Гамлет Максим Жуков Есенин 2 глава
Случается, он не обращает внимания на качество продуктов и может запросто нарезать в салат подгнивших овощей, не говоря уже о том, что Гамлет по рассеянности вообще может забыть, что он готовит и из чего, что он уже положил в котел, а что еще нет. Некоторые из представителей этого типа любят не столько готовить, сколько "играть в повара" (особенно мужчины). Женщинам-Гамлетам это занятие тоже частенько надоедает, и они относятся к нему как к наскучившим домашним обязанностям, а иногда даже с каким-то раздражением, как будто эта работа представляет для них особые трудности. (Как уже говорилось, вынужденная необходимость заниматься только домашним хозяйством часто неблагоприятно сказывается на их характере: "Муж меня отправил на лето к свекрови (свекровь — Гамлет), и в первый же день она мне сообщила: "Ты будешь питаться отдельно. Я не стану на тебя готовить. Тебе все равно моя еда не понравится!" Меня сначала это обидело, а потом я заметила, что она действительно плохо готовит и возможно этого стесняется и таким образом старается это скрыть... Потом, ей еще нравилось загружать меня домашней работой, как будто она меня этим наказывает! Ну а для меня это дело привычное... А в конце лета она все-таки нашла, чем меня подколоть: "Зачем, — говорит, — ты этюдник с красками сюда привезла? Ты же за все время так ничего и не нарисовала!" — Чувствовалось, что она ищет ссоры, но мне-то это было ни к чему, и я старалась не давать ей повода, а это ее еще больше раздражало".) Вообще, устройство быта для Гамлета не самое привлекательное занятие. Вспоминать, что нужно купить для дома, для семьи, — это всегда для него лишнее и мучительное напряжение. (Художница-Гамлет отправила сына в булочную купить свежего хлеба, чтобы "освежить" рисунок. Сын принес две булки: одну, чтобы рисунок стереть, другую — чтобы съесть. И вот именно это обстоятельство ее сначала очень удивило, а потом рассмешило: "Васька-то у меня мужичок хозяйственный растет!")
Организация быта для Гамлета — это всегда лишняя головная боль при более чем скромных результатах. Иногда в его доме не хватает многих нужных вещей, а иногда наблюдаются какие-то явные несуразности в интерьере: "Меня поразило в ее комнате то, что над кроватью, — вот так, как обычно люди коврик вешают, — у нее висела каменная плита с великолепным старинным рельефом. Довольно большая плита, размером где-то полтора метра на метр... Уж не знаю, на чем она там держалась, но меня все удивляло, как это можно спать под такой плитой, как же ей не страшно?" Именно в быту Гамлету иногда не хватает острых ощущений и он их старается добирать, где можно и чем можно. Это одна из причин, по которой он сам может создавать себе бытовые трудности или усложнять свои бытовые отношения вопреки всякому здравому смыслу. Случается, ему не хватает эмоционального напряжения и он может устроить свой быт таким образом, чтобы интерьер его комнаты уже сам по себе задавал нужное ему настроение. Например, он может задрапировать стены черной тканью или завесить их политическими плакатами, флагами или вымпелами, портретами своих кумиров и вождей; разрисовать комнату какими-нибудь собственными художествами, словом, делать все, что ему вздумается, лишь бы создавалось приятное настроение. Разумеется, лучше всего обстоит дело, когда организацией гамлетовского быта занимается его дуал Максим. Хозяйственный, работящий, от природы наделенный прекрасным эстетическим вкусом, аккуратный, умеющий наводить и поддерживать порядок, Максим при желании способен создать Гамлету именно те условия, о которых он только может мечтать (вплоть до "кофе в постель", особенно если отношения и ситуация к этому располагают). Женщина-Максим вообще безупречная хозяйка: и экономная, и запасливая, и каждую статью расходов записывает.
