Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема классификации видов мышления и основные подходы к ее решению

Эмоции и проблема классификации видов мышления

08.03.2011 11:45

ХИТЫ: 18016

РАЗДЕЛ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

МЫШЛЕНИЕ

ИНДЕКС МАТЕРИАЛА
Эмоции и проблема классификации видов мышления
Подходы к проблеме выявления
Рассмотрение взаимосвязей эмоций и мышления в классической философии
Раccмотрение взаимосвязей эмоций и мышления в классической философии (окончание)
Психологические подходы к соотношению эмоций и мышления
Смысловая теория мышления
Заключение
Все страницы

В современной психологии наряду со словесно-логическим мышлением в качестве самостоятельных видов выделяются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Все вместе они образуют этапы развития мышления в онтогенезе и в филогенезе (Тихомиров, 1984). Помимо описанной классификации, существуют и другие, в большинстве своем построенные по дихотомическому принципу.

Проблема классификации видов мышления и основные подходы к ее решению

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попал тот вид мышления, который первоначально занимал философов, - словесно-логическое (рассуждающее) мышление, характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, которые существуют и функционируют на базе языка.

По типу решаемых задач и связанных с ними структурных и динамических особенностей различают теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление - это познание закономерностей, правил. Наиболее последовательно оно изучается в контексте психологии научного творчества. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление в указанном аспекте было глубоко проанализировано Б. М. Тепловым (1961).

Интуитивное мышление отличают от аналитического (логического) по трем признакам: временному (время протекания процесса), структурному (членение на этапы) и по уровню протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании мыслящего человека. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. В отечественной психологии анализ этого вида мышления представлен в работах Я.А.Пономарева (1967), Л. Л. Гуровой (1976) и др.

Дифференцируют также мышление реалистическое и аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используют термин "эгоцентрическое мышление", характеризуя прежде всего неспособность принять точку зрения другого человека.

Основанием различения продуктивного и репродуктивного мышления служит "степень новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта" (Калмыкова, 1981, с. 13). Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Приведенный перечень далеко не полон. Так, например, З.И.Калмыкова (там же) выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления. Сложные отношения, существующие между видами мышления, в значительной мере еще не выявлены, однако ясно главное: термином "мышление" в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.

В истории психологии могут быть также отмечены довольно необычные на первый взгляд попытки выделения видов мышления, основанные на взаимосвязи двух психических процессов: интеллектуального и эмоционального. В результате возникают такие понятия, как "эмоциональное мышление", "эмоциональный интеллект". Всестороннему анализу этого подхода к классификации видов мышления и посвящена настоящая статья. Необходимо отметить, что подобные идеи представлены и в других разделах психологической науки. Например, достаточно широко используется термин "аффективная память" (Тихомиров, 1984). Применительно к проблемам взаимосвязи эмоций и мышления подобная классификация может носить "двусторонний" характер. Например, при классификации эмоциональных состояний можно говорить не только об "интеллектуальных эмоциях", но и об "интеллектуальной агрессии", "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" (там же).

Своеобразие проблематики, связанной с анализом взаимоотношений эмоций и мышления, заключается в том, что она часто оказывается на пересечении учений о мышлении и учений об эмоциях, занимая и тут и там периферийное положение (Васильев, Поплужный, Тихомиров, 1980; Тихомиров, 1984). Психологические характеристики мыслительного процесса будут существенно неполными без рассмотрения роли эмоциональных процессов в реальном поиске решения, в формировании психического отражения на уровне мышления. Анализа мотивационной обусловленности мышления недостаточно для конкретизации важнейшего теоретического положения о субъектности мышления. Необходимо дать характеристику эмоциям, которые "отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта" (Проблемы..., 1971, с. 198).

 

Подходы к проблеме выявления "эмоционального мышления"

Термины "эмоциональное мышление", "эмоциональный интеллект", как правило, отражали попытки исследователей проанализировать взаимосвязи между интеллектуальными и эмоциональными процессами. Эти попытки часто приводили к выявлению специфических видов интеллектуальных процессов, в которых эмоции и чувства играют особую роль. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой эмоции и чувства оказывают в основном негативное влияние на познание. Подобная позиция отражала хорошо известные факты "победы" чувств над рассудком. В рамках такого подхода абсолютизировались факты искажения процесса отражения реальности под влиянием эмоций: таковы, например, представления о "логике чувств" у Т. Рибо и об "аутистическом мышлении" у Э. Блейлера.

Вместе с тем в психологической литературе отмечена и другая трактовка термина "эмоциональный интеллект". Так, в предложенной Дж. Майером и П. Саловеем концепции "эмоционального интеллекта" ключевое понятие определяется "как способность контролировать чувства и эмоции, свои собственные и других людей, способность различать их и способность использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями" (Salovey, Mayer, 1994, p.312). Таким образом, рассматривается иной аспект взаимосвязи эмоций и мышления, а именно - влияние интеллектуальных процессов на эмоции и чувства. В этом случае скорее можно говорить о "победе" разума над чувствами.

Отмеченные подходы к определению понятий "эмоциональный интеллект" и "эмоциональное мышление" отражают современную ситуацию в области изучения интеллектуальных процессов. М. А. Холодная указывает, что выдвинутый Л. С. Выготским тезис о "единстве аффекта и интеллекта" может выражаться в двух качественно разнородных формах: "интеллект может контролировать влечения, высвобождая сознание из плена страстей, и интеллект может обслуживать влечения, погружая сознание в иллюзорный, желаемый мир" (Холодная, 1997, с. 108). Способность субъекта регулировать собственное поведение рассматривается в качестве критерия "интеллектуальной зрелости". Высокий уровень интеллектуальной зрелости способствует восприятию субъектом любого события так, как оно объективно происходит, т.е. без искажения реальности (или же с существенным приближением к такому уровню восприятия действительности). Этому соответствует готовность субъекта контролировать и изменять мотивы и цели собственного поведения под влиянием объективных требований и условий выполняемой деятельности. При низком уровне интеллектуальной зрелости (в ситуациях когнитивных дефицитов или блокирования интеллектуальных процессов из-за влияния различных стрессообразующих факторов, депрессии и т.п.), как предполагается, субъект склонен реализовывать различные варианты защитного поведения, в то время как его интеллектуальная активность будет проявляться в специфических формах.

Регуляционный подход к исследованию интеллекта сложился как самостоятельное научное направление относительно недавно. М.А.Холодная (1997) отмечает, что одним из первых сформулировал и обосновал идеи регуляционного подхода Л. Терстоун (Thurstone, 1924). В рамках данного направления интеллект рассматривается не только как механизм переработки информации, но и как механизм контроля и регуляции психической и поведенческой активности субъекта. В соответствии с этим положением Терстоун проводил различие между "рассудком", или "смышленостью" и "разумом", или "мудростью". Разумность проявляется в способности субъекта контролировать и регулировать импульсивные побуждения. Наличие этой способности позволяет субъекту затормозить свои импульсивные побуждения или приостановить их реализацию до того момента, когда сложившаяся ситуация будет проанализирована и осмыслена. Такая стратегия позволяет осуществить выбор наиболее приемлемого для данной личности способа поведения.

Анализ взаимосвязей эмоциональных и мыслительных процессов обусловлен как теоретическими, так и практическими проблемами психологии. В этой ситуации возникает необходимость исторического анализа выработанных в психологии подходов к изучению этих взаимосвязей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...