Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Особенности психологии управления средним медперсоналом




Содержание

 

Введение 2

Глава I. Особенности психологии управления средним медперсоналом 3

Глава II. Оценка психологической готовности выпускников средних специальных медицинских учебных заведений к работе 7

Заключение     12

Список использованной литературы 13


Введение

 

Актуальность темы определена тем, что современные исследования показали, что успехи медицинской практики обусловлены многими факторами, в том числе психологическими - адекватным восприятием и пониманием врачом своего больного. Эффективность лечения часто в большей степени зависит не столько от правильности диагноза, сколько от согласия больного следовать плану терапии.

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс - это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.


Глава I. Особенности психологии управления средним медперсоналом

 

Рассмотрим психологию управления средним медперсоналом на примере работы с неврологическими больными.

Во-первых, от медсестры требуется понимание этиологии и патогенеза наиболее часто встречающихся неврологических и соматических заболеваний, особенно - их начальных проявлений. Необходимы также диагностическая настороженность по отношению к патологии, наиболее угрожающей жизни: сердечно-сосудистой (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульты и динамические нарушения мозгового кровообращения, гипертоническая болезнь), онкологическим заболеваниям, сахарному диабету, туберкулезу; знание клинической картины дебюта, неврозоподобной стадии эндогенных психозов - шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Квалифицированность постовой медсестры, наблюдательность, точность описания в дневнике наблюдений моторно-мимической, эмоциональной, мыслительной, поведенческой сфер больного помогают врачам вовремя провести дифференциальную диагностику и начать лечение.

Во-вторых, важно понимание механизмов образования неврозов, точнее - внутриличностных конфликтов, являющихся «стержнем» возникновения и развития пограничных реакций и состояний. Конфликт в душе человека может быть как осознаваемым (понимаемым), так и неосознанным, но ему всегда свойственны противоречивые желания, потребности, чувства и мысли. Например, интрапсихический конфликт при неврастении можно определить как «хочу (чего-либо), но не могу (этого сделать или добиться)!», что снижает самооценку больного. При истерическом неврозе - наоборот: «могу, но не хочу, или не буду!», так как выраженный эгоцентризм препятствует изменению реакции на проблему. При неврозе навязчивых страхов чаще всего конфликт определяется формулой «хочу (чего-либо), но должен делать что-то другое!». Больные в силу своих личностных особенностей и длительности заболевания часто даже после бесед с врачом обращаются с вопросами к постовой медсестре и медсестре по реабилитации, поэтому очень важно, чтобы понимание сути состояния больного у всего коллектива отделения было научным, одинаковым и общим. Ответы и мнения в рамках рациональной беседы, сократического диалога, лечебной суггестии должны быть у врачей, медсестер и другого медицинского персонала однонаправленными. Известный ученый И.Харди отмечает: «…Работа людей, осуществляющих уход за психическими больными, в корне отличается от работы по уходу за больными другого профиля, поскольку наряду с навыками физического ухода за больными они должны освоить и навыки психического воздействия…». Персонал нашего отделения постоянно проходит тренинги, слушает доклады и лекции по психотерапии, повышая свою компетентность.

В-третьих, к личности самой медсестры в условиях психотерапевтического отделения предъявляются особые требования. Психотерапия, пожалуй, - единственная профессия, в которой невозможно состояться без личностного роста, гармонизации души и тела, утоления духовной «жажды». В психотерапии теоретикам нет места - если ты не увидел собственные противоречивые желания, конфликты «неоправданных ожиданий» и не разрешил их, твоя личность не будет обладать своеобразной притягательной силой, неким «магнетизмом». «Истина всегда прыгает из глубины глаз, и все кончено - Вы уже пойманы!», - так описывал это явление врач М.Н.Булгаков.

В-четвертых, требуется особое отношение к психосоматическим расстройствам: вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни I-II степени, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, болезни Крона, сахарному диабету 2-го типа и многим другим. Дело в том, что терапевтическое воздействие медперсонала при «классических» неврозах направлено на слабые черты личности больного: низкую самооценку при неврастении, эгоцентризм при истерии, повышенное чувство долга при фобиях, позитивное восприятие будущего при депрессиях и т.д. При наличии у человека проблемы сначала предпринимаются попытки изменить ситуацию, а при невозможности этого - изменить к ней свое отношение [2]. При психосоматических расстройствах невозможны ни первый, ни второй путь (проблема не осознается, ее эмоциональному отреагированию мешает алекситимия), поэтому включается телесный уровень реагирования. Алекситимия (понятие, введенное в 1973 г. Сифнеосом) - это невозможность выразить словами, описать свои эмоции, отделить чувства от телесных ощущений. Нарастающее внутреннее напряжение у людей с алекситимией блокируется на эмоциональном уровне и направляется в «тело» (см. схему). Лечебное воздействие у данной когорты больных при жалобах должно учитывать именно алекситимию («Голова болит, но что вы сейчас чувствуете? О чем думаете? В каких жизненных ситуациях возникала боль?») с попыткой преодолеть патологический тип реагирования, а не купировать симптом.

Пятая особенность заключается в отношении к фармакологическим препаратам. Известно, что ими можно «снять» любые симптомы любых заболеваний. Но в случае невротических расстройств симптом является лишь «вершиной» айсберга внутриличностного конфликта, и его купирование приводит только к хронизации болезненного состояния. Поэтому при жалобах на физический или психологический дискомфорт медсестра не спешит в пределах своей компетенции оказать симптоматическую помощь или вызвать дежурного врача. Ее задача в рамках бригадного ведения больного - повысить уровень его осознания ситуации, увидеть деструктивные механизмы совладания с актуализирующейся проблемой, помочь освоить конструктивные механизмы: отвлечение, кооперацию, сублимацию и др. Часто подобная тактика, существенно отличающаяся от принятой в терапевтических отделениях, вызывает у вновь поступивших больных агрессию, но Карл Витакер предостерегал начинающих психотерапевтов: «Бред слияния вы бросьте. Психотерапия - это конфронтация!». Следует применить приемы релаксации, дыхательной терапии, и только в случае их неэффективности обратиться к медикаментозной терапии.

Когда анализируешь свою деятельность, порой кажется, что медсестра, работающая в психотерапии, - это уникальная, отдельная специальность в сестринском деле. Возможно, это так. Особенностей в нашей работе значительно больше, чем мы попытались проанализировать в этой статье. Мы надеемся продолжить дискуссии и обмен опытом на страницах нашего журнала, с удовольствием приглашаем к диалогу коллег, осуществляющих «служение у алтаря Души» (именно так дословно переводится психотерапия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...