извращению самой сути развития.

ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ШКОЛЬНОЙ

ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен как построение и проверка соответствую­щей гипотезы, получение определенного обобщения из на­блюдаемого фактологического материала. Этот процесс мо­жет иметь следующую структуру (Ю.З. Гильбух).

1. Констатация определенного неблагополучия в деятель­ности или поведении данного ребенка.

2. Осознание возможных его причин.

3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка предположения путем анализа всей сово­купности имеющихся данных. Если первоначальная гипо­теза не получила подтверждения, она отбрасывается и вме­сто нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы.

Фиксация данных может осуществляться в специальном документе — психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток.

Пример диагностограммы

Шаг I

Цел ь: проверка заключения учителя о наличии специфичес­кого отставания по математике

Предмет обследован и я: знания, умения и навыки от­стающего ученика.

Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении.

Способ реализации: исключение альтернативы «а».

Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ре­бенком, наблюдение за работой на уроке. Интервьюирование учителя.

Шаг II

Цель: определение специфического отставания по матема­тике.

Выводы: а) тип 1; б) тип 2.

Методы: наблюдение за характером работы ученика на уро­ках и в группе продленного дня, беседа с родителями о характе­ре работы ученика над домашними заданиями, интервьюирова­ние учителя.

Ш а г III

Цель: выяснение вричин отставания по типу 1.

Возможные выводы: а) пониженный интерес к мате­матике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыду­щему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности

Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с роди­телями, наблюдение за учебной работой.

Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу III-A.

Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками.

Подтверждение альтернативы «в» — переход к шагу Ш-Б.

Шаг IV

Цель: выяснить причины отставания по типу 2,

Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знани­ях, умениях и навыках по предыдущему материалу.

Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетра­дями ученика по математике, классным журналом, наблюде­ние за работой ученика на уроках.

Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе

Подтверждение альтернативы >а» — переход к шаг> IV-A... и т.д.

В психодиагностограмме обязательно указываются и те методические средства (и конкретные методики), с помо­щью которых этот процесс осуществляется.

ы

Психодиагностическое исследование обусловлено специ­фикой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типо­логических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспи­тания.

Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях не­доразвития (локальное, тотальное) необходимо отдиффе­ренцировать норму от патологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...