Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрение взаимосвязей эмоций и мышления в классической философии

Не отрицая заслуг Л. Терстоуна (Thurstone, 1924) и Р. Стернберга (Sternberg, 1988, 1993) в обосновании регуляционного подхода в качестве самостоятельного научного направления в области изучения интеллекта, отметим, что многие основные проблемы взаимосвязи мышления и эмоций были выдвинуты еще философами античности. В знаменитом диалоге Платона "Федон" Сократ говорит об эмоциях и чувствах человека как о своеобразной преграде в познании истины. "Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такою массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам и в самом деле совсем невозможно о чем бы то ни было поразмыслить!" (Платон, 1970б, с. 25). Желание "очистить" разум от мешающих поиску истины страстей тела приводит к идеям о том, что к познанию любого предмета следует подходить "средствами одной лишь мысли (насколько это возможно)", не привлекая ни чувств, ни ощущений. Истинный мыслитель должен стремиться в процессе познания отделиться от всего телесного и вооружиться лишь "чистой" мыслью "самой по себе". Таким образом, наличие страстей в жизни реального человека позволяет выделять как бы два вида мышления: реальное, т.е. искаженное и "загрязненное" страстями, и "очищенное" от них. Следуя этой логике, Сократ приходит к выводу, что для достижения "чистого знания" необходимо расстаться с телом, а это возможно лишь после смерти. Только сойдя в Аид, человек может приобщиться "к разуму во всей его чистоте". Однако в реальной жизни мы тем ближе к чистому знанию, чем в большей степени ограничиваем свою связь с телом и "не будем заражены его природою" (там же).

В наибольшей степени способность управлять своими страстями присуща философам, ценителям мудрости. Истинному философу свойственно "умение не увлекаться страстями, но относиться к ним сдержанно, с пренебрежением" (там же, с. 27). Исходя из этой точки зрения, различия между людьми ищутся, в частности, в конкретных стратегиях управления страстями тела. Так, признается, что способность регулировать свои чувства, управлять ими присуща не только философам, но в той или иной степени и другим людям. Однако отмечаются определенные качественные различия в самом способе управления. "Невоздержанные люди" не могут противостоять страстям тела, они полностью им подчиняются, проявляя покорность перед удовольствиями и неспособность управлять своими желаниями. Умеренные люди с "туповатой рассудительностью" могут воздерживаться "от одних удовольствий просто потому, что боятся потерять другие, горячо их желают и целиком находятся в их власти" (там же, с. 28). Таким образом, люди, которые сдаются на милость одних удовольствий, могут победить таким путем другие, иными словами, "они воздержанны именно благодаря невоздержанности" (там же).

Однако меняя одни удовольствия на другие, "страх на страх", "огорчения на огорчения", человек совершает "неправильный обмен". Только разум, по мнению Сократа, является единственно правильной обменной монетой, за которую и следует отдать все. Поэтому истинная добродетель всегда сопряжена с разумом, при этом "все равно - сопутствуют ли ей удовольствия, страхи и все иное тому подобное или не сопутствуют" (там же). Отделенная же от разума добродетель становится "пустой видимостью", "хилой и подложной". "Между тем, истинное - это действительно очищение от всех (страстей), а рассудительность, справедливость, мужество и сам разум - средство такого очищения" (там же). Таким образом, выдвигаются три основных тезиса, которые в той или иной степени будут присущи многим попыткам анализа взаимосвязей между эмоциями и мышлением.

Во-первых, отмечается, что чувства, страсти, связанные с телесным существованием человека, оказывают в основном негативное влияние на разум, на поиски истины. Во-вторых, высказывается предположение о необходимости "очищения" разума от негативного влияния страстей, поскольку познание истины требует "чистой" мысли. В-третьих, указываются различные способы (которые можно было бы назвать "техниками") контроля за страстями тела и управления ими. В качестве основного средства "очищения" разума от негативного влияния страстей тела, позволяющего контролировать свои чувства, управлять ими и тем самым противоборствовать негативному влиянию страстей на процесс познания, выступает сам разум. Четко выделяется и сама проблема индивидуальных различий в способностях субъекта осуществлять подобное управление эмоциональными процессами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.

2. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

3. Колмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

4. Платон. Ион //Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1970а.

5. Платон. Федон // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970б.

6. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

7. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

9. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск, 1997.

11. Salovey P., Mayer J.D. Some final thoghts about personality and intelligence //Personality and Intelligence /Ed. by J. Sternberg, P. Ruzgis. Cambridge University Press, 1994.

12. Sternberg R. The threearchic mind: A new theory of human intelligence. N.Y., 1988.

13. Sternberg R. The concept of "giffedness": A pentagonal implicit theory//The origin and development of high ability. Chichester Wiley, 1993.

14. Thurstone L.L. The nature of intelligence. N.Y., 1924.

Бабаева Ю. Д. Эмоции и проблема классификации видов мышления / Ю. Д. Бабаева, И. А.Васильев, А. Е. Войскунский, О. К. Тихомиров // Вестник Московского университета. Психология. 1999. № 2. – С. 91-96.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...