Кроме того, сориентированный на гамлетовские этические установки Максим не боится его эмоциональных перепадов, более того, он очень хорошо себя в этом режиме чувствует. Поэтому всегда находит способ предложить своему дуалу и соответствующие эстетические критерии, которые, с одной стороны, не противоречат его принципам, а с другой — направляют его ощущения в гармоничное русло. Если Гамлет проявляет себя как "режиссер сильных переживаний", то Максим — это художник острых ощущений. В паре Гамлет-Максим происходит постоянный эмоционально-сенсорный взаимообмен (взаимообмен "кнута и пряника"): так же, как эмоциональное поле Гамлета постоянно меняется с положительного на отрицательное, так и приятные, расслабляющие ощущения, создаваемые Максимом, постоянно сменяются острыми, возбуждающими. Именно дополняя друг друга в эмоционально-сенсорном плане, Гамлет и Максим создают для себя оптимальный психологический режим, оптимальную гармонию ощущений. (Тр, что для этой пары является оптимальным и гармоничным, представитель психологически несовместимого с ними типа возможно посчитает для себя слишком острым, "своеобразным" и потому неприемлемым, но это, разумеется, уже его проблема) Многие сенсорные ощущения воспринимаются Гамлетом эмоционально или интуитивно: " У моей учительницы (Гамлета) была своя теория преподавания живописи — основная нагрузка делалась на воображение и на память. Мы должны были запомнить цвет, а на рисунке только пометить цветовое пятно контурной линией соответствующего тона. В результате рисунок покрывался сетью каких-то разноцветных контуров, в которых легко было запутаться. Мне эта техника никак не удавалась — терялись острота и свежесть сиюминутного восприятия цвета... Часто она любила говорить: "Возьми этот цвет насыщеннее, чтобы он зазвенел, а то он молчит, как мертвый..." Как бы не был Гамлет болезненно восприимчив к внешнему дискомфорту, со временем он начинает понимать, что источник его постоянного раздражения в нем самом — в постоянном ощущении личной неустроенности, точнее, "непристроенности" или "неприкаянности". Гамлет очень остро ощущает свое одиночество. Иногда, особенно в молодости, он склонен разыгрывать роль этакого " печального демона", непонятого и одинокого.
Печальные мысли об одиночестве приводят к размышлениям о "бренности бытия", которые особенно часто его посещают в период плохого самочувствия. Достаточно обратить внимание Гамлета на его нездоровый вид, как он сразу же начинает переживать за состояние своего здоровья, размышлять о приближающейся старости и о том, чем неизбежно заканчивается человеческая жизнь, что приводит его к еще более печальному настроению. Когда здоровью Гамлета начинает что-то действительно серьезно угрожать, жизнь его домочадцев превращается в сплошной кошмар: "Еще задолго до того, как лечь в больницу, мама начала меня морально подготавливать: "Смотри, когда я умру, чтоб ты знал: здесь у нас хранится манная крупа, здесь — сахар... Смотри, когда я умру, чтоб ты не забывал платить за квартиру". Операция прошла успешно, но я так и не понял, зачем ей нужно было настраивать нас на самое худшее". Гамлету часто кажется, что окружающие недостаточно его опекают, недостаточно о нем заботятся. Причем такие претензии предъявляются необязательно к самым близким людям. Гамлеты любят, когда во время болезни их навещают не только родственники, но и соседи, друзья, сослуживцы или ученики: «Лень тебе проведать свою учительницу? Или ты дожидаешься, пока я умру?!" Спасение от этой хандры наступает с появлением в его жизни близкого человека, от природы наделенного оптимизмом, бодростью духа, ясностью ума, сильной волей, преданностью, отзывчивостью и дружелюбием, т.е. именно теми качествами, которыми в избытке обладает его дуал Максим, способный чутко улавливать ощущения физического и душевного дискомфорта, способный исполнять и предупреждать все желания своего партнера.
