Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельности психолога (Приложение 5 к директиве № Д-3 НГУВР ВС РФ от 01.10.98 г.)




 

№ п/п Вид профессиональной деятельности Среднее время(в часах) Примечания
  Индивидуальная психологическая диагностика, обра­ботка результатов, оформление заключения и реко­мендаций 4.0 из расчета на одного военно­служащего
  Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения1 до 8.0 группа 20-25 чел.
  Индивидуальное консультирование: - первичное - последующее 2.0 1.0 на одну беседу
  Групповое консультирование: - первичное - последующее 2.0 1.0 на одну беседу
  Индивидуальная коррекционная работа с военнослужащим 30.0 включая работу с командирами
  Групповая коррекционная работа1 20-25 включая работу с командирами
  Подготовка к проведению мероприятия по психологи­ческой работе с военнослужащими до 3.0 на одно мероприятие
  Ежедневный анализ оперативной психологической информации 0.5  
  Ежедневное итоговое оформление документации 0.5  
  Получение профессиональных консультаций в научных и учебных учреждениях до 3.0 раз в две недели
  Обобщение результатов работы, написание отчета до 5.0 раз в полугодие

психодиагностика — как деятельность по определению актуального состоя­ния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его будуще­го состояния;

психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направ­ленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологи­ческих проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном пове­дении;

1 Примечание: группа — 20-25 человек.


Гла ва 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______ 67

психотерапия, психокоррекция и психореабилитация — как психологиче­ское воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нор­мы, в целях возвращения его в нормальное состояние;

психопрофилактика и психогигиена — как воздействие на объект, находящий­ся в нормальном состоянии, с целью предупредить возможные последующие отклонения.

Внешним выражением способности психолога оптимально планировать дея­тельность и обеспечивать полноту выполнения функциональных обязанностей являются трудозатраты на выполнение различных видов деятельности. По сути дела структура распределения служебного времени в значительной мере отражает уровень реальной сформированности профессиональных знаний, навыков, умений в определенной области психологии, его служебно-профессиональные приорите­ты, а также профессионально-ролевые позиции психолога в структуре взаимо­действия с другими должностными лицами (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Изменение соотношения трудозатрат служебного времени на различные виды Деятельности у психологов, достигших высокого уровня становления и остальных (по выборке)

В ходе анализа войсковой практики выявлены значимые отличия в распреде­лении служебного времени, отводимого на различные виды деятельности, между «успешными» психологами и остальными [170]. Показано, что оптимальность структуры трудозатрат обеспечивается увеличением времени (у «успешных» пси­хологов), отводимого на проведение мероприятий по оказанию психологической Помощи, и сокращением временных затрат на другие виды деятельности (не свя­занные напрямую с функциональными обязанностями).


68 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

3.3. Планирование психологической работы в воинской части

Исходным, направляющим элементом технологического цикла психологической работы в воинской части является определение ее целей и задач, т. е. формулиро­вание конечного итога, результата, к достижению которого стремятся субъекты психологической работы. Цель направляет деятельность, заставляет в процессе работы соизмерять полученные результаты с поставленными задачами и вносить необходимые коррективы.

Целеполагание зависит от многих факторов: от профессиональной компетент­ности и согласованности действий должностных лиц психологической работы, ее материально-технического обеспечения, специфики задач, стоящих перед лич­ным составом подразделений, исходного уровня психологической готовности и устойчивости военнослужащих, соответствия их психологических качеств требо­ваниям воинской деятельности и профессии и т. п.

Цели и задачи психологической работы могут быть: конечными и промежуточ­ными; ближайшими и перспективными; краткосрочными и долгосрочными; вре­менными и постоянными; частными и общими и др. Они определяются на раз­личный период: на учебный год; на период обучения (зимний, летний); на время выполнения определенной учебной или служебной задачи (стрельбы, пуски ра­кет, вождение боевых машин, парашютные прыжки, учения, полеты, морские по­ходы, прием молодого пополнения и пр.).

Формулируются цели и задачи психологической работы применительно краз-личным категориям военнослужащих:

• офицеры,

• прапорщики и мичманы,

• сержанты и старшины,

• солдаты и матросы,

• военнослужащие, проходящие службу по контракту и по призыву,

• служащие,

• гражданский персонал,

• члены семей.

Важно определять цели и задачи таким образом, чтобы они были реально дос­тижимыми, учитывали результаты психологической работы предыдущего этапа.

Неотъемлемой составной частью технологии психологической работы являет­ся планирование. Конкретное, целеустремленное планирование позволяет опре­делить главные направления в работе, обеспечить последовательность и преем­ственность действий всех субъектов и должностных лиц психологической работы.

Планирование психологической работы осуществляется на основе указаний и распоряжений командира воинской части, вышестоящих органов воспитательной работы, исходя из конкретной обстановки. Мероприятия психологической рабо­ты разрабатываются психологом и являются составной частью (разделом) общего плана воспитательной работы (морально-психологического обеспечения). План подписывается заместителем командира полка (бригады) по воспитательной ра­боте и утверждается командиром воинской части.


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воински части

В планах обязательно должны отражаться цели и задачи психологической ра­боты, порядок их реализации должностными лицами, основные мероприятия пси­хологической работы и ответственные за них, а также сроки и отметка об их вы­полнении. При планировании необходимо учитывать наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов:

• прибытие в воинскую часть пополнения;

• увольнение военнослужащих в запас;

• прибытие в полк выпускников окружных учебных центров (ОУЦ);

• плановые учения и марши;

• заступление личного состава на боевое дежурство, в караул;

• получение и освоение новой боевой техники и вооружения;

• передислокацию полка, организационно-штатные изменения и т. д.

