Функции социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции. 1.Аналитико-диагностическая функция: — ставит «социальный диагноз», изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка...), его «проблемное поле»; изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка; — устанавливает причины отклоняющегося поведения детей (подростков...); изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия семьи (если оно имеется); - содействует выявлению особенно одаренных детей; - выявляет характер отношений между людьми в социуме; - выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проектирования деятельности всех субъектов социального воспитания для оказания комплексной социалыю-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации; — выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля. 2.Прогностическая функция: - прогнозирует и проектирует процесс социального развития микросоциума, деятельности институтов социального воспитания;
— планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности; строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы; — всесторонне изучив клиента, социальный педагог прогнозирует и проектирует процесс социального развития личности в конкретном микросоциуме; — на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации. 3.Организационно-коммуникативная функция: — способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанникасоциально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье; — содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации; - формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых; — строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, совместный труд и отдых. 4.Охранно-защитная функция: — использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др. 5.Психотерапевтическая функция: — заботится о душевном равновесии личности, о ее чувствах, переживаниях; устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым; — оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого); — оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; — организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха; — оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, К социальному окружению, к самому себе. 6.Социально-профилактическая функция: — организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; — влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости; — организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска; — организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума. 7.Коррекционная функция: — осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; — усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния; — осуществляет самооценку школьников, при необходимости — коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью. 8.Координационно-организационная функция: — организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга; -- включает детей в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований; — организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением; — координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи; — выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем. 9.Функция социально-педагогической поддержки и помощи: оказывает квалифицированную социалыю-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации-;устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)...; — предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами; — прогнозирует сопровождение ребенка (подростка...) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения; — закрепляет положительные состояния ребенка (жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость); — создает «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента. 10.Реабилитационная функция: -организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
Социальный педагог выполняет воспитательную функцию: — использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; — организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) с целью воспитания, образования, развития личности; -обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов. Тема вопроса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|