Блок СУПЕРИД*5-я позиция*Суггестивная функция* "Логика соотношений" Трудно дать логическое объяснение поступкам Гамлета. Иногда даже не следует пытаться этого делать. Иногда создается впечатление, что Гамлет вообще видит себя вне фактов и вне логики. То есть лично он убеждается только фактами и только достоверными, но сам может, как ребенок, ссылаться на какой-то придуманный факт, тем более, если его невозможно проверить. Может часто манипулировать фактами и аргументами по своему усмотрению, но очень боится и не любит, когда так поступают по отношению к нему самому. Всегда рад возможности собрать нужную информацию. Иногда он это делает как бы между прочим, предварительно расслабив собеседника и настроив его на доверительный лад, может как бы невзначай спросить его о чем-нибудь важном. Часто строит из себя этакого наивно-любопытствующего собеседника; иногда — якобы сомневающегося скептика, провоцирующего на то, чтобы ему убедительно возражали и в качестве аргумента подробно информировали о действительном положении вещей, а также излагали все планы и раскрывали все карты. Наука, по мнению многих представителей этого типа, ни в коем случае не должна быть вне политики, вне социальных проблем, вне общественного мнения. Более того, она обязана активно работать на его социальную систему и служить ее идеалам. Поэтому и направление развития науки должно определяться целями и задачами субсидирующей ее социальной системы. Придерживаясь такой точки зрения, Гамлет способен успешно сочетать научную деятельность с идеологической работой. Правда, последствия такого сочетания не всегда идут на пользу науке. История знает немало случаев, когда некоторые представители этого типа превращали область научных исследований в арену идеологической борьбы, а научные диспуты — в политическое ристалище. (Вспомнить хотя бы печально известного Трофима Денисовича Лысенко, равно как и последствия, которые оказала его "научная" деятельность на развитие советской биологии.) Характерно, что для успешного научного поиска Гамлету обязательно надо верить в то, что он находится на правильном пути — особенно, если это касается новых, еще не достаточно изученных научных направлений. (Понятно, в наше время Гамлет уже не задает вопрос: "Ты веришь в генетику?", но сейчас он, к примеру, может спросить: "Ты веришь в соционику?"). Гамлет часто поступает вопреки здравому смыслу, поскольку эмоции у него обычно преобладают над рассудком. Именно поэтому ему трудно быть объективным, поэтому-то и понятие об объективности у него тоже весьма относительное: чаще всего "объективно", в его понимании, то, что он считает нужным и удобным для себя.
"Объективную информацию" Гамлет довольно часто подбирает предвзято, иногда слишком тенденциозно — все зависит от того, для какой цели он предполагает эту информацию употребить. Кроме того, "объективность" Гамлета часто зависит от его настроения. (Например, если "под горячую руку" попросить его написать "рекомендательное письмо", он может написать "объективную характеристику" с явно критическими тенденциями. Под настроение Гамлет может выдать "объективный анализ", где вообще одно противоречит другому.) Гамлет настолько часто "попадается" на собственных нелогичностях и противоречиях, что иногда его просто не хочется уже на этом ловить. Тем более, что, даже будучи уличенным, он ведет себя совсем как ребенок: пугается, раздражается и еще больше запутывается. Кроме того, ему вообще трудно быть логически последовательным. Факты, которыми он оперирует, иногда бывают настолько хаотично подогнаны, что никакой последовательности там вообще не наблюдается, а только прослеживается какая-то эмоциональная или идеологическая тенденция. И тем не менее Гамлет очень ценит в людях способность высказываться лаконично и по сути. Чужие высказывания он всегда старается запомнить и при случае применить в своей речи, которая иногда представляет собой именно цепочку лаконичных, но выразительных афоризмов. Сам Гамлет может дать четкое определение какому-либо понятию только в том случае, если он его тщательно "вызубрил", а если его попросить дать объяснение своими словами, то это, скорее всего, будет весьма далеко от истины, а может даже и совершенно противоположно ей по смыслу. Гамлет уважает людей, умеющих не упускать противоречивых мелочей, умеющих при анализе ситуации учесть каждую