Теория социального действия
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Т. Парсонс (1902-1979) С оздатель теории социального действия и структурно- функционального направления в социологии. Парсонс интересовался проблемами мотивации экономической деятельности, активности человека в обществе. Рассматривая деятельность под воздействием социальных и культурных механизмов, он сформулировал единую парадигму проблемы - модель социального действия. Взаимодействие человека с культурой через социальное действие. Его теория – синтез трех направлений- британской социальной антропологии Б. Малиновского и Радклифф-Брауна, социологии Дюркгейма и Макса Вебера. Парсонс понимал, что между чисто психологическими и психофизиологическими состояниями индивида и его логическими расчетами в ситуации рыночного обмена лежит огромный и влиятельный пласт культуры, формирующий социальные реакции личности через механизмы, которые принято называть "социализацией мотивации" или "социальным контролем". Он предложил в качестве исходной единицы социального анализа не общество, личность или культуру, а отдельное действие, которые испытывает на себе влияние первых трех. В нем замыкаются все воздействия, идущие от общества, личности, культуры - личностные импульсы и устремления обрабатываются социальными механизмами и выливаются в формы, предусмотренные культурными эталонами. Мотивационные механизмы социализированной культурной личности неизбежно приводят к социальным системам и ценностно-нормативным структурам культуры. Особое значение для развития мышления имеет восприятие культуры, как системы действий. Теория общества как социальной системы Основная задача социологии – анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных.
Социальная система - устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий, причем каждое отдельное действие складывается из элементов культуры, личности, общества. На основе упорядоченного характера взаимозависимых действий, она имеет тенденцию к самосохранению. Если один элемент не вписывается в этот порядок, то он либо исключается, либо другие части системы приспосабливаются к нему. Система личности и социальная система различны, но между ними существует взаимопроникновение. Структура системы - устойчивые элементы строения социальной системы, относительно независимые от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях с внешней средой. Структуры стали рассматриваться с точки зрения их функциональных последствий для решения основных проблем (адаптации координации и т.д.). Социальная система возникает через интерактивные процессы - мельчайшей единицей социальной системы является роль, которая определяет участие актора в процессе взаимодействия. Роли - часть институтов, где осуществляется распределение власти и престижа, где проходят процессы дифференцирования и распределения. Интегративная стратегия социальной системы проявляется в институализации. Интегративный аспект института проявляется с одной стороны в нормах, которые ограничивают частные интересы, а с другой, в позитивном акценте на коллективность. Четыре функциональные задачи социальной системы: 1. Проблема адаптации - подсистема А: рациональная организация и распределение материальных, человеческих, культурных ресурсов - проблемы адаптации, решения которых заложены в экономической деятельности. Она дает возможность: · удовлетворять физические потребности членов общества · иметь средства для распределения материальных ресурсов
2. Проблема целеориентации - подсистема G: определение основных целей и организация процесса их достижения. Она решается политическими видами деятельности · Общественные институты должны быть совместимы друг с другом 3. Проблема интеграции - подсистема L. Отношения внутри системы должны координироваться, регулироваться и иметь налаженный механизм интеграции. Эти проблемы решаются в рамках культурной системы, главная задача которой легитимизация нормативного порядка общества. · Система вырабатывает механизмы социализации людей. · Система имеет институты, чтобы успешно справляться с нарушениями - механизмы принуждения или побуждения. 4. Проблема сохранения и поддержания основных ценностей, мотиваций акторов при исполнении социальных ролей и устранения скрытых напряжений. П роблема решается семьей, которая осуществляет первичную социализацию, встраивая требования социальной системы в личностную структуру деятеля. Четыре функциональных требования имеют смысл только в совокупности, в структурной взаимозависимости. Теория социального действия В социальном действии сходятся влияния трех огромных структур: личность, культура и общество. Парсонс представил социальное действие как единицу, сквозную для всех наук, которые в этой точке должны прийти к единству и организоваться в систему. Этот глобальный конструкт включает в себя три сферы. "Структура социального действия" вводит пять типовых переменных действия, которые определяют типы ориентаций в ситуациях, между которыми актор делает выбор: · «аффективность – нейтральность» - использование актором в своих действиях по отношению к другому эмоциональные (аффективных) или рациональные (аффективно- нейтральных) критерии. · «специфичность – диффузность» - построение отношений на каком-то специфичном интересе или свойстве объекта (человек выполняет обязательства только в рамках оговоренного соглашения) или отношения с объектом отражают множество общечеловеческих интересов (склонность брать на себя дополнительные обязательства). · «универсализм-партикуляризм» - оценка действия в социальной ситуации, исходя из формальных критериев или правил (правовая система), или учитывать особые отношения между субъектом и объектом (ориентироваться на партикулярные, субъективно-произвольные критерии).
