Поршневые компрессоры. Устройство и принцип действия.
омпрессором называют механизм, в котором для увеличения давления среды используют механическую энергию. Однако название компрессор ничего не говорит о наличии или отсутствии в составе такой машины приводного двигателя. Поэтому мы будем использовать понятие компрессорный агрегат, которое означает машину, состоящую из собственно компрессора и его приводного двигателя. Исходя из этого можно назвать несколько типов компрессорных агрегатов: – герметичные компрессорные агрегаты, в которых собственно компрессор и его приводной электродвигатель какого-либо типа объединены в один механизм, имеют общий вал и заключены в общий, герметично заваренный кожух;
–бессальниковые компрессорные агрегаты (рис. 10.2), называемые также герметичными разъемными агрегатами, в которых собственно компрессор и его приводной электродвигатель какого-либо типа объединены в один механизм, имеют общий вал и заключены в общий кожух, герметичность которого обеспечивается болтовым соединением; Таблица 10.1 Перечень деталей бессальникового компрессорного агрегата, изображенного на рисунке10.2
–компрессорные агрегаты открытого типа (рис. 10.3), состоящие из собственно компрессора, ось которого выходит из его корпуса наружу, и находящегося снаружи приводного двигателя, причем не обязательно электрического. Приводной двигатель соединяется с компрессором при помощи специального устройства, в качестве которого может выступать соединительная муфта или ременная передача с системой шкивов. Называть такую конструкцию компрессорным агрегатом открытого типа можно только тогда, когда в ней присутствуют и компрессор, и двигатель. Если компрессор не соединен с двигателем, нужно говорить о компрессоре открытого типа. В отличие от разъемных компрессорных агрегатов и компрессоров открытого типа герметичный агрегат в случае возникновения в нем неисправностей, как правило, не подлежит ремонту, поэтому в каталогах производителей отсутствуют его разрезы и перечень внутренних деталей. Блок цилиндров –в многоцилиндровом компрессоре часть корпуса, в которой расположены цилиндры. Верхняя головка шатуна - расширенный конец шатуна, соединяющийся с поршневым пальцем. Водяная рубашка – пространство между стенками цилиндров и головкой, внутри которого циркулирует охлаждающая вода. Всасывающий клапан – клапан, обеспечивающий проход среды из всасывающего трубопровода в цилиндр и препятствующий нагнетанию среды в этот трубопровод. Гильза цилиндра – сменная цилиндрическая вставка, устанавливаемая в блок цилиндров, внутри которой помещается поршень.
Головка цилиндра – закрытая сторона цилиндра компрессора. Запорный всасывающий вентиль – вентиль, встроенный в компрессор или смонтированный на нем и предназначенный для перекрытия всасывающего трубопровода.
Запорный нагнетательный вентиль – встроенный в компрессор или смонтированный на нем и предназначенный для перекрытия нагнетательного трубопровода. Картер – неподвижная жесткая опора коленчатого вала. Коленчатый вал –деталь поршневой машины, преобразующая возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение или наоборот. Корпус подшипника –гнездо, предназначенное для размещения в нем подшипника скольжения либо качения. Лабиринт (лабиринтное уплотнение) – бесконтактное уплотнение в виде серии канавок, выступов, ребер, пазов на поверхностях осей, поршней или стыков для предотвращения утечек. Маслосъемное кольцо – поршневое кольцо, предотвращающее подъем масла из картера в головку цилиндра. Нагнетательный клапан –клапан, позволяющий удалять сжатый газ в нагнетательный трубопровод и препятствующий его течению в обратном направлении. Нижняя головка шатуна – расширенный конец шатуна, соединяющийся с кривошипом коленчатого вала.