деталь, разобраться во всем тщательно и досконально. Ему постоянно нужен кто-то, способный терпеливо распутывать то, что он так основательно запутал, кто-то, кто обладает феноменальной наблюдательностью и замечательной памятью, и может в любую минуту дать ему нужную энциклопедическую справку, процитировать нужную инструкцию, предложить нужную методику. Одним словом, для ведения всей будничной повседневной работы, для постоянного наведения порядка в его сумбурных мыслях и в его полузапутанной, полуутерянной документации Гамлету нужен именно такой партнер, как Максим, причем нужен как воздух. Без Максима гениальные гамлетовские идеи так и останутся плодом его воображения. Блок СУПЕРИД*6-я позиция*Активационная функция* "Волевая сенсорика" Сказать, что Гамлет обладает какой-то особой напористостью, настойчивостью и большим волевым потенциалом, было бы сильным преувеличением. Его настойчивость скорее сродни занудству. Решительным его тоже не назовешь — он, как всякий интуит, склонен к сомнениям и колебаниям. Особыми пробивными способностями обычно не отличается. Поэтому всегда нуждается в том, чтобы кто-то за него похлопотал. Прямому волевому давлению не поддается, но и противостоит ему с трудом, поскольку это требует от него слишком большого физического напряжения. И тем не менее все эти проблемы легко решаются, если Гамлет наделен большими полномочиями в рамках определенной социальной системы. Тут он может развернуться и работать с огромной энергией, не чувствуя усталости. Чем выше положение Гамлета в системе, тем больше возможностей он для себя видит. Гамлет склонен злоупотреблять своей властью. Способен ею самоутверждаться. Осознание собственных полномочий его очень воодушевляет и активизирует. (Сознание безграничности своих полномочий для Гамлета опасно — оно превращает его в злого демона, развлекающегося судьбами и жизнями людей.) Работа в рамках системы для Гамлета особенно предпочтительна, хотя бы потому, что он уже куда-то пристроен и осталось только проявить себя, а за этим уж дело не станет. Гамлет гибок и динамичен, он умеет быстро оценить ситуацию и быстро приспособиться к новым условиям работы. Он уважает систему иерархий, уважает авторитеты, признанные в этой системе. Уважает всех работников этой системы, чьим трудом она держится. В рамках системы он живет удобно и уютно. И он рад занимать в ней какую-то должность. Иногда, предвидя близкий крах возглавляемой им системы, он готовит возможные пути к отступлению, к сохранению хотя бы той ее нынешней части, на базе которой можно будет воссоздать ядро будущей. Когда его система разрушается, он пытается восстановить и объединить вокруг этого ядра уцелевшие связи, дать им новый лозунг и наполнить их новым актуальным содержанием, подготавливая ее таким образом к внедрению в будущем. Гамлет, выпавший из своей системы и не находящий себе места в обществе, — это трагедия (это образ чаплинского безработного "бродяги"). Гамлету бывает трудно самому себя организовать, заставить себя что-то сделать — для этого ему нужен волевой импульс извне. Организовать Гамлета волевым давлением может только его дуал Максим — ив этом он бывает строг и непреклонен. Любое другое воздействие не даст должных результатов: методом убеждения Гамлета дисциплинировать очень трудно. Он развернет дискуссию, которая даст ему возможность выиграть время и тем самым остаться на своих позициях. От прямого давления Гамлет тоже ускользнет: он либо разозлится, либо устроит "сцену", либо начнет "ломать комедию". С другой стороны, Гамлета, увлеченного своим делом, нет надобности выгонять на работу силой. Достойнейшие представители этого типа, добившиеся исключительных творческих успехов, и сами могут служить образцом выносливости, работоспособности и целеустремленности. Хотя за свое физическое перенапряжение им иногда приходилось расплачиваться пусть и блистательной, но все же непродолжительной карьерой. Когда Гамлет увлечен работой, он не считается ни со своими силами, ни со своим здоровьем. И тут ему совсем не лишней оказывается помощь его дуала: Максим, как уже говорилось, особенно внимателен к ощущениям Гамлета. Поэтому он и расслабляет его, и переключает на другое занятие, а может и просто волевым нажимом заставить его отдохнуть. Когда Гамлет дуализирован, всегда есть кому о нем позаботиться, кому скоординировать его работу, распределить