Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория социальной эволюции




Понимание процесса эволюции общества через усложнение дифференциации ролевых функций людей. На ранних этапах эволюции одно лицо выполняло разные ролевые функции. В современном мире произошла дифференциация ролевых функций, которые стали выполняться различными лицами. Современные общества эволюционировали в высокодифференцированные структуры, способные осуществлять эффективный контроль над окружением. Тем самым они достигли не только экономической, но и культурной продуктивности.

Эволюция общества - коммуникационные процессы между обществами, вызванные ростом способности приспособления. В результате изменяется тип общества с точки зрения экономики, режима, общественной структуры и системы ценностей. Ведущую роль в эволюции принадлежит системе культуры. Культурно-институциональные факторы наиболее независимы и самостоятельны.

Развитие современных обществ шло по пути трех революций, которые дали прогрессивные изменения.

Модель эволюции общества - процесс усиливающейся структурной и функциональной дифференциации социальных систем, особенно социальных институтов, движение общества от относительного простой структуры к более сложной. При этом в любом обществе, что простом, что сложном, сохраняются так называемые эволюционные универсалии- язык религия, родственные отношения, технология.

Несколько типов обществ:

· Примитивные общества, живущие за счет охоты и собирательства.

· Промежуточные общества - первые государства, в которых возникает письменность и грамотность.

· Современные общества - современное модернизированный тип. Три фундаментальных революционных сдвига: промышленная, демократическая революция, революция в образовани и.

Промышленная революция началась в 17-18вв. в Англии. Она означала рост экономической производительности, который повлек за собой сдвиг в социальном разделении труда, изменения в социальной структуре, появление новых функциональных механизмов. Сердцевиной рыночной системы стала промышленность, рыночные отношения проникли в сельское хозяйство, так как земля превратилась в товар.

Основной фактор становления рыночной системы - формирование рынков капитала и труда. Структура занятости основывается на рыночных отношениях между «нанятым лицом» и «нанимающей организацией». Развитие капитала связано с распространением финансовых рынков, которые достигли кульминации к середине 19 в. Деньги переросли функцию средства обмена и мерила стоимости, превратившись в первостепенный контролирующий механизм всего экономического процесса.

Технологические сдвиги, вызвавшие промышленную революцию –паровой двигатель, электроэнергия, двигатель внутреннего сгорании, машиностроение и т.д.- находятся в тесной взаимозависимости с изменениями в социальной организации производства. Критическое значение имела дифференциация труда- выделение социальной функции труда из семейного, домашнего хозяйства, а также возрастание трудовой мобильности. Эти перемены глубоко затронули структуру семьи и сельских сообществ. Индустриальное общество стало урбанизированным.

Оценка роли государства в рыночной системе. В процессе промышленной революции оно становится участником рыночной системы. Высокоразвитая экономика свободного предпринимательства (по сравнению с более примитивными формами экономической организации) нуждается в более сильной, а не в ограниченной государственной структуре.

Д емократическая революция проявляется в идеологическом отношении как победа гражданского сообщества, которое включает все население страны и ликвидирует статус простых людей как граждан второго сорта, равно как и особый статус привилегированных - воплощением этой идеи является гражданское сообщество.

Идея равенства подчеркивала принцип равенства личных возможностей и личностного достижения ценностно- значимых статусов. Обретение статуса или его сохранение в условиях конкуренции могло оцениваться как награда за заметный вклад в деятельность социальной системы.

В проблеме гражданского равенства выделяются гражданский политический и социальный компоненты. Гражданский компонент включает гарантии естественных прав, жизни, свободы и собственности (Французская Декларация прав человека, американский Билль о правах). Политический компонент касается вопросов демократических выборов, развития представительных институтов. Европейские политические системы выработали принципиально общую конструкцию- всеобщее избирательное право, формула «один гражданин- один голос», тайное голосование.

Социальный компонент наиболее фундаментальный, и менее развитый. Члены общества должны иметь не просто формальные, но реальные возможности конкурировать с другими членами общества, причем с достаточными шансами на успех. У конкурентной системы (социальной системы общества, основанного на принципах конкуренции) должен быть и нижний порог, определяющий стандарт благосостояния, на который претендуют все члены общества и который понимается, как право жить на уровне этого стандарта, а не как благотворительность.

Революция в образовании - широкое распространение начального образования, а потом повышение уровня образованности населения за пределы элементарной грамотности. Социальный смысл этого скачка- колоссальный сдвиг в сторону равенства возможностей, в том числе за счет совместного обучения лиц обоего пола. Образование стало необходимым для достижения различных статусов и в сфере занятости, и в стиле жизни.

Главный аспект образовательной революции- равенство шансов, которое увязывает успех с гражданскими правам на свободу и равенство. В центре революции- университет. Она изменила основы общественного расслоения, которое опирается не на власть или богатство, как таковое, а является следствием способностей и образования.

Важнейшее социальное последствие образования- изменение форм социальной стратификации - большее распространение получают приобретенные социальные статусы, в отличие от предписанных. Самостоятельно пробившийся человек становится самым распространенным участником социальной конкурентной системы. Главным фактором, идеалом становится равенство. Парсонс отмечает утопизм политического равенства, но подчеркивает, что люди обучаются и отбираются в соответствии с социализированной способность к выполнению ответственных ролей, требующих высокого уровня компетентности, влекущих за собой высокий уровень вознаграждений, включая доходы, политическое влияние, и, несколько в меньшей степени, власть..

Важнейшая проблема современного общества - интеграция социальных последствий всех трех революций (промышленной, демократической, образовательной). Последняя выдвинулась на передний план. Особо острые проблемы разовьются в сфере культурных систем и их отношений к обществу, а так же в сфере мотивации социальной солидарности высоко плюралистического общества. Современное общество еще далеко от своей кульминационной точки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...