Опорное кольцо – деталь, поперечная поверхность которой воспринимает нагрузку вдоль оси. Подшипник (втулка) – деталь, служащая в качестве опоры и направляющего элемента вращающейся оси. Подшипник качения –см. «Подшипник». Поршень – цилиндрическая деталь, перемещающаяся в цилиндре и обеспечивающая сжатие рабочей среды. Поршневое кольцо –упругое разрезное кольцо, установленное в канавке поршня для повышения герметичности рабочего пространстванад поршнем или снятия со стенок цилиндра избытка масла. Поршневой палец – деталь, соединяющая поршень с верхней головкой шатуна. Сальник с набивкой – устройство, обеспечивающее герметичность зазора между подвижной осью или штоком и неподвижным корпусом. Сальниковая набивка –материал, используемый в сальниковом уплотнении для его герметизации. Сальниковое уплотнение –см. «Сальник с набивкой». Сепаратор подшипника –обойма с вырезами по размеру элементов качения (шариков или роликов) для их разделения в подшипниках. Уплотнение вала – устройство, герметизирующее зазор между валом открытого компрессора и его корпусом на выходе из последнего. Хомут эксцентрика –кольцоиз двух частей, обжимающее центральную часть эксцентрика и играющее роль кривошипа. Цапфа (шип) – концеваячасть вращающего вала, которой она опирается на подшипник. Цилиндр –полаядеталь с цилиндрической внутренней поверхностью, в которой перемещается поршень, осуществляя циклы сжатия и всасывания. Шатун – деталь, соединяющая поршень с коленчатым валом. Шейка кривошипа – частьколенчатого вала, к которому шарнирно подсоединен шатун. Особенности конструкции и работы поршневых компрессоров. Рассмотрим схемы на рис. 10.4, позволяющие изучить принцип работы компрессора. На рис. 10.4, а, давление внутри цилиндра ниже, чем во всасывающем патрубке (давление испарения). Всасывающий клапан 3открыт, и по мере опускания поршня 5 пары перегретого хладагента заполняют цилиндр. После того как поршень пройдет нижнюю мертвую точку (рис. 10.4,б), он начинает двигаться в обратном направлении, сжимая пары в цилиндре и тем самым закрывая всасывающий клапан.В это время нагнетательный клапан 2 остается закрытым, так как давление в цилиндре пока ниже давления в нагнетательном трубопроводе и еще недостаточно для того, чтобы преодолеть сопротивление нагнетательного клапана (рис. 10.4, в). На рис. 10.4, г, давление в цилиндре не только достигает значения, равного давлению в нагнетательном трубопроводе (давление конденсации), но и превосходит его настолько, чтобы преодолеть сопротивление нагнетательного клапана и открыть его. Сжатые пары получают возможность выхода из цилиндра до тех пор, пока поршень не дойдет до верхней мертвой точки (рис. 10.4, д). По конструктивным соображениям поршень, находясь в верхней мертвой точке, не должен соприкасаться с клапанной плитой 10, следовательно, в цилиндре остается какой-то объем, занятый газом. Геометрическое пространство, соответствующее этому объему, называют мертвым или вредным объемом. Как только поршень начинает двигаться в обратном направлении, т.е. опускаться, пары, заключенные в мертвом объеме, начинают расширяться, и давление в цилиндре падает ниже давления в нагнетательном трубопроводе. Нагнетательный клапан 2 закрывается (рис. 10.4, г). В момент, когда давление в цилиндре становится ниже давления во всасывающем трубопроводе, открывается всасывающий клапан 3 (рис. 10.4, а), обеспечивая, таким образом, новый цикл.
Выше изложенное позволяет сделать следующие заключения: - чем ниже будет давление испарения, тем меньшее количество паров хладагента попадет в цилиндр при всасывании; - чем выше будет давление конденсации, тем меньшее количство паров хладагента попадет в нагнетательную магистраль; - чем больше растет отношение давления нагнетания к давлению всасывания, тем сильнее уменьшается расход хладагента через компрессор; - увеличение работы осредненных сил давления приводит к росту потребляемой компрессором мощности. Рассмотрим устройство и материалы изготовления основных узлов компрессора: Блок-картер выполняется обычно из чугуна. Полость всасывания отделена от полости картера перегородкой, в которой имеются уравнительные отверстия с маслоотстойниками. Через отверстия происходит отсос пара, перетекающего в полость картера через неплотности поршневых колец, для поддержания в картере давления всасывания. Гильзы– чугунные или стальные. Верхний торец гильзы является обычно седлом всасывающего клапана. Клапаны– всасывающие и нагнетательные (рис. 10.5) в значительной степени определяют надежность и экономичность работы компрессора, поэтому к ним предъявляются ряд требований: достаточные площади проходных сечений: минимальные мертвые объемы в элементах клапанов; максимальная прямолинейность каналов для прохода, пара;
