Характеристика четвертой квадры
Четвертую квадру составляют этики-интуиты и логики-сенсорики, и в этом она схожа со второй. Опять же разница между ними в том, что доминирующие аспекты этих квадр взаимопротивоположны по вертности. Следовательно, вытесненные аспекты второй квадры становятся доминирующими в четвертой. Итак, что же доминируют в четвертой квадре? В первую очередь это "черная" логика ( Также здесь снова появляются "черная" интуиция ( Экстраверт сенсорик-логик в четвертой квадре (Штирлиц) рационален в противоположность иррациональному экстраверту сенсорику-логику второй квадры Жукову. А интроверт сенсорик-логик четвертой квадры Жан Габен иррационален в противоположность соответствующему интроверту второй квадры Максиму. Аналогично квазитождественны и интуиты-этики в четвертой квадре: Иррациональный экстраверт интуит-этик Томас Гексли квазитождественен экстраверту-рационалу второй квадры Гамлету. А рациональный интроверт этик-интуит четвертой квадры Достоевский соответственно противоположен и по вертности и расположению аспектов иррациональному интуитивно-этическому интроверту второй квадры Сергею Есенину. (Читатель, наверное, заметил, что уже на этом этапе можно пронаблюдать определенную закономерность взаиморасположения аспектов и взаимосоотношения социотипов.) В четвертой квадре образуются следующие дуальные диады: и иррациональная диада В наследство от третьей квадры четвертая получает довольно благоустроенное, стабилизировавшееся общество с ярко выраженными гуманистическими тенденциями.
По своему мироощущению, по иррациональным аспектам мировосприятия четвертая квадра похожа на первую — это в большинстве своем открытые и доброжелательные люди, выстрадавшие свой жизненный опыт, умеющие ценить уют и благополучие в своем доме, мир и покой на Земле. Представителям четвертой квадры свойственен философский взгляд на вещи, опытность и искушенность. Если по своему мировоззрению четвертая квадра похожа на первую, то по реализации она похожа на третью — аспект "деловой логики" (+ Рациональные аспекты, перешагнувшие сюда из третьей квадры, видоизменились — получили позитивное направление. Что это значит? В альтернативной деловой логике — логике риска, больше нет необходимости, как нет необходимости в резком экономическом скачке. Нет экономического хаоса, становятся невозможными стремительное обогащение и авантюрные махинации. Но общество стабилизируется и возникает необходимость в логике потребления — в разумном и рациональном использовании природных и экономических ресурсов. Поэтому деловая логика четвертой квадры — это прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд, изобретательность и рационализация в условиях стабильной экономики. Аспект позитивной деловой логики привнесен в третью квадру логико-сенсорным экстравертом (Штирлицем), аспект позитивной этики отношений —этико-интуитивным интровертом (Достоевским). В четвертой квадре отпадает необходимость и в негативной, критической этике отношений, поскольку предполагается, что этическое переустройство общества к этому времени уже в целом завершено. Во всяком случае, четвертая квадра себе такой задачи не ставит и вся устремляется вперед — к этическому совершенствованию общества, к нравственным идеалам, к высшему гуманизму и высокой духовности, считая, что возврат к старому — жестокости и насилию — уже невозможен. (Не случайно поэтому этики четвертой квадры — интуиты, мечтатели и идеалисты.) В четвертой квадре права личности превалируют над правами системы в гораздо большей степени, чем это было в третьей квадре. Именно поэтому зарождающееся здесь свободомыслие (доминирующая "интуиция возможностей" (-
Хотя, спрашивается, зачем нужно дестабилизировать общество, если оно уже достигло процветания? Кому мешает этот разумный и гуманный уклад? И тем не менее, стабильность при всех ее положительных качествах обречена на разрушение, хотя бы потому, что означает постепенную остановку жизни, постепенную деградацию. По этой же причине и стабилизировавшиеся социальные системы долго существовать не могут — они либо деградируют, либо разрушаются. Социальная миссия стабильного общества, а в данном случае четвертой квадры, как раз в том и заключается, чтобы подготовить благодатную почву для новых, зарождающихся социальных отношений, способных продлить жизнь общества в его последующих формах. Каким образом это происходит? — В четвертой квадре снова появляется такая доминирующая ценность, как "интуиция возможностей"(- Как же уживается такое яркое и экстравагантное свободомыслие с традиционностью и консерватизмом четвертой квадры? Следует признать, что здесь такая интуиция весьма поощряется — она никому не мешает и приятно развлекает общество. К тому же в четвертой квадре она защищается позитивной этикой отношений — как право личности на индивидуальность и свободу самовыражения. Только в условиях социальной и политической стабильности могут развиваться такие ценности, как духовная и этическая раскрепощенность, признание индивидуальности человека и невмешательство в его внутренний мир. И именно в таких социальных условиях представители четвертой квадры чувствуют себя наиболее комфортно и могут реализовать себя наиболее полно.
