Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория социального действия




Т. Парсонс (1902-1979)

С оздатель теории социального действия и структурно- функционального направления в социологии.

Парсонс интересовался проблемами мотивации экономической деятельности, активности человека в обществе. Рассматривая деятельность под воздействием социальных и культурных механизмов, он сформулировал единую парадигму проблемы - модель социального действия.

Взаимодействие человека с культурой через социальное действие. Его теория – синтез трех направлений- британской социальной антропологии Б. Малиновского и Радклифф-Брауна, социологии Дюркгейма и Макса Вебера.

Парсонс понимал, что между чисто психологическими и психофизиологическими состояниями индивида и его логическими расчетами в ситуации рыночного обмена лежит огромный и влиятельный пласт культуры, формирующий социальные реакции личности через механизмы, которые принято называть "социализацией мотивации" или "социальным контролем".

Он предложил в качестве исходной единицы социального анализа не общество, личность или культуру, а отдельное действие, которые испытывает на себе влияние первых трех. В нем замыкаются все воздействия, идущие от общества, личности, культуры - личностные импульсы и устремления обрабатываются социальными механизмами и выливаются в формы, предусмотренные культурными эталонами. Мотивационные механизмы социализированной культурной личности неизбежно приводят к социальным системам и ценностно-нормативным структурам культуры.

Особое значение для развития мышления имеет восприятие культуры, как системы действий.

Теория общества как социальной системы

Основная задача социологии – анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных.

Социальная система - устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий, причем каждое отдельное действие складывается из элементов культуры, личности, общества. На основе упорядоченного характера взаимозависимых действий, она имеет тенденцию к самосохранению. Если один элемент не вписывается в этот порядок, то он либо исключается, либо другие части системы приспосабливаются к нему. Система личности и социальная система различны, но между ними существует взаимопроникновение.

Структура системы - устойчивые элементы строения социальной системы, относительно независимые от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях с внешней средой. Структуры стали рассматриваться с точки зрения их функциональных последствий для решения основных проблем (адаптации координации и т.д.).

Социальная система возникает через интерактивные процессы - мельчайшей единицей социальной системы является роль, которая определяет участие актора в процессе взаимодействия. Роли - часть институтов, где осуществляется распределение власти и престижа, где проходят процессы дифференцирования и распределения.

Интегративная стратегия социальной системы проявляется в институализации. Интегративный аспект института проявляется с одной стороны в нормах, которые ограничивают частные интересы, а с другой, в позитивном акценте на коллективность.

Четыре функциональные задачи социальной системы:

1. Проблема адаптации - подсистема А: рациональная организация и распределение материальных, человеческих, культурных ресурсов - проблемы адаптации, решения которых заложены в экономической деятельности. Она дает возможность:

· удовлетворять физические потребности членов общества

· иметь средства для распределения материальных ресурсов

2. Проблема целеориентации - подсистема G: определение основных целей и организация процесса их достижения. Она решается политическими видами деятельности

· Общественные институты должны быть совместимы друг с другом

3. Проблема интеграции - подсистема L. Отношения внутри системы должны координироваться, регулироваться и иметь налаженный механизм интеграции. Эти проблемы решаются в рамках культурной системы, главная задача которой легитимизация нормативного порядка общества.

· Система вырабатывает механизмы социализации людей.

· Система имеет институты, чтобы успешно справляться с нарушениями - механизмы принуждения или побуждения.

4. Проблема сохранения и поддержания основных ценностей, мотиваций акторов при исполнении социальных ролей и устранения скрытых напряжений. П роблема решается семьей, которая осуществляет первичную социализацию, встраивая требования социальной системы в личностную структуру деятеля.

Четыре функциональных требования имеют смысл только в совокупности, в структурной взаимозависимости.

Теория социального действия

В социальном действии сходятся влияния трех огромных структур: личность, культура и общество. Парсонс представил социальное действие как единицу, сквозную для всех наук, которые в этой точке должны прийти к единству и организоваться в систему. Этот глобальный конструкт включает в себя три сферы.

