Разновидности житий. Композиция.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основная часть житий –переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным и святителям. Житие состоит из трех частей. Вступлением- описание причины создания. Основная часть – повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому. Первые русские жития. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба. Сборники житий: 1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме. 2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития. 3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых. Житие Феодосия Печерского. Составлено Нестором в соответствии с житийным каноном. Начало – рассказ о рождении в Риме будущего святого от знатных, благочестивых родителей, о его приверженности к учению, о бегстве из дома. Покинув дом, становится монахом Киево-Печерской обители. Нестор уподобляет его основателю христианского монашества Антонию Великому. Черты Феодосия – полная посвященность собственной воли и уверенность в божественной помощи, отказ от земных забот, ощущение близости с Христом, смирение, трудничество, прилежание, всепрощающая любовь к ближнему, обличение неправды. Черты жития: родители, аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса (исцеления у гроба).
билет 5 Анонимное сказание о Борисе и Глебе". Особенности жанра и стиля.
В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении ради власти братьев-князей их старшим сводным братом Святополком. Повествование исполнено психологизма. Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены убиения далеки от правдоподобия. Святые молятся. Посланцы Святополка не прерывают этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться.
Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу. Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически фигуральный. Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы.
«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой. Сказание, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием.
билет 6 Проповедническая литература XI-XII вв. "Слово о законе и благодати" Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы. Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.
Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами. «Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира. Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати. Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь. «Слово» построено по чёткому логическому плану: 1 часть - сопоставление Закона и Благодати. 2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси) 3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея». «Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси. Стиль: риторические восклицания параллели с Библией книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник». приём антитезы
билет 7 Русская летопись. Идеи и образы "ПВЛ".
«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей. Начало издания «ПВЛ» - 1841 год. «Повесть временных лет» соединяется идеями. Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька). Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии. Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа. Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей). Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.
Идеи. Р ассказать о прошлом Руси и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается древность славянских народов, единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшее событие в истории Руси - принятие христианства. Центральное место в ПВЛ- рассказ о первых русских христианах, распространении новой веры, постройке храмов, появлении монашества, успехах христианского. С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междоусобицы. Заключительная часть «ПВЛ» - мысль о необходимости согласия между русскими князями, их взаимная ненависть– тяжкий грех, преступление против Господа. (Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам.) Образы. Ольга. Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она – преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Первая принявшая крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.
Святослав, сын Ольги. Он, по летописи, «легко ходя, аки пардус, войны многи творяше». Едва ли не самый воинственный русский князь. Война – его обычная стихия. Одним именем своим наводит страх на врагов: печенеги разбегаются в разные стороны, узнав, что на них идет Святослав. Он одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар. Погибает в борьбе с печенегами. Не принимает христианство, в отличие от Ольги. Ему дороги честь и достоинство, бегство с поля боя для него – несмываемый позор, хуже смерти. Благороден: предупреждает страны о нападении. Заключив мир с побежденными греками, он обещает не только никогда не воевать с ними, но и защищать их, если они подвергнутся нападению. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев. Разочаровался в язычестве, стал христианином. Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе".
билет 8 Источники и редакции "ПВЛ".
Источники: В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год). Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.
Состав: Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу. I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй. Новгородский летописный Свод (1050) II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.
билет 9 Истоки жанров, фольклорность "ПВЛ".
Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий. 1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах. Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение. Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева). 2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполненылетописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах. 3) Приёмы устного народного творчества в описании князей: Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может. Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели. Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора. Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов. 4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина. 5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека. 6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками. Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.
билет 10 "Поучение чадам" Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра.
«Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было написано Мономахом в 1117 году. Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125). Особенности жанра: В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью. Оно построено по весьма чёткому плану: Вступление, обращённое к детям. Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и милостивости бога. Практические наставления. Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах. Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших похода, заключил 20 мирных договоров. Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Стиль: Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком. Элементы живого разговорного языка (охота, походы). Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений. Язык простой. Часто цитирует автор псалмы, где на разные лады выражается вера, что оружие праведника всегда торжествует. Личность: Высокообразованный князь (не хвастается подвигами, победами) философски осмысливший опыт своей долголетней жизни. Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в схватках. Образ князя-книголюба.
билет 11 Киево-Печерский патерик.