его нагрузки. Максим создает своему дуалу самый оптимальный режим для успешной творческой деятельности. (Знаменитые дуальные пары Гамлет — Максим. Екатерина Максимова — Владимир Васильев, Василий Шукшин — Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Герасимов — Тамара Макарова, Сергей Бондарчук — Ирина Скобцева, Инна Чурикова — Глеб Панфилов и др.) Блок ИД*7-я позиция*Наблюдатепьная функция* "Этика отношений" Этический кодекс Гамлета совершенно безупречно работает именно в рамках его социальной системы: с начальством и подчиненными Гамлет ведет себя "как положено"; с равными — общается на равных и в этическом плане старается проявить себя с самой лучшей стороны. Именно поэтому Максиму, разделяющему аналогичные взгляды и убеждения, не следует беспокоиться за успех своих взаимоотношений с Гамлетом: тут ему обеспечены и преданнейшая дружба и искренняя самоотверженная любовь. Родственные связи и взаимоотношения в рамках семьи для Гамлета (равно как и для его дуала Максима) имеют первостепенную значимость, поскольку семья ими рассматривается тоже как социальная структура: во всем мире могут быть хаос и анархия, но в семейных отношениях должен быть строгий, раз и навсегда установленный порядок. Если такового порядка нет, Гамлет может противопоставлять себя семейным отношениям, может не подчиняться ни общим установкам, ни общему укладу. Представители этого типа очень болезненно переживают семейные неурядицы: развод и ссоры родителей, супружескую измену и предательство по отношению к семейным интересам, обиду, нанесенную членам семьи, — все это очень серьезные и драматичные для Гамлета события, с которыми ему очень трудно мириться, поскольку они глубоко задевают его этические установки. И именно поэтому он всегда считает себя обязанным на них должным образом отреагировать: объявить бойкот, отомстить, отлучить от семьи, самому уйти из семьи и т. д. Если таковые поступки вписываются в рамки традиций, Гамлету это существенно облегчает задачу, если нет — действует по собственному усмотрению, не придавая особого значения оценке его поступков окружающими. Поскольку сфера этических интересов у Гамлета сводится к наблюдению взаимоотношений в рамках определенной социальной структуры, то и расстановка сил в коллективе всегда имеет для него решающее значение, поскольку именно она определяет характер и направление его действий. Именно поэтому для Гамлета очень важно своевременно выявить скрытые этические тенденции, выявить потенциального лидера, потенциального фаворита. Именно поэтому Гамлет с особым вниманием наблюдает за тем, чтобы поведение и взаимоотношения всех членов коллектива соответствовали месту, занимаемому ими в иерархии. Перефразируя латинскую пословицу, можно сказать, что Гамлет следит за тем, чтобы то, что позволено Юпитеру, не позволял себе бык, т.е. чтобы поведение и взаимоотношения в рамках системы были подобающими и соответствующими. (Сразу следует заметить, что исходя из этих же принципов строит свои взаимоотношения и его дуал Максим: "То, что позволено Юпитеру не позволено быку". Иными словами: поведение в рамках системы должно соответствовать занимаемой должности, поскольку определяется правом возложенной ответственности. Именно в этом и Максим и Гамлет видят единственно справедливые этические принципы — принципы, соответствующие их системе взглядов и отношений.) Каждый раз, когда у кого-либо из членов коллектива проявляются "замашки примадонны", Гамлет это в первую очередь замечает и его первого это настораживает — ас чего бы это? На каком основании? Кто и что за этим стоит? И нет ли тут какой-то скрытой тенденции, которую он проглядел и, упустив которую, он может оказаться "за бортом"? Именно поэтому самое возмутительное для Гамлета явление, когда кто-то просто так, без всяких на то оснований (санкций или полномочий) ведет себя "неподобающим образом". Гамлета это возмущает не только тем, что такое поведение размывает рамки системы, вносит в нее хаос. Эта этическая непредсказуемость вносит сумбур в его планы и в конечном счете угрожает его собственному месту в рамках этой системы. Интригующий "стиль общения" Гамлета как раз и является основным способом пронаблюдать и получить информацию именно по этому, жизненно важному для него вопросу. Каждый раз, когда ему необходимо увеличить приток информации, он начинает активно "интриговать", причем