Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспорт в мировой экономике конца ХХ века. Его значение, перспективы развития.




Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в млн. "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях - контейнерах. Появились также новые транспортные средства - контейнеровозы и специальные перегрузочные станции - терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78 % общей длины мировой транспортной сети и 74 % мирового грузооборота. Дунаев Н.В. Транспорт в современной экономике // Транспортная безопасность и технологии, 2008. - №1. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся - 5-10 км.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных систем: Северной Америки (на нее приходится около 30 % общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Виды транспорта:

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80 % мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн. км, или 70 % мировой транспортной сети).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и др.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Водный транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Трубопроводный транспорт. Общая длина трубопроводов превышает 1,5 млн. км. Из них 700 тыс. км составляют газопроводы, 500 тыс. км - нефтепроводы, остальное - продуктопроводы, которым транспортируют различные химические вещества (аммиак, этилен, керосин и др.). По длине трубопроводов ведущее место занимают сена, Россия и Канада. Длинным в мире нефтепроводу является "Дружба" (5,5 тыс. км), который начинается в России и, направляясь территории Украины, обеспечивает нефтью государства Центральной Европы. Среди газопроводов нет равных "Прогресса" (4,5 тыс. км), который транспортирует западносибирский газ из России через территорию нашей страны в Европу. Шишкина Л.Н. Транспортная система России - М:, 2010.

С момента зарождения транспорт оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также "шумовое загрязнение" и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т. д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.

Транспорт, являясь по образному выражению, "кровеносной системой экономики", сталкивается с трудностями, характерными для российского общества в целом, состояние которого сегодня может характеризоваться как "пещерный" капитализм. При этом большинство банкиров, промышленников и предпринимателей, подобно пещерным жителям, заботятся лишь о ежедневной добыче, не задумываясь о перспективах, привлечении инвестиций и т.п.

В мировой транспортной системе можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.

Как уже говорилось ранее наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30 % общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран - членов СНГ приходится всего 10 % мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9 %. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т грузов и более 1 трлн пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 60 тыс. морских судов, 15 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет. http://www.uni-car.ru/edinaya-mirovaya-transportnaya-sistema/ - концептуальные основы формирования единой мировой транспортной системы Е.А. ЖУКОВ, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, Российской академии транспорта и Международной академии профессионалов, проректор Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" (Университет), Россия.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством.

В США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн. т: сырая нефть - 1000, нефтепродукты - 300, железная руда - 340, каменный уголь - 370, зерно - 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн. т.

Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40 % генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные "мосты" - комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония - Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная Европа - Ближний и Средний Восток).

Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.

В 90-х гг. началось создание транспортных коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.

Объем коммерческих перевозок грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) в РФ увеличился за 11 месяцев 2012г. по сравнению с тем же периодом 2004г. на 7,9 % - до 2808,5 млн. т. Об этом сообщает Прайм-ТАСС со ссылкой на Минэкономразвития.

Коммерческий грузооборот всеми видами транспорта за 11 месяцев отчетного периода составил 1897,6 млрд. т/км, что выше аналогичного показателя прошлого года на 2,1 %. Рост объемов промышленного производства, являющийся основным фактором роста объема грузоперевозок, за январь-ноябрь 2010г. составил 4 %, а в ноябре - 5,5 % к уровню ноября 2009 г.

В структуре грузооборота приоритет принадлежит железнодорожному транспорту, на долю которого приходится примерно 89 % всего грузооборота. Доля грузооборота автомобильного транспорта достигла 3,3 %, внутреннего водного транспорта и морского транспорта колеблются в пределах 3-4 %. мировое транспортная состояние развитие

Пассажирооборот на всех видах транспорта общего пользования за 11 месяцев 2010г. сократился по сравнению с тем же периодом 2009г. на 1,3 % - до 366,1 млрд. пасс/км.

Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя

Содержание, предпосылки, формы международной экономической интеграции.

Предпосылки международной экономической интеграции состоят из:

• Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

• Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

• Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определённое психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублёвой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьёзных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...