Рис. 10.5. Специальная форма головки поршня и клапанной пластины, обеспечивающая минимальный объем вредного пространства: НД – низкое давление, ВД – высокое давление
Клапанная группа состоит из всасывающего и нагнетательного клапанов. Основные детали всасывающего клапана компрессора типа П и ПБ: седло; клапанная пластина, направляющая розетка; детали ограничения подъема высоты пластины; крепежные детали; рабочие пружины. Нагнетательный клапан состоит: седло; клапанная пластина; розетка; рабочие пружины. В крупных и средних компрессорах наибольшее распространение получили кольцевые подпружиненные клапаны. Для малых компрессоров используют пятачковые, лепестковые, полосовые пластинчатые клапаны. Узел механизма движения служит для превращения вращательного движения коленвала в возвратно-поступательном движении поршня, и включает в себя следующие узлы как: Шатунно-поршневая группа (рис. 10.2, 10.4) включает поршень, шатун в сборе, поршневой палец, поршневые кольца. Поршни– стальные или алюминиевые, тропкового типа, характеризующиеся развитой боковой поверхностью или имеющие плоское дно. Наружная поверхность поршня состоит из верхнего пояса, где расположены уплотняющие поршневые и маслосъемные кольца, и нижнего пояса в котором имеются окна для прохода пальцев. Количество уплотнительных колец зависит от числа оборотов коленчатого вала, с увеличением которых число колец уменьшается. Кольца предназначены для уплотнения зазора между поршнем и цилиндром и уменьшения утечки пара в процессе сжатия. Маслосъемные кольца предназначены для уменьшения уноса масла из цилиндра в нагнетательную полость и далее в систему. Шатун– стальной, предназначен для передачи вращательного движения от коленчатого вала в поступательное поршня. Коренной вал– коленчатый, коренными шейками установлен в коренных подшипниках качения роликового типа. К щечкам колен вала присоединяются противовесы (рис.10.2 и 10.4). К коренным валам компрессора предъявляются высокие требования к соосности коренных и шатунных шеек, правильности геометрических форм и чистоте их обработки. Вал должен быть жестким и прочным, а его трущиеся поверхности износоустойчивыми. Коленчатый вал изготавливаютиз материалаСт40 или Cт40X с последующей механической и термической обработкой. Сальниковые уплотнения предназначены для уплотнения приводного конца коленчатого вала в месте выхода его из картера с целью надежной и полной герметизации рабочих полостей компрессора. Различают сильфонные и пружинные сальники с металлографитовыми и стальными закаленными кольцами, выполняющими роль трущейся пары. В камеру сальника также подается масло для дополнительного уплотнения, уменьшения мощности трения, охлаждения трущихся деталей. Система смазки предназначена для надежной и безопасной работы компрессора, чтобы смазкой были обеспечены все трущиеся пары: шатунные и коренные подшипники вала: сальник; механизм передачи движения от вала к масляному насосу. По способу подачи масла системы смазывания различают на смазывание разбрызгиванием (или барбатажную) и принудительную, в последнем случае привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала. Проверка мертвого объема и высоты подъема пластины всасывающего клапана. Относительный мертвый объем (С) проверяют измерением зазора между днищем поршня и седлом нагнетательного клапана. Для этого на днище поршня укладывают свинцовую пластину шириной 5, длиной 10 и высотой не более 2 мм или кусочек пластилина, устанавливают нагнетательный клапан в сборе и прижимают его к корпусу всасывающего клапана. Затем вручную проворачивают, на один борот коленчатый вал. Минимальная толщина свинцовой пластины после сжатия ее между поршнем и седлом должна быть 0,4 мм, а максимальная 0,8 – 1,0 мм. Регулировку зазора между поршнем и седлом производят изменением толщины прокладки перед гильзой. Выпрессовку гильзы производят легкими ударами молотка по деревянной подкладке, установленной под гильзу. Высота подъема пластины (h) всасывающего клапана измеряется щупом. Она должна быть в пределах от 1,2 до 1,4 мм. регулировка производится с помощью прокладок под корпусом всасывающего клапана. Для измерения высоты подъема пластины всасывающего клапана щуп вводят в зазор между пластиной и гильзой; пластику при измерении зазора необходимо отжать от гильзы к корпусу клапана. Увеличение мертвого объёма приводит к уменьшению коэффициента подачи и соответственно к уменьшению Q0. Рассмотрим принцип работы компрессора и проходящие при этом рабочие процессы на примере непрямоточного компрессора. Всасывающий клапан смонтирован отдельно на плите, которая служит верхней крышкой цилиндров (рис. 10.210.5). При