Тренинг эффективности учителя
⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 63 В целях обучения может быть использован тренинг Т. Гордона по развитию эффективности учителя. Его целью является переключение учителя на активное слушание (проблема ученика) и «Я-высказывание» (проблема учителя). Тренинг последовательно прорабатывает конфликтные ситуации. Задачи тренинга: — работа с окном приятия, развитие эмпатического отношения к учащимся; — развитие навыков активного (эмпатического) слушания; — развитие навыков определения зон проблем; — работа с «Я-высказываниями»; — расширение зоны беспроблемности, того оптимального пространства, в котором происходит действительное обучение. ,432 В тренинге используется шестишаговая модель разрешения проблемных ситуаций: 1. Определение принадлежности проблемы. 2. Порождение возможных решений. 3. Оценка решений в форме «Я-высказываний». 4. Определение наилучшего решения. 5. Определение средств выполнения решения. 6. Оценка того, насколько хорошо данное решение решает проблему. Психологические критерии эффективности тренинга. 1. Если решение хорошее, то не возникает негативных переживаний. Негативно оцениваются решения, а не учащиеся. 2. Нет чувства вины и раздражительности. 3. Усиливается мотивация. 4. Нет взаимных антипатий. 5. Не надо использовать силу (давление). 6. Вскрываются не мнимые, а действительные проблемы. По окончании тренинга учителям рекомендуется: 1. Стать эффективным консультантом в области общения. 2. Моделировать в поведении собственные ценности. 3. Вести внутреннюю работу над собой: — изучать дополнительную литературу, — выработать способность учиться у учеников, — посещать группы личностного роста. Система упражнений включает два цикла:
I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением. II. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации. I цикл 1. Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.). 2. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности). 3. Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения). 4., Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания — малый, средний, большой). 5. Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний). 6. Овладение техникой интонирования, мимикой, пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» — громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно, нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.
7. Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.). 8. Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними. 9. Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности. II цикл 1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи). 2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями — доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение). 3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации — прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи). В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в виде таблицы, выделив в ней основные проблемы учителей и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы. Второе направление в работе психолога с педагогами — обучение способам разрешения возникающих педагогических конфликтов. Речь идет о таких известных в конфликтологии и социальной психологии способах, как картография конфликта, выработка альтернатив, посредничество и переговоры. Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов: определения проблемы заявлением общего характера, обозначения главных участников конфликта, выяснения опасений и потребностей каждого из них. Этот прием позволяет ограничить дискуссию определенными формальными рамками (составление карты конфликта), что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы; представляется возможность высказаться; становится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые варианты решения проблемы.
Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане. Выработка альтернатив конфликтному поведению включает их обсуждение, выбор-анализ и претворение в жизнь. При выборе обычно пользуются критериями осуществимости, достаточности и справедливости. Для претворения альтернатив нужно определить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения. Обычно, разрабатывая альтернативы, проблему разбивают на части. Переговоры. В конфликте всегда скрыта возможность договориться, поэтому переговоры являются одной из форм его разрешения. Педагог может вести переговоры сам, с помощью психолога или другого авторитетного лица, а также выступать в качестве посредника (арбитра). Переговоры включают несколько этапов: подготовку (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонентов, постановка целей урегулирования конфликта), процесс переговоров и их завершение. В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мнению другой стороны; использовать стратегию выиграть/выиграть; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; быть гибким; снижать свои притязания, если они не реальны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты. Посредничество. Это способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны — объективной и не вовлеченной в конфликт. Правила посредничества предполагают три основные функции посредника: приведение сторон к согласию (решение проблемы без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики); выслушивание участников (рассказ каждого, повторение каждым того, что уже было сказано, выражение каждым оппонентом своего отношения к конфликту) и разрешение конфликта (объяснение каждой стороной условий для достижения согласия). Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремятся.
Кроме перечисленных выше прямых методов разрешения конфликтных ситуаций психолог может использовать непрямые способы угашения конфликтов. К их фонду относятся психомышечная релаксация, драматизация конфликта, обмен ролями, эмоциональное отреагирование через вербализацию собственных чувств и др. Профилактикой конфликтного поведения является развитие рефлексивности поведения; эмпатии; и творческих подходов, которые служат средством преодоления упрямства, ригидности; обучение умению сотрудничать с другими и т.п. Если рассматривать конфликты, связанные с личностной и профессиональной некомпетентностью педагога, то их профилактика и коррекция связаны либо с работой над личностью, либо с повышением профессионализма, т.е. с использованием неспецифических для педагогической конфликтологии методов и средств. Таким образом, работая в образовательном учреждении, психолог имеет дело с коллективными и индивидуальными субъектами, нуждающимися в психологической поддержке. Он должен отдавать себе отчет в том, что его успех в работе с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом не только способствует профессиональной удовлетворенности и психоэмоциональному благополучию каждого сотрудника, но и создает хорошую основу для гуманизации педагогического процесса в целом, повышению его эффективности. Тем самым психолог вносит весомый вклад в развитие каждой личности в школьном коллективе. Контрольные вопросы 1. Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности? Какие виды стилей он может включать? 2. Можно ли формировать стиль педагогической деятельности? Какими способами и методами? 3. Какие методы может использовать психолог при профилактике и разрешении педагогических конфликтов? Темы для семинарских занятий 1. Стиль педагогической деятельности, его диагностика и формирование. 2. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение. 3. Тренинг эффективности учителя Т. Гордона. Задания для самостоятельной работы 1. Опишите индивидуальный стиль деятельности любимого учителя (преподавателя). 2. Составьте банк конфликтных ситуаций для практикума (воспитатель детского сада — ребенок).
3. Попробуйте использовать «Я-высказывания» в конфликтной ситуации, проанализируйте их эффекты. Литература Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архангельск, 1997. Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995. Зимняя НА. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. Кан-Калик В.Л. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990. Крупенин Л.Л., Крохина ИМ. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 1989. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
[1] см.: Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии японских школьников //Вопросы психологии 1990. №5. С. 150-157 [2] Абрамова Г.С, 1997
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|