Глава II . Оценка психологической готовности выпускников средних специальных медицинских учебных заведений к работе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Дефицит специалистов со средним медицинским образованием - серьезная проблема учреждений здравоохранения. Так, за период с 1996 по 2006 г. численность среднего медицинского персонала в целом по России сократилась на 6,6%, а обеспеченность им на 10 тыс населения - с 100,8 до 96,9. В этих условиях возрастает значимость вопросов профессиональной подготовки, нравственного воспитания медицинского персонала на этапе обучения в средних и высших медицинских учебных заведениях. В настоящее время сформирована многоуровневая система подготовки специалистов в области сестринского дела: начальный уровень (квалификация - младшая медсестра по уходу за больными); базовый (квалификация - медсестра); повышенный (квалификация - медсестра с углубленной подготовкой), высшее сестринское образование ВСО (квалификация - менеджер). Проведенное в 2007 г. изучение качества профессиональной подготовки специалистов на базовом, повышенном уровнях и в системе ВСО показало целесообразность внесения ряда дополнений в содержание государственных образовательных стандартов. В исследовании в качестве экспертов участвовали свыше 450 руководителей сестринских служб медицинских учреждений из 35 субъектов РФ, директора медицинских училищ и колледжей (61 эксперт), деканы факультетов ВСО (22 эксперта). Для каждой группы была разработана специальная анкета, вопросы которой позволяли провести сравнительный анализ мнений. Первый вопрос, заданный главным медсестрам, касался общего уровня удовлетворенности качеством подготовки медсестер (мы просили оценить удовлетворенность в процентах - от 0 до 100%). Оценки в диапазоне от 100 до 70% рассматривались как удовлетворительные. Получены следующие результаты: базовый уровень: - 77,9% оценок были выше или равны 70%; повышенный уровень - такая оценка дана в 84,9% случаев; ВСО - в 67,3% случаев дана оценка на уровне 70% или выше; работа системы повышения квалификации оценена на таком уровне в 85,3% случаев. Таким образом, в целом система подготовки и повышения квалификации кадров, по мнению руководителей сестринских служб медицинских учреждений, удовлетворяет запросы практического здравоохранения. Однако настораживает то, что 10,7% от общего числа экспертов высказали замечания в адрес практической подготовки выпускников учебных заведений.
Подготовка специалистов базового уровня оценивалась путем анализа мнений руководителей сестринских служб о знаниях выпускников медицинских училищ и колледжей по отдельным дисциплинам и директоров медицинских училищ и колледжей - о перечне учебных дисциплин действующего образовательного стандарта. Так, главных медсестер просили оценить подготовку выпускников медицинских училищ и колледжей по следующим разделам: · гуманитарная грамотность; · математика и информатика; · основы анатомии, физиологии; · организация и самоорганизация своей деятельности; · психология человека (пациента); · специальные дисциплины. Эксперты выразили удовлетворенность подготовкой медсестер по общегуманитарным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам; наибольшую критику вызвала подготовка по математике и информатике, организации и самоорганизации своей деятельности (вопросы управления) и психологии (рис. 1).
психология управление медицинский персонал Полученные результаты подтверждают актуальность для практического здравоохранения умения работать с пациентом, определять его потребности и обеспечивать ему комфортное пребывание в стенах медицинского учреждения, планировать рабочее время, организовывать свой труд, обрабатывать поступающую информацию. По мнению представителей практического здравоохранения, формированию этих умений у студентов базового уровня учебные заведения пока уделяют недостаточно внимания.
Далее перед главными медсестрами был поставлен вопрос об эффективности программ повышенного уровня, реализованных до 1 сентября 2006 г. Подавляющее большинство (65,5%) ответивших согласились с тем, что существующие программы улучшили подготовку выпускников к работе в должности старших медсестер отделений. Было высказано мнение о необходимости усиления: блока общемедицинской грамотности (18,1% экспертов); блока управления сестринским персоналом (33,8%); блока психологии и педагогики (25,6% экспертов); подготовки по специальным (сестринским) дисциплинам (22,5%). Утвержденный в 2004 г. Государственный образовательный стандарт повышенного уровня по специальности 0406 - Сестринское дело предусматривает подготовку специалистов - организаторов сестринского дела или специалистов с углубленной подготовкой в области семейной медицины, социальной помощи, онкологической и паллиативной помощи и др. Выраженная клиническая направленность данного стандарта позволяет готовить высококвалифицированных специалистов в области сестринского дела. Однако пока не решено, какие должности могут занимать эти специалисты в учреждениях практического здравоохранения. Такое решение, обеспечивающее условия для реализации полученных знаний, необходимо (в отношении должностей главной акушерки и главного фельдшера оно принято: в их тарифно-квалификационных характеристиках указано, что это - специалисты с повышенным уровнем образования). Анализируя содержание Государственного образовательного стандарта повышенного уровня, мы хотели бы обратить внимание на то, что в нем приведен ряд дисциплин, входящих в образовательные стандарты базового уровня и ВСО, причем совпадение касается не только названий предметов, но и их содержания. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы над стандартами нового поколения, в которых должна учитываться преемственность между уровнями образования, их усложнение в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалистов (эти требования тоже фактически отсутствуют).
Что касается оценки качества подготовки выпускников факультетов ВСО, приходится отметить, что большинство руководителей сестринского дела не смогли высказать свое мнение, поскольку в их лечебно-профилактических учреждениях выпускники факультета не работают. Только 23,5% руководителей (105 анкет из 447) смогли дать такую оценку, составившую, как было указано выше, 67,3%. При оценке подготовки выпускников ВСО рассматривались их знания в области гуманитарной грамотности, математики и информатики, основ анатомии, физиологии, психологии человека, управления и маркетинга (рис. 2).
Выпускникам ВСО эксперты поставили более высокие оценки, чем специалистам базового уровня, что может быть объяснено рядом факторов: выраженной мотивированностью к получению управленческих знаний и умений (на факультете обучаются работающие главные и старшие медсестры, либо медсестры, претендующие на должности руководителей сестринских служб); продолженным (опирающимся на базовый, иногда - на повышенный уровень) характером образования; наличием у большинства студентов практического опыта, который позволяет быть активными участниками учебного процесса, понимать значимость приобретаемых знаний для профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть: при подготовке нового образовательного стандарта ВСО должны реализовываться не только предложения деканов, но и принцип преемственности в преподавании дисциплин с учетом предшествующего уровня подготовки.
Заключение
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: руководители сестринских служб в целом удовлетворены подготовкой медсестер на всех 3 уровнях (базовый, повышенный, ВСО), но детальный анализ их оценок свидетельствует о возможности и необходимости повышения ее качества; при разработке стандартов профессиональной подготовки следует учитывать мнение «заказчика», а также факторы, формирующие спрос на медицинские, в том числе сестринские услуги;
при введении в образовательный стандарт новых дисциплин надо исходить из их необходимости для будущей профессиональной деятельности, принципа преемственности преподавания на каждом уровне образования, из требований профессиональной компетентности специалиста; увеличение учебной нагрузки. Список использованной литературы
1. Андреев Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - 415 с. 2. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. №2. . Бойко Ю. П. и др. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике// Медицинская сестра. 2000. № 2. . Брушлинский А.В. Деятельность, действия и психическое как процесс //Вопросы психологии. 1984. №5. . Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976г. . Деонтология в медицине/ Под ред. Б. В. Петровского. Т. 2. - М., 1988. . Донцов И. Психология коллектива. -М., 1984. - 288 с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|