Политика, ее специфика и разновидности (понятие, структура)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Политика, ее специфика и разновидности. Теоретические основы социальной политики (структура, функции). Субъекты и методы реализации социальной политики Введение Политика — многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Согласно Платону: «Политика – это искусство жить вместе». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле. Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится «управлять своим мужем». Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега–и–Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.
Политика, ее специфика и разновидности (понятие, структура) Итак, современные подходы к определению социальной политики можно свести к следующим определениям: 1. Первый подход – это взаимоотношение социальных групп и классов; 2. Второй подход – совокупность действий государственных органов и учреждений, общественных организаций и т.д. Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Суть политики заключается в том, что она отражает сферы жизнедеятельности людей, связанные с властными отношениями (государство, политические партии, общественные движения и т.д.), действие которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их интересов и потребностей. Сферы (виды или направления политики): · экономическая политика; · демографическая политика; · аграрная политика; · национальная политика и т.д.; · социальная политика – это главный инструмент государства. Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе. В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на мой взгляд, для анализаструктуры политики необходимо и вполне возможно применение различныхкритериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериеввыделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них.Разумеется, в политологической литературе эти критерии тракторизуютсяразличными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назватьследующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие. В соответствии с сущностным критерием речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественного явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическуюкультуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие. Политика, политическая жизнь формируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:· внутренняя и внешняя политика;· экономическая политика;· социальная политика;· политика в области государственного устройства и развития демократии;· политика в духовно-идеологической сфере. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая организация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения. Уже краткое перечисление некоторых подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т. д. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесновзаимосвязаны, образуя целостное явление — политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хорошо известно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Однако там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое сознание, политические интересы, политические мотивы, порождая опосредованно те или иные формы политической деятельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои специфические тенденции, закономерности функционирования и развития.Так же политика обладает определенными функциями:
· адаптация – приспособление к условиям внешней и внутренней среды; · интеграция, т.е. согласование интересов всех элементов общества; · артикуляция – выражение интересов отдельных социальных групп; · целеполагание – постановка целей и задач развития общества; · координация – установление взаимодействия различных видов и направлений социальной политики; · социализация – приобщение членов общества к социально-политической деятельности; · ориентация членов общества на определенные нормы и ценности; · рекрутирование – отбор и подготовка политической элиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|