Структура мирового рынка. Понятие конъюнктуры мирового рынка. Показатели конъюнктуры.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Мировой рынок − составная часть всемирного хозяйства представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда. В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран. Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли − «основные рынки», цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами. По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки. Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей: 1) это рынки уже произведённых товаров, которые продаются за пределами национальных рамок; 2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение; 3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;
4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конку-рентных ценах. Важнейший внешний признак существования товарных рынков – международное движение товаров и услуг и мировая торговля. При классификации по товарному признаку структура международной торговли характеризует долю конкретных товаров или класса товаров в мировой торговле. В системе классификации 6 ступеней (разрядов): o разделы; o группы; o подгруппы; o товарные позиции; o подпозиции; o субпозиции. В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам: · по происхождению (растительное, животное); · по назначению товара; · по степени обработки. По назначению товары подразделяются на: · продовольственные товары и напитки; · промышленное сырье; · топливо и смазочные материалы; · машины и оборудование, включая инструменты; · транспортные средства (производственного и личного потребления); · промышленные товары народного потребления. По степени обработки товары делятся на: · сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); · полуфабрикаты (производственного и непроизводственного назначения); · готовые изделия (производственного и непроизводственного назначения); Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, рыболовства и охоты, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки. К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем стать орудием производства или предметом потребления. Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве, промышленные товары краткосрочного пользования (<1 года), применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.
Мировые рынки по сравнению с национальной экономикой более изменчивы и подвержены влиянию некоторых внешних факторов. Они быстро реагируют на изменение спроса и конъюнктуры. Также на них влияют валютно-финансовые факторы, меры государства в сфере регулирования внешней торговли, монополизация. В целом вся система развивается быстрее и динамичнее, чем мировая отраслевая структура общественного производства. На состояние мировых товарных рынков влияет уровень монополизации. Часто соглашения и сделки заключаются между определённым ограниченным числом участников, что приводит к относительной замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестаёт быть гибким. Конъюнктура рынка сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Конъюнктура рынка − это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. Конъюнктура мирового рынка это − рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определённый момент, обусловленное определённым соотношением спроса и предложения и уровнем цен на мировых товарных рынках, условиями продажи на этих рынках, тенденциями изменения этих показателей В зависимости от объекта исследования различают общеэкономическую мировую конъюнктуру, конъюнктуру национального и регионального рынка, отраслевую и товарную конъюнктуру. Цели задачи участников международных рынков реализуются и корректируются с учётом общеэкономической мировой конъюнктуры. Изменение общеэкономической конъюнктуры происходит под влиянием различных причин и факторов. При этом, конъюнктуро-образующие факторы (КОФ) как правило, делятся на две группы: факторы циклического и нециклического характера. К циклическим, относятся факторы регулярных колебаний конъюнктуры рыночного хозяйства при сменах фаз периодических циклов воспроизводства. Каждый цикл воспроизводства состоит из четырёх фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|