Описания жизни и деятельности монахов Киево-Печерского монастыря в 13 веке были объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик». Основа- переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века). Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря. Состав: Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном) 11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом. Эти 20 рассказов -основа Киево-Печерского патерика. Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее -рассказы о жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д. Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с ним победа остаётся за монахами. Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав. Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах. Так же прославляют монахи монастырь и искусством врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания (Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий). Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря, символе единства русской земли.
Билет 12 «Cлово о полку Игореве». Историческая основа и история издания памятника.
Историческая основа - В основе лежат реальные исторические факты. С 1061 года киевское гос-во подвергается набегам кочевников –половцев. Мономах отбросил их далеко, но после его смерти, набеги возобновились. Исторические события, связанные с походом и поражением Игоря и его брата Всеволода легли в основу «слова» Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас летописные повести-(южнорусская- Ипатьевская и севернорусская- Лаврентьевская) Ипатьевская отличатся подробным описанием событий и сочувствием главным героям. ЛАврентьевская более лаконична и об Игоре летописец говорит с явным осуждением. «Слово» было написано в 1185 и 1187 гг. История издания памятника «Слово…» было создано в Киево-Черниговской Руси. «слово…» было открыто собирателем русских рукописей Мусиным-Пушкиным в конце 80-наале 90 годов XVIII в. Мусин-Пушкин приобрел у архимандрита(Когоо?) Иоиля, настоятеля спасо-ярославского монастыря, рукописный сборник, судя по всему написанный в XVI в. (в районе пскова или новгорода) В состав сборника входили произведения светского хар-ра. Первое упоминание о находке Мусина сделал в 1972 году журналист Плавилыциков. В 1797 в гамбургском журнале Карамзин поместил заметку о находке «песни с Игоревскими войнами,» Бллагодаря труду Мусина –Пушкина с привлечением Малиновского, карамзина, Бантыша-Каменского был в 1800 году опубликовали текст «слова» с переводом на современный русский язык, вступительной статьей и примечаниями. У Мусина-Пушкина случился пожар(москвовский) и сгорело все, кроме печатного текста и выписок. Сразу же многие скептики начали отрицать подлинность «слова». Они говорили, что в русской лит-ре нет ни одного произведение, кот. Бы приближалось по своему уровню к слову. Страстно отстаивал подлинность «слова» Пушкин А. С. Важную роль в истории изучения текста имели издания в 1844 Дубенским. Он снабдил свое издание комментарием, где отстаивал подлинность.
Билет 13 Идейная проблематика и художественное своеобразие «слова» Автор «слова» ставит перед собой задачу дать полит. И худож-ную оценку событию. Показать, какое значение имеет неудача Игорева похода. В поражении русских войск автор винит прежде всего проявление феодальной раздробленности, эгоистическую политику князей. Основная идея слова- страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает отражение во всей художественной структуре произведения. Прежде всего в сюжете и композиции.
Билет 14 Композиция «слова о полку Игореве» «слово» открывается небольшим вступлением. Оно не связано с ходом повествования. В нем автор ведет диалог с читателем, подчеркивает торжественный пафос произведения. Далее он переходит к самому повествованию о событиях похода. В экспозиции дается лаконичная характеристика Игоря, подчеркивается6 что его поход на половцев был совершен во имя русской земли. Завязка сюжета- выступление русских войск. Не упоминается когда и откуда вышел Игорь, но вводит яркие картины природы, исполненные глубокого символич. Значения. Cобытия развиваются стремительно. Автор дает краткий рассказ о первом столкновении русских с половцами, о богатых трофеях, взятых русскими. Символический пейзаж накануне второго сражения выступает резким контрастом. (кровавые зори, тучи, плохие предзнаменования) Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает тягостные последствия для руси. Символом единой Русской земли явлется Киев и великий киевский князь. Вводится символическая картина «мутного» сна Свтослава. Бояре ему истолковывают этот сон, рассказывая об Игоревском поражении. Лирический плач жены Игоря Ярославны –важное звено в дальнейшем развитии сюжета(он предворяет равязку –побег игоря из плена) Игорь возвращается в Киев и признает свою вину. Завершается «Слово» провозглашением славы в честь князей Игоря, Всеволода, Владимира и их дружины. Таким образом слово отступает от некоторых исторических фактов и не дает последовательного рассказа о походе.
билет 15 Фольклорность "Слова о полку Игореве".
