II. Эмпирическое исследование агрессии и особенностей ее проявления
Цели, задачи, методика исследования Цель - исследовать интроверсию-экстраверсию как социально-психологическое свойство личности. Задачи исследования: . Рассмотреть представления об интроверсии и экстраверсии в современной психологии. . Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения. . Подобрать методику эмпирического исследования. . Провести эмпирическое исследование у испытуемых. . Сделать выводы о эмоциональном состоянии испытуемых. . Сформулировать выводы по работе. Объект исследования - личность человека. Предмет исследования - социально-психологические свойства личности. Гипотезы: студенты, принимавшие участие в исследовании, в основном будут экстравертами; у студентов будет преобладать устойчивое эмоциональное состояние. Методика исследования: Тест-опросник Г. Айзенка.
Методика исследования
Участие в исследование приняли 15 студентов второго курса МГГУ специальности «психология», в возрасте от 18-20лет. В исследование применялся метод тестирования, опрашиваемым предлагалось ответить «да» или «нет» на 57 вопросов теста - опросника Г.Айзенка. Все 57 вопросов Айзенк поделил на три группы. 24 вопроса выявляют экстраверсию-интроверсию, следующие 24 вопроса связаны с эмоциональной устойчивостью-неустойчивостью, а оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько искренне были ответы. Цель. Определить тип личности участников опроса и их эмоциональную устойчивость-неустойчивость, а так же искренность-неискренность. К типам личности относятся интроверсия и экстраверсия. Эмоциональная устойчивость - это способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия негативных факторов. Чем меньше Эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость - это личностное качество, связанное с социально обусловленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мотивы к преодолению последствий психогенных воздействий, стремлением противостоять напряженности. Эмоциональная устойчивость зависит от силы нервных процессов. Слабость тормозного и возбудительного процессов обычно совпадает с низкими показателями Эмоциональной устойчивости. Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Повышенная эмоциональность, выраженность, избыточность эмоциональных реакций способствует развитию напряженности, которая, как уже отмечалось, свидетельствует обычно о недостаточно высокой Эмоциональной устойчивости. Последняя характеризуется некоторой динамичностью: она может снижаться в связи с неблагоприятным функциональным состоянием, недостаточной подготовленностью к деятельности, неуверенностью в ее успехе; с другой стороны, хорошая профессиональная и специальная психологическая тренировка, адаптация к вероятным негативным факторам, чувство уверенности в своих силах предопределяют повышение Эмоциональной устойчивости. Кроме того, можно выделить Эмоциональную устойчивость при выполнении какой-либо определенной профессиональной деятельности в связи с хорошей к ней подготовкой, адаптацией. Например, говорят об Эмоциональной устойчивости летчика, оператора, водителя и т. п. Такие свойства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, оператор, который с высоким самообладанием держится за пультом управления, может не проявить высокой Эмоциональной устойчивости в некоторых жизненных ситуациях, и наоборот. Однако все эти свойства находятся, как правило, в прямой зависимости от общего уровня Эмоциональной устойчивости, характеризующей личность в ее наиболее общих чертах.
Искренность - один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах. Важнейший признак неискренности - несогласованность между словесными заявлениями и невербальными знаками (жестами, мимикой, интонацией), которые говорящий не всегда может контролировать. Процедура проведения. Испытуемым представляется бланк с утверждениями (57) и бланк ответов. Инструкция располагается в верхней части бланка ответов. Образцы бланка с утверждениями и бланка ответов представлены в приложении. Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Если вы согласны с утверждением, то вам нужно ответить «да»(+); если же не согласны, то ответьте «нет»(-). Старайтесь отвечать правдиво и искренне. Обработка результатов. Опросник содержит 57 вопросов, на который испытуемый должен ответить "да", либо "нет". Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется. Инструкция: "Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего обычного образа жизни. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если нет - знак "-" ("нет"). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет". Каждый тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о "хороших и плохих" темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты. Показатель "Интроверсия - Экстраверсия" характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность.
Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны. Амбивертам присущи черты экстра- и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов. Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале "нейротизм"), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале "нейротизм"). Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству. Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам. Интерпретация. Данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями.
Интерпретация показателей по шкале "Искренность"
*В данном случае речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике.
Интерпретация показателей по шкале "Экстраверсия и интроверсия"
Вначале необходимо обработать результаты по шкале "Искренность". Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен при ответах на вопросы теста. Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам "Экстраверсия" и "Нейротизм" с интерпретацией в таблицах, необходимо отложить на схеме полученные результаты по шкале "интроверсия - экстраверсия" и по шкале "нейротизм" (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Результаты исследования
Результаты по первой шкале:
Шкала интроверсия-экстраверсия
Результаты по второй шкале:
Шкала эмоциональная устойчивость-неустойчивость
Результаты по третьей шкале:
Шкала искренности-неискренности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|