Работа с педагогическим коллективом школы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.
Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса. Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Еслиученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.
К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены: • разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками; • организация досуговой работы со школьниками; • социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников; • социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками; • привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми; • методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности; • индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время; • взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками; • взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.
Социальный педагог — организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:
• организация досуга с различными категориями школьников; • подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.; • помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий; • привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников; • организация художественной самодеятельности; • организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников; • организация досуга учителей; • взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.
Социальный педагог — педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают: — школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»); — классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы; — учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями; — учительский коллектив; — родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем; — родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие: • первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики; • взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;
• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами; • взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий; • социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом; • психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей. При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.
Социальный педагог — социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы: — школьный коллектив; — классный коллектив; — отдельная группа школьников; — учительский коллектив; — родительский коллектив. Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на: • изучение социально-психологических явлений; • выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум; • выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;
• прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме). Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.
Социальный педагог — методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважени-ем у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем. Объектом профессиональной деятельности социального педагога — методиста являются: • учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания); • по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом; • коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса; • коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы; • школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др. Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся: • помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей; • проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей; • проведение социально-педагогических лекториев для родителей; • помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника
Тема вопроса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|