Фольклор. «Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена. Глубокая насыщенность «Слова» - результат органической связи автора с устным поэтическим творчеством. С народной поэзией сближает «Слово» и гипербола в изображении силы, могущества и воинской доблести князей, напоминающих былинных богатырей. В «Слове», как и в народной песне, явления природы фигурируют без символических истолкований в духе христианского вероучения. Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это «солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка». Описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято из русского фольклора. Как и прием олицетворения (фольклорные метафоры, сравнения, эпитеты): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю Игорю...» - олицетворение. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены (повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны Игоревы!" С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть..? Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму, полную патриотизма.
билет 16 Повести о нашествии татар на Русь. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Особенности жанра воинской повести.
В середине 13 века Русская земля подверглась нашествию монголов. Объединённые Чингиз-Ханом степные кочевники, двинулись с Востока на Запад. В течение трёх лет (1237-40 год) русский народ вёл мужественную борьбу с врагом. Феодальная раздробленность Руси способствовала успеху завоевателей. События, связанные с татаро-монгольским нашествием, получили широкое отражение в литературе того времени. Было написано несколько, вошедших в историю мировой культуры повестей: «Повесть о битве на Калке». Описывает столкновение русских войск с кочевниками в 1233 году на Калке. В битве принимали участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства - причина поражения. Повесть передаёт настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ. Также присутствует и религиозно-моралистическая трактовка события: появление «языка незнаемого» - следствие попустительства божия. " Повесть о разорении Батыем Рязани" В 1237 году Рязань была захвачена и разорена ханом Батыем. Об этих событиях рассказывает повесть. Повесть дошла до нас в составе летописных Сводов 16 века. Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Игоревича, его братьев и рязанской дружины, славного богатыря Евпатия Коловрата. Повесть состоит из четырёх частей: 1. Появление Батыя на границах рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с Фёдором. Гибель князя Фёдора. 2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани (гиперболическое описание битвы). 3. Подвиг Евпатия Коловрата (на его подвиг переносится подвиг всей дружины). 4. Обновление Рязани. Всё произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Характерные черты воинской повести: военная терминология общие места военного быта (описание вооружения, подвиг отдельных лиц) интересы автора преимущественно народные. Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передаёт настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования. Воинские повести отличаются от других видов повествовательной литературы своеобразным стилем и миросозерцанием авторов. Автор подобной повести принадлежит к своеобразному кругу людей светских и, может быть, специально военному, княжеско-дружинному. Критики утверждают, что «Повесть о разорении Батыем Рязани» получила характер не выдержанной в своём жанре традиционной воинской повести. Это некоторое сближение воинской повести с произведениями житийной литературы.
БИЛЕТ#17 Житие Александра Невского. Особенности жанра.
Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.
Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа («худый, грешный и недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.
Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба.
Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил город.цы стали бояться его имени Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое побоище. 1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Кязь разбил их, и литовцы стали бояться его имени. Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю (четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора. Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять католическую веру. Тот отказывается. Александр отправляется в Орду отмолить людей от беды (каких людей, от какой бедыы???!) На обратном пути Александр заболевает, постригается в монахи, принимает схиму и умирает. Автор оплакивает кончину своего господина. Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в наивысшей степени.
БИЛЕТ #18. Принадлежит к числу севернорусских памятников, связанных с нашествием татар. «погибель» - разорение, опустошение Художественный стиль: сочетание книжного (перечисление богатств, составные эпитеты (светло-светлая)) стиля с устно поэтическими формами песенной речи (горы крутые, холмы высокие).
билет 19 "Моление" Даниила Заточника. Личность, стиль, жанр.
