Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка___________________ Дата рождения_______Дата эксперимента______ Сумма баллов по симптомокомплексам
Опросник. Анализ семейного воспитания (АСВ) Любой педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: «Балуют», «Растет как трава в поле», «Держат в ежовых рукавицах» и т.д. Однако для выявления психологических причин нарушений семейного воспитания детскому психологу требуются доказательные объективные методики. В этих целях можно рекомендовать надежную методику — опросник Э.Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания). Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. Критериями, на основе которых складывается представление о типе нарушения семейного воспитания, служат следующие: 1. Уровень протекции (сколько сил и времени родители уделяют воспитанию ребенка): гиперпротекция — Г+, ги-попротекция — Г—. 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка (в какой мере деятельность родителей направлена на удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка): потворствование — У+, игнорирование — У-. 3. Количество и качество требований к ребенку в семье (они выступают в виде обязанностей, запретов и наказаний): чрезмерность — Т+, недостаточность — Т—.
4. Чрезмерность запретов (формирует реакцию эмансипации или предопределяет черты сенситивной или тревожно-мнительной акцентуации): 3+; недостаточность запретов (стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера): 3—. 5. Чрезмерность санкций (чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения): С+; минимальность санкций (упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний): С—. 6. Неустойчивость стиля воспитания (резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство): Н. Результаты опроса оформляются в виде таблицы (табл. 18). Общая схема диагностического процесса в работе с семьей Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений. Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (Водолее А.А., Столин В.В., 1989): Первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах Таблица 18 Диагностика типов семейного воспитания
Примечание. «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «—» недостаточная выраженность; «±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность ее выраженности.
отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов. Второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем (см. схему на с. 343). В ходе первичной непродолжительной психодиагностики психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1. Может ли он сам оказать помощь семье? 2. Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3. Кто в семье нуждается в его помощи? 4. Каков характер этой помощи? Во-вторых, психолог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т.д.). В-третьих, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от психолога. Жалобы родителей определяют вид помощи и участие психолога в этом процессе: 1. Психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога. 2. Искаженные родительские отношения — психокор-рекционная работа психолога. 3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру. 4. Дисгармония психического развития ребенка — психо-коррекционная работа психолога.
5. Нарушение личностного развития ребенка — второй этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей. 6. Задержанное психическое развитие ребенка — консультации психолога, направление к дефектологу. 7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу. 8. Повреждение психического развития — направление к психиатру. 9. Искаженное психическое развитие — направление к психиатру. Психолог делает первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб родителей: 1. Нарушение психического и соматического здоровья. 2. Ролевое поведение. 3. Соответствие поведения возрасту, психическим нормам. 4. Индивидуальные психологические особенности. 5. Психологическая ситуация. 6. Объективные обстоятельства. Характер работы с семьей во многом зависит и от самодиагноза, который может быть сформулирован в следующих терминах: «злая воля», «психические аномалии», «органический дефект*, «генетическая запрограммированность», «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные действия», «собственные личные недостатки», «влияние третьих лиц», «неблагоприятная ситуация». Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником психолога. Можно также заранее предположить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо. Вероятно, задача психолога — в какой-то мере ориентироваться на запросы родителей, хотя превыше всего он ставит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.
1. Подозрения на душевные заболевания: а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации; б) неучет реакции консультанта; в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза; г) исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом; д) нереалистичность запроса. 2. Синдром поиска социальных союзников: — много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»; — проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью; — запрос: помогите повлиять, как заставить и т. п., — отношение к субъекту жалобы чаще негативное; — отношение к консультанту утилитарное. 3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности: — жалобы на ребенка; — фаталистический самодиагноз; — хочет помочь, но бессилен; — просьба помочь ребенку; — отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное; — отношение к консультанту деловое; — гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений. 4. Синдром нелюбящего родителя: — жалобы те же, что в предыдущем случае; — в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному; — в качестве самодиагноза: «злая воля»; — добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммированность»; — отношение к ребенку с антипатией, неуважением; — отношение к консультанту — рентное; — запрос: помогите переломить, переформировать, исправить. 5. Синдром неуверенного родителя: — жалоба на ребенка; — несоответствие ребенка идеалу; — самодиагноз — неверные действия, слабость; — проблема: не знаю, как...; — запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке; — отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости; — отношение к консультанту адекватное. 6. Синдром личностного неблагополучия: — жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов). Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы, аспекты детско-родительских отношений. Следует продумать и систему хранения информации.
магнитофонные записи, карточки, сводные графики, таблицы и др. Любая диагностическая информация — это повод к размышлению и практическому действию. ей? Контрольные вопросы 1. Какова схема диагностического процесса в работе с семь- 2. В каком случае требуется психодиагностика личности родителей? 3. Какие методы можно использовать для изучения психологической атмосферы семьи, отношения к ребенку, тип семейного воспитания? В чем суть получаемой диагностической информации?, Темы для семинарских занятий 1. Диагностика семьи и семейного воспитания. 2. Практикум по использованию различных диагностических подходов в работе с семьей. 3. Семья как объект психологической диагностики. Задания для самостоятельной работы 1. Сделайте анализ потребностей (запросов) родителей в психологической помощи. 2. Составьте психологическую характеристику семьи. 3. С помощью теста Т. Лири исследуйте представления родителей о своем ребенке. Литература Бурменская Г.В., Карабанова О.А., ЛидереЛ.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование проблемы психического развития детей. М, 1990. Овчароеа Р.В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск, 1993. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. К.М.Гуревича. М, 1998.
Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|