делает это не всегда осознанно. Результаты сказываются незамедлительно, причем самые ошеломляющие. (Если, например, он недостаточно осведомлен о чьем-либо этическом потенциале, в самый кратчайший срок его ближайшее окружение заряжается лихорадкой «выяснения отношений" и незаметно для себя превращается в этакий "курятник", где все друг друга клюют и каждый вытворяет такое, о чем потом бывает неприятно вспоминать. А невольный "виновник" всех событий наблюдает этот "спектакль" со стороны и размышляет о том, как много еще в людях гадкого и грязного — теперь-то он это знает наверняка!) Гамлет способен интриговать на "пустом месте", на "нулевых фактах". Ему даже не всегда для этого нужен повод. Единственная причина — это его полнейшее неведение или непонимание, на каком основании интересующий его человек позволяет себе те или иные поступки, каковы мотивы его поведения и какое отношение они имеют лично к нему. Цель интриги, форма интриги задаются подсознательно. То есть сам Гамлет не всегда осознает, что и зачем он делает. Просто он чем-то обеспокоен и начинает как-то действовать. В данном случае его беспокоит собственное неведение и он старается добыть информацию любыми средствами — только и всего! Иногда, испытывая неловкость перед коллективом за невыполненное обещание, он может почувствовать непреодолимое желание устроить какую-то "заварушку", которая оказывается очень кстати и помогает ему отвлечь коллектив от насущных проблем и переключить его на этические "разборки", что в дальнейшем дает ему право сказать: " Да, может, я и не самый лучший руководитель, но и вы не ангелы!" Иногда, тревожась за свое положение в системе, видя в ком-то будущего конкурента или просто потенциального лидера, он также начинает этически испытывать подчиненных, с тем чтобы узнать степень своего влияния на каждого из них. Причем методы у него могут быть самые неэтичные: он может искушать, запугивать, вызывать на откровенность, шантажировать, сплетничать, наушничать, подстрекать — к каждому он должен подобрать свой ключик, должен исследовать область этических проблем каждого. (В этом он неутомимый исследователь!) Гамлет изначально не верит в абсолютную святость и непогрешимость. Пропуская человека сквозь сито своих "проверок", он как бы стремится раскрыть изнанку его души, убеждая его (а заодно и себя), что это и есть его подлинное лицо, а все остальное — только притворство. "Предрасположенность к греху — это ведь так естественно! Чего же тут стесняться!" — таков как будто вывод его "режиссуры", но каждый из "артистов" уже чувствует себя "завербованным", приобщенным к некоему "братству грешников". Поиску "виноватого" Гамлеты уделяют много времени и сил. Чаще всего "виноватым" объявляется тот, кто игнорирует его лидерство. Гамлет всегда "чувствует" человека внутренне независимого. Ему бывает необходимо разобраться в причинах этой независимости, найти слабую, "болевую" точку в душе каждого, "прощупать" ее болевой предел. (Фильм Ролана Быкова "Чучело" хорошо иллюстрирует эту ситуацию: там "поиск предателя" возглавляет Железная Кнопка (Гамлет), она же подстрекает "истинного виновника" к публичному самоубийству). Есть еще и другие методы "этического воздействия", свойственные некоторым представителям этого типа: частая смена "фаворитов" и "опальных", коллективная травля "виноватого", возведение "напраслины" с последующим "общественным порицанием", умение переводить любое обсуждение в "осуждение" и т. д. При кажущейся неэтичности указанных методов для Гамлета это не более, чем прощупывание "болевых точек" интересующих его людей, это всего лишь способ получения необходимой ему информации. Этим же объясняется и гамлетовская этическая непоследовательность: например сегодня он может быть искренним другом своего вчерашнего "врага". Причем для оправдания собственной непоследовательности у него найдется множество "фактических доводов", кроме одного — он попросту испытывал интересующего его человека. Но именно такое объяснение ему и самому в голову не придет, поскольку метод воздействия этическим отношением у Гамлета реализуется подсознательно. (Впрочем, если его навести на эту мысль, он вполне может с ней согласиться, поскольку в самом факте проверки не увидит ничего для себя предосудительного: ведь действуя таким образом, он, кроме всего прочего, получает еще и информацию о