Методика семейной психотерапии
Под семейной психотерапией принято понимать систему психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье, а также привитие ребенку (подростку) и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования. В основе метода совместной семейной психотерапии лежит допущение того, что причины психологических проблем и пути их решения неразрывно связаны с функционированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью в консультацию, затрагивают каждого члена семьи, хотя приобретают личностный смысл для каждого, преломляясь через черты, качества и стиль жизни. Поэтому в семейной терапии консультант работает со всей семьей, а не на каждого ее представителя. Семейная терапия эффективна в семьях, члены которых объединены близкими, хотя и искаженными связями. Возраст детей — не менее 8—9 лет. Психологически многие специалисты сводят семейную терапию к разрушению того или иного семейного мифа, который уже дал трещину. В локусе жалобы семьи обычно выделяется «козел отпущения» (чаще всего — ребенок)' или идентифицированный пациент. Психолог опирается на здорового члена семьи, человека, на которого больше всего можно положиться и чья позиция наиболее конструктивна, кто менее всего искажен дисгармоничными отношениями. Очень важно для него определить реального пациента, т.е. того члена семьи, кто более всего страдает. Чаще всего он не обращается за помощью и, как правило, является «козлом отпущения». В. Сатир вводит в контекст семейной психотерапии понятие «боль семьи», т.е. главную ее проблему. Принципы семейной психотерапии:
1) терапевт должен концентрировать внимание на всей семье в целом, хотя чаще всего обращение связано с проблемой детей; 2) нельзя устанавливать сепаративные отношения с членами семьи, члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга; 3) любые внутрисемейные нарушения — результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина, чувство вины не должно фигурировать в ходе работы с семьей; 4) работая с семьей, надо исходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины. Что дает семейная психотерапия? — Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е. увеличение открытости коммуникации. — Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов коммуникации. — Разрушение внутрисемейных стереотипов, флера благополучия, семейного мифа. — Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена. — Понимание семьей своего единства, взаимозависимости. — Возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их. А.А. Бодалев и В.В. Сталин различают в семейной психотерапии несколько фаз. Фазу концентрации на ребенке, в результате чего он должен понять, что в лице психолога имеет сильную поддержку и должен откровенно рассказать о своих проблемах. Фазу детско-родительских отношений, по которой родители высказывают свои претензии ребенку, а психолог придает им гуманизированный характер. Фазу прояснения коммуникаций в семье, выяснения родительских (супружеских) отношений. В первых встречах психолог в беседе с родителями определяет суть проблемы-обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.
Еще до первой фазы он оказывает ребенку мощную эмоциональную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его за прямые высказывания в их адрес. Итогом первой фазы является поиск таких коммуникаций, на которые могли бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребенка, желательно, чтобы уже во Т7Ч второй встрече в семье произошли позитивные сдвиги В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребенка и родителей, интересуется изменениями в семье «Ко второй фазе родители бывают уже достаточно напряжены и раздражены претензиями ребенка, они объединяются в своих жалобах на него и стремлении взять реванш. Основная задача психолога на этой фазе заключается в том, чтобы дать возможность высказаться и детям и родителям. Каждый член семьи, который не может высказать свои мысли и чувства, поддерживается психологом. Иногда он использует прием «подставного лица», т.е. высказывается от лица этого члена семьи. Результативность этого этапа зависит от того, насколько члены семьи раскрыли, отреагировали свои негативные переживания и при этом не оказались во власти собственной неуправляемой агрессии. Переломной фазой, фундаментом семейной психотерапии является переход на родительские и супружеские отношения, прояснение которых приводит родителей к пониманию того, что причина нарушения поведения ребенка лежит во всем комплексе семейных взаимоотношений. Задача психолога — удерживать родителей на второй фазе до тех пор, пока не отреагированы негативные эмоции; не позволять слишком рано переходить на третью фазу; поддерживать баланс высказываний в ходе дискуссий и не давать слишком рано интерпретаций всего услышанного. Эту работу он проводит на заключительном этапе, прибегая к различным способам анализа: логической цепочке из слов и событий, логической связи настоящего и прошлого, аналогии с другими семьями и общими нормами. Если в семье несколько детей, то после фазы родительских отношений психолог переходит к следующим: детских интеракций, т.е. отношений между детьми. Конечная фаза семейной психотерапии определяется наличием определенных признаков:
— симптомы, с которыми обратилась семья, постепенно исчезают; — все чаще на встречах члены семьи смеются, оживлены; — все чаще члены семьи обсуждают дома свои проблемы, в семье происходят приятные события; — все члены семьи начинают признавать и понимать независимость друг друга; — семья отмечает, что в ней все наладилось и отпадает необходимость встреч При наличии этих признаков психолог должен поддержать мнение родителей о том, что он ей больше не нужен. В конце занятий необходимо обобщить все то, что было на встречах, подчеркнуть самостоятельность семьи, обсудить дальнейшую жизнь семьи Предполагается, что к этому времени семья прояснила свое актуальное состояние, природу причины нарушений у идентифицированного пациента (ребенка), осознала возможности изменений каждого члена семьи, необходимость равномерного распределения ответственности за семейную боль. По форме эти встречи могут проходить в виде совместных дискуссий, основой которых могут стать настоящее, прошлое и будущее семьи, конкретные конфликтные ситуации, общие проблемы семьи и семейного воспитания. В. Сатир, в частности, использовала в семейной психотерапии метод составления семейной хроники (генограммы). На Iэтапе заслушиваются воспоминания родителей об истории их знакомства, истории семьи до появления ребенка. На II этапе выясняется прошлое супругов, их детские переживания, модели отношений в родительских семьях, предыдущий семейный опыт. /// этап — история семьи после появления ребенка — характеризуется словами родителя и ребенка. Психолог на всех занятиях играет роль хроникера, он постоянно должен апеллировать к чувствам пациентов. Сложно закончить занятия построением «семейной скульптуры». Этот метод основан на эмпатическом слушании клиентов. Каждый член семьи должен сначала изложить свой взгляд на семейную ситуацию. Психолог при этом играет роль «внутреннего голоса». Он интерпретирует его мысли и чувства, помогает выразить их в семейной скульптуре. Каждый член семьи, чувства которого прояснены психологом, может нарисовать их, «оживить» в конкретных участниках терапевтической группы, послушать «голос» своих чувств. Эффект метода «семейной скульптуры» заключается в визуализации чувств, состояний всех членов семьи и семейных ситуаций, сильном эмоциональном отреагировании своих проблем и визуализации новой модели отношений. Скульптура строится до и после эмоционального отреагирования и отображает разные уровни понимания проблем и отношений.
Довольно часто в семейной психотерапии используется метод семейного совета, который направлен на прояснение конфликтной ситуации, поиск различных путей ее разрешения, совместное определение лучшего варианта, разработку плана-договора по его реализации и контроль за выполнением семейного договора. На первой ступени выслушиваются все сообщения членов семьи и выявляется суть конфликта-проблемы. На следующей ступени все участники конфликта описывают чувства, которые бни испытывают, и высказывают свое отношение друг к другу. На третьей ступени проводится мозговой штурм, где члены семейного совета ведут поиск самых невероятных способов выхода из сложившейся ситуации. При этом первым высказывается ребенок. Далее идет оценка альтернатив и выбор лучшего варианта. Итогом семейного совета должна стать выработка семейного договора. Следует обратить внимание психолога на некоторые особенности помощи семье при нарушениях взаимоотношений родителей с подростками и юношами. Особенности психологического консультирования и коррекции взаимоотношений родителей с подростками и юношами 1. Если оба родителя и подросток готовы прийти на консультацию, если родители говорят о трудностях отношений, понимания взрослеющего ребенка, при этом в прошлом были теплые отношения, можно сразу начинать совместную семейную психотерапию (техника «семейной скульптуры», эмпатического слушания, прояснения коммуникаций, психодраматические игры). 2. Если в ходе беседы выясняется, что подросток и родители готовы работать с психологом, но локус проблем лежит в трудностях общения с друзьями, учителями, то сначала нужна индивидуальная беседа и диагностика подростка, а затем его работа в группе или глубинно-ориентированная индивидуальная терапия. Родители привлекаются в параллельную группу либо консультируются без ребенка. 3. Если на первичном приеме родитель жалуется на то, что не понимает ребенка, ребенок ему в чем-то не нравится, просит пригласить ребенка под каким-либо предлогом — это означает, что утрачено доверие. Необходимы раздельные встречи с родителем и подростком, переориентация последнего, а затем семейная психотерапия.
4. Если родители жалуются на потерю контакта, отчуждение, боятся этого, просят пригласить ребенка, необходи- Я ма индивидуальная работа с родителями, а затем семейная терапия. 5. При полной потере контакта и доверия, нежелании подростка идти к психологу, негативном отношении к взрослым нужна работа с родителями. 6. Если члены семьи пришли к психологу вместе, между ними существует близость, нужно выяснить у подростка, как лучше работать с семьей. Семейная терапия не проводится при отсутствии эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональном отвержении ребенка в искомых семьях, а также в случаях, когда имеют место нарушения личностного развития родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|