"Структура социального действия" вводит пять типовых переменных действия, которые определяют типы ориентаций в ситуациях, между которыми актор делает выбор:

· «аффективность – нейтральность» - использование актором в своих действиях по отношению к другому эмоциональные (аффективных) или рациональные (аффективно- нейтральных) критерии.

· «специфичность – диффузность» - построение отношений на каком-то специфичном интересе или свойстве объекта (человек выполняет обязательства только в рамках оговоренного соглашения) или отношения с объектом отражают множество общечеловеческих интересов (склонность брать на себя дополнительные обязательства).

· «универсализм-партикуляризм» - оценка действия в социальной ситуации, исходя из формальных критериев или правил (правовая система), или учитывать особые отношения между субъектом и объектом (ориентироваться на партикулярные, субъективно-произвольные критерии).

· «качество (аскриптивность) – "исполнение (результативность, достижительность)» - оценка на основании эффективности, обусловленной достижениями, квалификацией, или качествами, приобретенными от рождения (пол, возраст), не достиженческими путями – наследственность, связи, дружеские отношения.

· «коллективизм – индивидуализм» - дилемма между собственными интересами (личная выгода, интерес) или обязательствами перед группой.

Наборы сочетаемых характеристик структурных переменных:

1. "аффективность" - "партикуляризм" - "специфичность" - "результативность" - общественные структуры, которые выполняют функции поиска новых целей и способов существования. Эти структуры пронизаны духом предпринимательства. Они открывают простор рационализму и отличаются конкурентными отношениями между участниками (целеполагающие структуры "G"). В них подбираются люди маниакально ориентированные на результат, не склонные почитать закон и моральные нормы. Такие структуры раскачивают порядок в обществе, стремятся обойти и ослабить социальный контроль.

2. "аффективная нейтральность" - "универсализм" - "диффузность" - "качество" - образует структуры сферы "L". Они отвечают за сохранение "латентной модели" общества, т.е. его основной нормативной конструкции (культура, социализация). Здесь пиететом окружена личность, уважаема дисциплина и нормативность поведения. Разрушительные последствия безудержного стремления к результату сферы "G", должны нейтрализоваться и сводится на нет сферой "L".

3. "аффективная нейтральность"- "универсализм"-"специфичность"- "результативность" - сфера "А" - производственно- профессиональная сфера общества, обеспечивающая его материальное благосостояние и условия для воспроизводств жизни. Эта сфера состоит их множества структур, часто с противоположными интересами.

4. "аффективность" - "партикуляризм"- "диффузность" - "качество"- сфера "I" (интегративная), сфера семьи, различных идеологий. Она формирует общественное сознание и противостоит распаду общества на отдельные конкурирующие ведомства.

Социальный порядок

Центральная идея - социальный порядок, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Конфликт - деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Консенсус- важнейшая социальная ценность.

Консенсус в отношении ценностей- фундаментальный интегративный принцип общества.

Два пути достижения стабильного состояния: (1) социализация- передача общественных ценностей от поколения к поколению (важнейшие институты для этого - семья, система образования); (2) создание механизмов социального контроля.

Социальный порядок является фундаментальным свойством системы и основывается на нескольких тезах:

· Порядку свойственно существование определенных ограничений, запретов, контроля общественной жизни.

· В порядке проявляется принцип взаимности – поведение каждого не случайно, но отвечает взаимности и дополняет поведение других.

· Под порядком понимают определенный элемент предсказуемости и повторяемости - люди действуют социально, только если они знают, чего ожидать друг от друга.

· В порядке проявляются: определенна согласованность, непротиворечивость социальной жизни; устойчивость, более или мене длительное сохранение социальных форм.

Порядок - продукт двух процессов:

1. тенденция социальной системы к самосохранению

2. тенденция системы сохранять определенные границы и постоянство по отношению к внешней среде (гомеостатическое равновесие).

Для социальной жизни более характерна взаимная выгода и кооперация, чем враждебность и уничтожение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...