Первая половина 13 века, написано на севере. Это произведение дошло до нас в списках 15 - 16 веков, в двух редакциях. «Моление» - послание Даниила к князю Переяславля Залесского Ярославу Всеволодовичу (вторая редакция). Создана эта редакция накануне монголо-татарского нашествия. Основная идея: Характерная особенность «Моления» - стремление установить новые критерии для определения общественной ценности человека. Впервые в древней литературе утверждается право человека на уважение в зависимости от его личных качеств. Даниил Заточник считает, что право человеку на уважение даёт прежде всего его ум. С риторического прославления ума и начинается произведение. Разум противопоставляется воинской храбрости. В центре «Моления»- образ идеального князя - мудрого и справедливого правителя, способного установить социальную справедливость. Личность: Даниил -представитель мелкого феодального военного люда - служилого дворянства. Даниил - боярский холоп, возлагающий все свои надежды на князя, потому что он находится в зависимом и униженном положении. Автор - человек необычайно начитанный. Он осуждает богатство, которое развивает в человеке «гордость и буесть». => Даниил и просит князя освободить его от боярской зависимости и взять к себе на службу. Отвергает Даниил и один из возможных путей освобождения от зависимости - пострижение в монахи, не хочет жениться на богатой невесте. Стиль: У «Моления» свой, особый стиль. Во-первых, здесь впервые в древнерусской литературе появляются элементы сатирического изображения действительности (монашеского быта). В своём произведении Даниил использует книги «священного писания», заимствуя оттуда свои изречения. Привлекает он также и «ПВЛ». Отличительная особенность стиля - афористичность. Афоризмы Даниила в большинстве своём книжного происхождения, но есть и народные пословицы, например: «Всяк человек хитрит и мудрит о чужеи беде, а о своеи и мыслити не может» Даниил прибегает к определённой ритмической организации речи путём рифмовки отдельных поговорок. Необычайно разнообразны и богаты сравнения. Эти сравнения восходят к книжной литературе и к устному народному творчеству. Например: «Орёл птица - царь надо всеми птицами, а осётр - над рыбами, а лев над зверми, а ты, княже, над переславцы». Афористичная образная речь «Моления» Даниила Заточника обеспечила ему большую популярность в древнерусской литературе.
билет 20 Повести о Куликовской битве("Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина")
1380г- Куликовская битва, был нанесен сильный удар татарам коалицией русских князей; войско возглавлял московский князь Дмитрий Иванович. Исход Куликовской битвы- был важным политическим событием в истории Руси. 1 - победа русских - первая серьезная попытка освобождения Руси от татарского ига (длится более 150л); 2 - победа возвысила и укрепила власть московского князя(главный организатор победы).
Мамаево побоище - на Русь пришел царь Мамай, его поддерживал изменник - рязанский князь Олег Иванович и литовский князь Ягайл. Дмитрий Иванович, стоящий во главе коалиции, выдвигается против татар. Перед выходом молится богу(как благочестивый человек) и просит благословления у епископа Герасима. В стиле воинских повестей описывается столкновение русских с татарами 8 сентября (день рождения богородицы) и поражение татар на реке Непрядве. Мамай позже терпит так же поражение от хана Тохтамыша и сбегает в Каффу(Феодосия совр.), там и умер поганец. А Дмитрий Иванович возвращается с добычей. Узнав о предательстве Олега Рязанского, собирается послать на него войско. Рязанские бояре бьют ему челом, и он сажает в Рязани своих наместников.
«Задонщина», конец 14 - начало 15 века. Автор - Софоний, брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. "Задонщина" близка к «Слову о полку Игореве» своей поэтикой, лексическими оборотами, композицией. Эмоциональная оценка для автора важнее подробностей. Характерные черты: Приземлённый стиль Больше перечислений Документальность (цифровые обозначения) Историзм Софоний сопоставлял события прошлого с событиями современными: «Слово» - призывало русских князей к единению для борьбы с врагами; «Задонщина» - прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа. Поэтический план: две основные части: «Жалость» и «похвала». Композиция: Вступление: настраивает слушателя на высокий торжественный лад, даёт похвалу Дмитрию Ивановичу. «Задонщина» устанавливает генеалогическую связь московских князей с киевскими, подчёркивая, что новый политический центр Руси - Москва. I часть: посвящена описанию русских войск, их выступлению в поход, первой битве и поражению. Павших воинов оплакивают их жёны - княгини и боярыни. Плачи жён построены по схеме плача Ярославны. II часть: Прославление победы, одержанной русскими во второй битве. Стиль: Мажорный, радостный. Усилён христианский элемент, вовсе отсутствуют языческие мифологические образы. Сложные метафорические образы. Широко используются некоторые приёмы устной народной поэзии: отрицательные сравнения, символические образы народной поэзии: гуси, лебеди, соколы, волки, орлы. Основная идея: весь свой пафос, лирически взволнованный и патетический тон повествования Софоний направлял на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы и Московского князя.
билет 21 Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в. Епифаний Мудрый. "Житие Стефана Пермского" Стиль "плетения словес".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|