Диагностика семьи и семейного воспитания
Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке В отечественной психологии и педагогике наиболее популярен информационно-просветительский подход обучения родителей, ориентированный на возрастную и педагогическую психологию. Однако ее основной недостаток — анонимный характер просвещения родителей. Любая работа с родителями более эффективна, если ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей. Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы. Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке Целевая установка: выяснить, какие имеются достижения в семейном воспитании; выяснить, в какой помощи нуждаются родители. Алгоритм проведения: 1. Сообщение целевой установки. 2. Деление родителей-участников на микрогруппы. 3. Консультации по заполнению диагностических анкет. 4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп. 5. Ознакомление групп с итогами диагностирования. Послеигровая деятельность: 1. Составление общей диагностики системы. 2. Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования. 3. Проведение педконсилиумов на основании диагностики. Анкета родителя Ф.И.О. ученика__________класс__________
1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворенность (подчеркните соответствующее): A. 1) хорошие способности к учению, 2) хорошая работоспособность на уроке, 3) хорошие память, внимание, Б. 4) сильная воля, уверенность в себе, 5) дисциплинированность, вежливость, послушание, 6) умение быть всегда в хорошем настроении, v 7) доброта, чуткость, внимательность к людям, 8) умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями. B. 9) умение вести себя в обществе, 10) отсутствие мстительности, злопамятности, 11) умение трудиться, трудолюбие, 12) скромность. 2. Что е характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь (подчеркните соответствующее): A. 1) слабые способности к учению, 2) низкая работоспособность на уроке, 3) плохие память, внимание, Б. 4) недисциплинированность, грубость, непослушание, 5) слабая воля, неуверенность в себе, 6) неумение держать хорошее настроение, 7) озлобленность, жестокость, невнимание к людям, 8) неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями, B. 9) неумение вести себя в обществе, 10) злопамятность, мстительность, 11) неумение трудиться, 12) излишняя скромность. После заполнения диагностических анкет составляется общая диагностическая карта, где зафиксировано количество проблем, вызывающих затруднения родителей (табл. 15). Диагностическая карта родителей Таблица 15
Приведенные в таблице 15 общие данные по классу свидетельствуют о том, что родители учащихся больше всего затрудняются в развитии познавательных и волевых процессов и навыков общения. Получив эти данные, вы сможете составить программу психологического семинара и групповых консультаций для родителей. Причем есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Желательно, чтобы данные подтвердились и учителями начальных классов, и классными руководителями. С итогами диагностирования следует ознакомить совет школы (родительский комитет).
Часто к школьному психологу обращаются классные руководители, члены психолого-педагогического консилиума, родительский актив, испытывающие трудности в изучении семей, составлении их характеристик, особенно если это связно с «проблемными» семьями. В таких случаях можно использовать примерную аналитическую схему. Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся 1. Общая характеристика семьи. 2. По составу: полная, формально полная, неполная. 3. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная). 4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый. 5. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию. 6. Особенности семейного воспитания: Родители создают условия для правильного развития ребенка: j — нормальные жилищно-бытовые условия, — организация места для учебных занятий, — создание домашней библиотеки, — наличие игровых уголков, ■ — контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима. Родители развивают познавательные интересы ребенка: — просматривают и обсуждают телепередачи, — читают книги, беседуют о прочитанном, — ходят с детьми в театр, — ходят с детьми в музеи, на выставки, — поощряют любимые занятия ребенка. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда. Дети имеют конкретные обязанности в семье. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка. Родители видят недостатки в воспитании своих детей. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы. Родители справляются с воспитанием ребенка.
7. Недостатки семейного воспитания (назвать), 8. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть): — неблагополучие семьи (L) микроклимат, здоровье, — отсутствие единых требований, — незнание психологических особенностей своего ребенка, — низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей, — отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депрессия ребенка, — использование антипедагогических мер воздействия, — неправильная оценка ребенка, его идеализация, — невыполнение рекомендаций педагога, — неверие в возможности ребенка, в свои силы, — переоценка воспитательных возможностей семьи, — гиперпротекция, — другие причины (указать, какие). Результаты анализа можно оформить в виде таблицы (табл. 16). Сведения об особенностях и недостатках семейного воспитания в конкретном классе, школе, представленные психологом в общей схеме, помогут ему в выработке дифференцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использовать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаимоотношений в семье.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|