И последняя доминирующая в четвертой квадре ценность — аспект "сенсорики ощущений" ( Стремление оградить себя от неприятного вмешательства извне постоянно вынуждает представителей четвертой квадры защищать свое минимальное жизненное пространство ("Мой дом — моя крепость"), причем эта защита иногда носит несколько преувеличенные формы, что объясняется постоянным страхом пространственных ограничений. И именно этим ограничениям здесь активно сопротивляются. Представители четвертой квадры очень боятся быть стесненными какимилибо внешними условиями и обстоятельствами. Боятся давления извне (аспект волевой сенсорики (-
Как уже говорилось, четвертая квадра, так же как и вторая, представлена логиками-сенсориками и этиками-интуитами, но этим ее отдаленное сходство со второй квадрой не ограничивается. Общее между этими квадрами то, что и та, и другая дорожат своей социальной стабильностью и своим консерватизмом. Но если вторая квадра — логичная, жесткая, прагматичная, а главное — закрытая, поскольку ее мир ограничен, характеризуется узкопрагматической направленностью и подавляет любое отклонение от цели, то четвертая квадра — этичная, высоко духовная, глубоко ранимая; характеризуется открытостью, оптимизмом и гуманизмом мировоззрения — ив этом одна из причин постоянных конфликтов и противоречий между обеими квадрами. Если во второй квадре сосредотачиваются на внутреннем мире социальной системы — ив этом суть ее стабильности, то в четвертой — на внутреннем мире человека. А поскольку человеку свойственно интересоваться всем новым и неизведанным, никакие ограничения здесь не возбраняются. Четвертая квадра — "квадра аристократов". И в этом она тоже перекликается со второй. В четвертой квадре считается нормой представлять человека по его титулам и званиям, а также ссылаться на свои личные заслуги, опыт, авторитет и знаки отличия. Например, представитель четвертой квадры будет обижен, если в разговоре о нем не будут упомянуты какие-то его достоинства, его добрые дела, его разносторонние интересы. Ему будет очень неприятно, если об этом вообще не заговорят — в таком случае ему придется самому рассказать о себе, рискуя при этом показаться человеком хвастливым или амбициозным. Не всем социотипам четвертой квадры свойственно критическое отношение к результатам своего труда. (Во всяком случае, про ее иррациональную диаду такого не скажешь.) С другой стороны, представители четвертой квадры (опять же иррационалы) умеют с легкостью сбивать амбиции и гонор с других, умудряясь при этом даже "оставаться на высоте". (Ни от качества развития способностей, ни от уровня интеллекта это свойство не зависит — оно слишком естественно и органично для данных социотипов. Захоти они избавиться от него — вряд ли бы это получилось.)
В четвертой квадре очень престижно быть человеком разносторонних интересов, незаурядных способностей и выдающихся заслуг. Личные заслуги здесь показатель степени реализации способностей человека, в то время как во второй квадре личные заслуги — это показатель преданности системе. Если во второй квадре блестящая карьера и положение в обществе являются показателем благонадежности человека и свидетельством его органичной интеграции с системой, то успешная карьера в четвертой квадре — это показатель всестороннего развития способностей человека, и его плодотворный труд, получивший в обществе высокую оценку. Цели и задачи второй и четвертой квадр реализуются средствами взаимопротивоположных аспектов — и в этом причина их постоянных разногласий и конфликтов. Одна из причин таких конфликтов — доминирующий во второй квадре, но вытесненный в четвертой аспект негативной волевой сенсорики (- Вторая вытесненная здесь ценность — тоже экстравертная, но уже рациональная — позитивная этика эмоций (+ Интуиция времени ( Четвертый вытесненный аспект — позитивная "логика соотношений" (+ Вторая и четвертая квадры — два противоположных полюса стабильности одного и того же витка социального прогресса, но обе они разрушаются динамичными квадрами — дестабилизаторами: революционно настроенной и эмоционально насыщенной первой квадрой, энергичной, решительной и напористой — третьей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|