Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения проверки и формирования акта ревизии

Глава 3 Контроль расчетов по оплате труда

Задачи контроля и ревизии

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Эта информация необходима как внутренним ее пользователям (руководители, подразделения, администрация предприятия), так и внешним (государственные налоговые органы, ревизионное управление вышестоящей организации, которые контролируют определенные стороны деятельности предприятия). Достоверность информации обеспечивается контролем.

Контроль – самостоятельная функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.

Экономический контроль выполняет несколько функций: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Организации должны обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.

Контроль выполняет также воспитательную функцию, приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников потребность соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей. Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительной дисциплины, требует от работников высокого профессионализма и компетентности.

Цель контроля – это объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

Перед контролем стоят следующие основные задачи: укрепление законности и правопорядка, государственной и договорной дисциплины, обеспечение сохранности принадлежащих организации имущества, денежных средств, достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации; выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства; выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

Различают следующие организационные формы контроля (рисунок 4):

Рисунок 4 - Формы контроля

Государственный контроль. Его осуществляют государственные и административные органы. Государственный контроль обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством, соблюдение законности.

Такой контроль ведется как в масштабе РФ, так и субъектов России, а также на уровне местного самоуправления(муниципальный финансовый контроль).

Государственный финансовый контроль в России осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно- ревизионным аппаратом Минфина России, состоящего из Департамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно- ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Федеральным казначейством, Государственным таможенным комитетом, контрольными органами законодательных органов субъектов РФ.

Основные задачи государственного финансового контроля:

- контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

- контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

- проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета;

- проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;

- проверка правильности расчета и уплаты налогов.

Объектами государственного финансового контроля являются:

- государственные органы и структуры;

- промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

-общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Внутриведомственный контроль. Его осуществляют министерства, ведомства, департаменты, комитеты в отношении подведомственных организаций.

Преимущество этого контроля заключается в непосредственной связи с функцией управления отрасти и его специализации применительно к отраслевым особенностям, технологии. Он осуществляется контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств, функциями которых являются:

- всесторонняя проверка состояния подведомственных организаций;

- контроль за сохранностью ресурсов;

- выявление хозяйственных и финансовых нарушений и злоупотреблений;

- контроль за правильностью постановки учета и отчетности.

Вневедомственный контроль осуществляется Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ в отношении разных организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности.

Ревизия – составная часть системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность, и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Ревизия позволяет изучить все стороны хозяйственно- финансовой деятельности проверяемых организаций. Она имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Задачи ревизии расчетов с персоналом:

-оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

- проверка правильности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

- установление законности и полноты удержаний из заработной платы и и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Проверяется также организация аналитического и синтетического учета, правильность оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.

Ревизия – форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Порядок проведения проверки и формирования акта ревизии

Контроль за деятельностью финансового отдела администрации

г. Новоульяновска ежегодно осуществляется Департаментом финансов Ульяновской области на основании приказа (приложение У). Проводить проверки правильности начисления налогооблагаемой базы, исчисления налогов и сборов и прочих платежей в бюджет привлекаются налоговые органы.

Ревизующие организации составляют перспективные и текущие программы проведения ревизий: перспективные планы составляются на несколько лет(три, пять и более), текущие – на календарный год с разбивкой по кварталам. В первую очередь ревизии планируются в тех организациях, в которых продолжительное время их не было. Составлению программ предшествует изучение отчетности организаций, материалов ранее проведенных ревизий.

В программе указываются: наименование организации, проверяемый период, даты начала и окончания ревизий, вид ревизий, фамилии исполнителей (приложение Ф). Каждая ревизия должна охватывать период начиная с даты окончания предыдущей ревизии. Продолжительность ревизии не должна превышать 30 календарных дней. Текущий план проведения ревизии составляется в одном экземпляре и утверждается руководителем ревизующей организации. Содержание его имеет конфиденциальный характер.

В год каждый ревизор, при наличии удостоверения (приложение Х), должен участвовать в среднем в 8-9 проверках, т.е. приблизительно две трети рабочего времени отводится на ревизии, подготовку к ней и оформление отчета. Остальное время резервируется для внеплановых ревизий, например по требованию судебных органов.

На основании годовых планов контрольно-ревизионной работы каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает индивидуальный план-график работы на год, в первом разделе которого указываются наименование организаций, подлежащих ревизии, сведения о проведенной в них предыдущей ревизии, а также сроки предстоящей ревизии и ревизуемый период; во втором разделе планируются тематические проверки.

Организация ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает выбор объекта ревизии и подготовку ревизии. Объем и содержание ревизии определяют потребность в специалистах, которых необходимо привлечь для проверки, т.е. формируется ревизионная группа.