лояльности окружающих его людей, об их преданности идеалам его системы, об их предрасположенности к "инакомыслию", т. е. все то, что в данный момент интересует и волнует его и как человека, и как гражданина. А неэтичность методов всегда можно списать и на условия "политической обстановки", и на "вынужденную необходимость исторического момента".) Блок ИД* 8-я позиция* Демонстративная функция* "Интуиция возможностей" Это только в шекспировских пьесах персонажи "гамлетовского" типа могли доверительно поведать зрителю, как они собираются действовать в той или иной ситуации. В реальной жизни Гамлет не всегда может это рассказать даже самому себе, поскольку этот процесс у него реализуется на уровне подсознания. Более того, некоторые представители этого типа утверждают, что им легче просчитать возможности ситуации для других, чем для себя. (Тоже верно, поскольку демонстративная функция активнее реализуется под влиянием внешнего импульса, а не внутреннего.) Тем не менее Гамлет великолепно пользуется этим качеством и в повседневной жизни, и в экстремальных ситуациях. Благодаря сильной подсознательно реализуемой "интуиции возможностей", для него как будто не существует безвыходных ситуаций, он всегда находит способ выйти "сухим из воды" Благодаря этому свойству Гамлета практически невозможно "припереть к стенке": у него есть тысячи способов выкрутиться, отвлечь от себя внимание или подставить кого-то другого. Запас его выдумок и трюков неистощим. Он способен пересидеть и переждать любую опасность. Он способен "переиграть" любого противника, спрятаться так, что его никто не найдет, запутать "следы" так, что никто концов не отыщет. Он не только способен вылезти из любого капкана, но еще и посадить туда охотника. Он может кого угодно убедить в своей правоте, изобретая для этого доводы, которые ни проверить, ни опровергнуть невозможно. Гамлет никогда не скажет того, что потом бы обернулось против него. А если это и случится, он либо откажется от своих слов, либо постарается придать им другой смысл. Он никогда не подпустит "чужих" к "своему пирогу". Гамлеты ничего и никогда не делают в ущерб себе, но они великолепно умеют создавать иллюзию самопожертвования. Гамлет, как прирожденный лидер, не любит признавать свое поражение. Он прекрасный стратег и умеет продумать множество вариантов к отступлению. Подготовить заранее "потайные ходы", лабиринты, найти себе "двойников" и организовать тайную защиту. Современные Гамлеты-политики в совершенстве владеют всем этим арсеналом средств и умеют продолжать "свою игру", даже будучи, казалось бы, низложенными. Гамлет способен проявлять чудеса выживаемости и неуязвимости. Этими же качествами характеризуется и любое "гамлетовское" политическое движение: неонацизм, исламский фундаментализм, международный терроризм, чеченский сепаратизм и многие другие. Порвать отношения с Гамлетом очень трудно, и то, если только он сам тому не воспрепятствует. В противном случае, он ни себе, ни другим не даст "выйти из игры". Он может ее продолжать в самых неожиданных формах и на самых невидимых фронтах, но обязательно будет напоминать о себе и не позволит себя проигнорировать. Гамлеты выгодно используют свою интуицию не только в собственных интересах, но и для нужд своего ближайшего окружения (выражая этим особое свое расположение и симпатию). Гамлет очень любит, когда окружающие делятся с ним своими планами. Это так приятно, когда тебе доверяют, — значит видят в тебе друга. В эту минуту он чувствует себя по уши влюбленным в своего собеседника. И ему хочется чем-нибудь отплатить за оказанное доверие, а заодно и продемонстрировать свою дальновидность и незаурядный жизненный опыт. Гамлету совершенно безразлично, от скуки делится с ним собеседник или действительно не нашел никого умнее его. В любом случае он считает своим долгом указать на все возможные просчеты в излагаемых ему планах, даже если эти планы уже "утверждены" и осуществляются. (Последнее обстоятельство его очень обижает: "Почему с ним не посоветовались раньше?" Это объясняется тем, что Гамлет подсознательно настроен на слабую интуицию Максима, который сначала у всех проконсультируется, а потом уже действует. Именно поэтому Гамлет всегда волнуется за своевременность своего предупреждения и всегда предпочитает предостерегать заранее)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|