· «качество (аскриптивность) – "исполнение (результативность, достижительность)» - оценка на основании эффективности, обусловленной достижениями, квалификацией, или качествами, приобретенными от рождения (пол, возраст), не достиженческими путями – наследственность, связи, дружеские отношения. · «коллективизм – индивидуализм» - дилемма между собственными интересами (личная выгода, интерес) или обязательствами перед группой. Наборы сочетаемых характеристик структурных переменных: 1. "аффективность" - "партикуляризм" - "специфичность" - "результативность" - общественные структуры, которые выполняют функции поиска новых целей и способов существования. Эти структуры пронизаны духом предпринимательства. Они открывают простор рационализму и отличаются конкурентными отношениями между участниками (целеполагающие структуры "G"). В них подбираются люди маниакально ориентированные на результат, не склонные почитать закон и моральные нормы. Такие структуры раскачивают порядок в обществе, стремятся обойти и ослабить социальный контроль. 2. "аффективная нейтральность" - "универсализм" - "диффузность" - "качество" - образует структуры сферы "L". Они отвечают за сохранение "латентной модели" общества, т.е. его основной нормативной конструкции (культура, социализация). Здесь пиететом окружена личность, уважаема дисциплина и нормативность поведения. Разрушительные последствия безудержного стремления к результату сферы "G", должны нейтрализоваться и сводится на нет сферой "L". 3. "аффективная нейтральность"- "универсализм"-"специфичность"- "результативность" - сфера "А" - производственно- профессиональная сфера общества, обеспечивающая его материальное благосостояние и условия для воспроизводств жизни. Эта сфера состоит их множества структур, часто с противоположными интересами.
4. "аффективность" - "партикуляризм"- "диффузность" - "качество"- сфера "I" (интегративная), сфера семьи, различных идеологий. Она формирует общественное сознание и противостоит распаду общества на отдельные конкурирующие ведомства. Социальный порядок Центральная идея - социальный порядок, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Конфликт - деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Консенсус- важнейшая социальная ценность. Консенсус в отношении ценностей- фундаментальный интегративный принцип общества. Два пути достижения стабильного состояния: (1) социализация- передача общественных ценностей от поколения к поколению (важнейшие институты для этого - семья, система образования); (2) создание механизмов социального контроля. Социальный порядок является фундаментальным свойством системы и основывается на нескольких тезах: · Порядку свойственно существование определенных ограничений, запретов, контроля общественной жизни. · В порядке проявляется принцип взаимности – поведение каждого не случайно, но отвечает взаимности и дополняет поведение других. · Под порядком понимают определенный элемент предсказуемости и повторяемости - люди действуют социально, только если они знают, чего ожидать друг от друга. · В порядке проявляются: определенна согласованность, непротиворечивость социальной жизни; устойчивость, более или мене длительное сохранение социальных форм. Порядок - продукт двух процессов: 1. тенденция социальной системы к самосохранению 2. тенденция системы сохранять определенные границы и постоянство по отношению к внешней среде (гомеостатическое равновесие). Для социальной жизни более характерна взаимная выгода и кооперация, чем враждебность и уничтожение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|