Затем за 3-5 дней до начала ревизии издается распоряжение руководителя ревизующей организации о назначении ревизии, где указывается полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проверяется деятельность предприятия, фамилия, имя, отчество каждого члена ревизионной группы, определяется ее руководитель и срок ревизии.

Подготовка ревизии начинается с изучения состояния объекта, т.е. до выезда на предприятие изучается годовая, периодическая бухгалтерская отчетность, акт предыдущей ревизии, определяются методы и последовательность проверки.

С учетом результатов изучения этих материалов разрабатывается программа ревизии (задание), предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание: анализ исполнения сметы доходов и расходов, целевое и правомерное использование бюджетных средств, организация бухгалтерского учета и его ведения, инвентаризация товарно – материальных ценностей и денежных средств. Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионной службы организации, назначившей ревизию.

Важным этапом подготовки ревизии является составление членами ревизионной группы рабочих планов ревизии определенных участков деятельности организации. В них исходя из разработанной программы определяют объем и сроки выполнения отдельных работ каждым членом ревизионной группы, способ проверки – сплошной или выборочный. Однако окончательный рабочий план формируется только в ходе ревизии, на ее начальной стадии, после ознакомления на месте с организацией производства и особенностями постановки учета.

Ревизии имеют как плановый характер (осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану), так и внеплановый характер (проводятся в сроки, не предусмотренные планом по конкретным вопросам).

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по организации, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты и выплат социального характера.

Источниками информации для проведения проверки правильности начисления и выплат по оплате труда являются первичные документы:

- штатное расписание;

- смета доходов и расходов;

- сводные ведомости по начислению зарплаты;

- табели учета рабочего времени;

- листки временной нетрудоспособности;

- исполнительные листы;

- расчетно-платежные ведомости;

- лицевые счета;

- личные карточки.

Последовательность контрольно-ревизионных процедур можно разделить на два этапа.

1. Ознакомительный. Ревизором выясняется, имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников, определяется списочный состав работников. Изучаются категории персонала организации, рассматриваются порядок учета личного состава и рабочего времени, общая организация учета расчетов с рабочими и служащими. Выясняются формы и системы оплаты труда, применяемые в организации.

2. Основной этап. Проверяется начисление заработной платы. Устанавливается правильность оформления первичных документов, правильность применения окладов, надбавок и иных вознаграждений, правильность переноса сумм в расчетную ведомость.

Устанавливается правильность расчетов по начислению повременных видов оплат, в том числе оплаты сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, правильность начисления среднего заработка при предоставлении очередного отпуска либо за период временной нетрудоспособности.

Так, согласно Трудовому кодексу очередной отпуск может быть предоставлен через 6 месяцев непрерывной работы. Для расчета отпускных берется заработок за 3 месяца, с 1-го по 1-ое число трех предшествующих месяцев. Эта сумма делится на три и коэффициент 29,6(это среднее число рабочих дней в любом месяце года), полученную сумму умножают на количество календарных дней отпуска.

Пособие по временной нетрудоспособности начисляется на основании больничного листа. В расчет берется заработная плата за 12 месяцев, с 1-го по 1-ое число, предшествующих болезней. Эта сумма делится на количество отработанных за этот период дней и умножается на количество дней болезни. Пособие выплачивается в зависимости от стажа:

- если стаж от 3 до 5 лет – 60%;

- если стаж от 5 до 8 лет – 80 %;

- если стаж более 8 лет – 100 %.

Устанавливается правильность удержаний из заработной платы, которые бывают обязательными и инициативными. К обязательным относят налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. К инициативным относят удержания за причиненный ущерб, удержания в профсоюз (обязательно должно быть заявление работника с просьбой удерживать у него эти суммы). Налог на доходы физических лиц (13%) удерживается с учетом стандартных вычетов: в размере 400 рублей на самого работника по месту основной работы и 600 рублей на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. Если родитель воспитывает ребенка один, то ему предоставляется двойной вычет на каждого ребенка.

Проверяется ведение аналитического учета по работающим. Он должен вестись по каждому работнику по всем видам начислений и удержаний в расчетно- платежных ведомостях и лицевых счетах. Устанавливается степень сохранности этой информации.

Устанавливается также правильность исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению, правильность отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды, правильность расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС.

Устанавливается правильность учета депонированной заработной платы. По каждой не выданной в срок зарплате должна оформляться карточка учета депонированных сумм. Депонированная зарплата выдается по требованию работника. Если в течении трех лет она не востребована, то сумма зачисляется в доход организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...