движении поршня вниз, в цилиндре 2 понижается давление, процесс обратного расширения, благодаря чему открывается всасывающий клапан и начинается процесс всасывания пара в цилиндр. При движении поршня вверх всасывающий клапан закрывается, пар сжимается в процессе от начального давления до конечного, а затем, под действием давления, нагнетательный клапан открывается и происходит процесс нагнетания пара. Наличие мертвого пространства (расстояние от верхней кромки цилиндра до клапанной плиты), а также гидравлические сопротивления во всасывающих Δр0 и нагнетательных ΔрК клапанах, теплообмена пара со стенками цилиндра, неплотностей, а также трения в трущихся частях компрессора уменьшают производительность компрессора и увеличивают затраты работы на выполнение рабочего цикла компрессора, повторяющегося при каждом обороте коленчатого вала. Все объемные потери действительного процесса компрессора учитываются коэффициентом подачи λ (рис. 10.6). Для быстроходных современных компрессоров со значительной скоростью рабочего вещества вместе с паром в компрессор может попасть жидкое рабочее вещество, что приводит, как правило, к гидравлическому удару, так как жидкость несжимаема, она, попадая между поршнем и крышкой цилиндра приводит к серьезным авариям. Защиту компрессора от гидравлического удара осуществляют с помощью буферной пружины 6, которая обеспечивает экстренный выброс жидкого хладагента, в случае попадания ее в цилиндр компрессора, за счет поднятия нагнетательного клапана и увеличения проходного сечения. Холодопроизводительность компрессора при стандартных температурных условиях дается в условном обозначении (марки) компрессора, например, марка компрессора типа ФУБС - 14 означает, что компрессор фреоновый, расположение цилиндров V-образное, бессальниковый, холодопроизводительность 14000 ккал/ч (16,3 кВт). Сравнивая компрессоры по холодопроизводительности необходимо определять холодопроизводительность при одинаковых температурных режимах. Для среднетемпературных аммиачных компрессоров: tо= - 15°С, tвс = -10°С, tк = + 30°С, tп = + 25°С;для компрессоров, работающих на фреоне: tо = -15°С, tвс = + 15°С, tк = + 30°С, tп = + 25°С. Такая производительность называется «стандартной» холодопроизводительностью. На практике часто компрессора работают при условиях отличающихся от нормальных (стандартных). Эти условия называются рабочими, а холодопроизводительность, определяемая при этих условиях, носит название рабочей и определяется по формуле:
Q0 =Vhλqv ,кВт (10.1) где qv – удельная объемная холодопроизводительность; qv= q0 /V1, (10.2) V1 – удельный объем паров, поступающих из испарителя в компрессор, м3/кг; q0 = i1 – i5 – удельная холодопроизводительность; λ – коэффициент подачи при рабочих условиях, определяется по графику (рис. 10.6) Vh – объем, описываемый поршнями компрессора; объем, который освобождается в цилиндре при перемещении поршня от НМТ (нижней мертвой точки) до ВМТ (верхней мертвой точки). , (10.3) где D – диаметр цилиндра, замеряемый в работе, м; S – ход поршня, также замеряется по ходу выполнения лабораторной работы, м; Z – число цилиндров;
n – число оборотов коленчатого вала, 1460 об/мин. Для определения мощности электродвигателя необходимо знать режим работы компрессора. В теоретическом процессе сжатие пара в компрессоре совершается адиабатически и затрата мощности Na на сжатие Gа кг/ с пара равна:
Na = Ga (i2 - i1), (10.4) где Ga = Q0q0 – количество циркулирующего холодильного агента. Мощность, затраченную на сжатие пара в действительном процессе, определяют по индикаторной диаграмме и называют индикаторной: Ni= Na / hi, (10.5) где hi = λw+ b×t0– индикаторный КПД; t0 – температура кипения, подставляется в формулу с соответствующим знаком; λw = T0 /TК - коэффициент подогрева; T0, TК – абсолютная температура кипения и конденсации, К; b = 0,0025 – для фреонов; b = 0,0016 – для аммиака. Под эффективной мощностью понимают мощность на валу компрессора, которая равна сумме мощностей индикаторной и трения: Nе = Ni+ Nтp, (10.6) где Nтр – мощность, затрачиваемая на трение (мощность, холостого хода), кВт. Для определения Nтp пользуются выражением: Nтp = Ртр · Vh,кВт (10.7) где Ртр – величина удельного давления трения, которая зависит от производительности компрессора, т.е. от основных его размеров и быстроходности, считается величиной постоянной и равной Ртр = 60 кПа. Мощность электродвигателя рекомендуется выбирать с запасом 10÷12% во избежание его перегрузки, тогда: Nэл = (1,1 ÷ 1,12) · Nе / ηп, (10.8)
где ηп = 0,96…0,99 –КПД ремённой передачи; ηп = 0,98…0,99 – при соединении муфтой; ηп = 1 для бессальниковых и герметичных компрессоров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|