Кроме планирующих документов, психолог в целях упорядочения своей дея­тельности должен вести соответствующую документацию, в которой отражаются разнообразные аспекты его деятельности с различными категориями военнослу­жащих и членами их семей. Основные документы по психологической работе, разрабатываемые в воинской части, представлены в табл. 1.4.

Таблица 1.4 Документы по психологической работе, разрабатываемые в воинской части

 

№ п/п Название документа Периодичность оформления Кому направляется (кто утверждает)
1. Документы планирования
  Раздел «Психологическая работа» в планах воспитательной работы (МПО) На год, месяц, по конкретным задачам Командиру полка (утверждает)
  План работы центра (пункта) психологиче­ской помощи и реабилитации Ежемесячно Утверждает ЗКВР
  Личный план работы психолога (рекомен­дуется) Ежемесячно Утверждает ЗКВР
  План профессиональной подготовки психо­лога (рекомендуется) На год Утверждает ЗКВР
2. Отчетные документы
  Донесение об итогах психологической рабо­ты (см. приложение 5) 1 раз в период обучения и за год Командиру в/ч и начальнику выше­стоящего органа ВР
  Донесение о результатах изучения соци­ально-психологической обстановки в воин­ских коллективах (см. приложение 7) По итогам изуче­ния в сроки, опре­деленные выше­стоящим началь­ством Командиру в/ч
  Донесение о результатах социально-психоло­гического изучения и психологического обсле­дования пополнения (см. приложение 6) По итогам зимне­го периода обу­чения и за год Командиру в/ч и начальнику выше­стоящего органа ВР
  Данные о результатах работы пункта пси­хологический помощи и реабилитации 1 раз в период обучения Приложение 1 к до­несению об итогах психологической работы

=*>


70________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Продолжение табл. 1,4

 

№ п/п Название документа Периодичность оформления Кому направляется (кто утверждает)
  Донесение о суицидальном происшествии (см. приложение 8) По факту суицида Командиру в/ч и начальнику выше­стоящего органа ВР
3. Материалы, направляемые должностным лицам воинской части
  Рапорт с выводами, предложениями и реко­мендациями по работе с военнослужащими и воинскими коллективами По итогам про­веденной рабо­ты Командиру в/ч (через строевую часть, 2 экз. — у психолога)
  Рапорт срекомендациями об ограничении допуска военнослужащих с низкой НПУ (3-я и 4-я группы) к несению боевого дежурства, караульной службы, управлению автотранс­портом Перед началом периода обуче­ния Командиру в/ч (через строевую часть, 2 экз. — у психолога)
  Оперативная информация о состоянии дел, рекомендации и предложения для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического кли­мата, укреплению организованности и воин­ской дисциплины, предупреждению суици­дальных действий, рациональному распре­делению в/с и индивидуализации воспита­тельного процесса (рекомендуется) Периодически Должностным лицам воинской части и подразделений
4. Материалы по изучению л/с и оказанию психологической помощи
  Журнал динамического наблюдения Постоянно Хранится у психолога
  Журнал учета лиц, обратившихся за психо­логической помощью По факту обра­щения Хранится у психолога
  Материалы психодиагностических исследований После проведе­ния обследова­ния Хранятся у психолога
  Материалы проведения инструктивно-методических занятий, практических занятий с различными категориями в/с по психолого-педагогическим проблемам При подготовке к проведению занятий Хранятся у психолога
  Заключение об индивидуально-психологи­ческих качествах военнослужащего При переводе к новому месту службы Подписывают ко­мандир в/ч, психо­лог, начальник ме­дицинского пункта, начальник группы ППО
  Статистические данные социально-психологических характеристик пополнения По итогам зим­него периода обучения и за год Приложение 1 к до­несению об изучении пополнения
  Сведения о военнослужащих с низкой НПУ, повышенным суицидальным риском По итогам зим­него периода обучения и за год _[ Приложение 3 к до­несению об изучении пополнения ____________________

Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части



 

№ п/п Название документа Периодичность оформления Кому направляется (кто утверждает)
  5. Другие документы ———————
  Учебно-методические материалы и мате­риалы психологического просвещения (ре­комендуется) Постоянно Находятся у психо­лога
  Список психологического актива По мере обнов­ления Находится у психо­лога
  Список и адреса ведущих психологических подразделений и изданий РФ, МО, вида ВС, округа (рекомендуется) Постоянно Находятся у психо­лога
  Аналитические обзоры о проблемах и со­стоянии психологической работы в войсках, результатах научно-исследовательской деятельности войсковых психологов (реко­мендуется) Постоянно Находятся у психо­лога

Материалы изучения личного состава, воинских коллективов, сформированные в дела (папки, журналы) по категориям и подразделениям, хранятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению служебной документации. Ответ­ственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог воинской части.

3.4. Взаимодействие психолога с другими должностными лицами

В решении задач психологической работы участвуют различные субъекты. Каж­дый из них выполняет свои специфические функции. Вместе с тем успех этой рабо­ты может быть обеспечен лишь совместными, хорошо скоординированными уси­лиями всех ее участников. Это предполагает сочетание следующих методических уровней организации и проведения мероприятий психологической работы:

а) уровень применения методов и процедур специального психологического
изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированным специалис­
том — психологом воинской части;

б) уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках тради­
ционной организаторской, воспитательной деятельности и обучения воен­
нослужащих на основе учета информации, полученной от психолога воин­
ской части [171].

Таким образом, особую значимость приобретает вопрос взаимодействия пси­холога как основного специалиста в воинской части с другими субъектами психо­логической работы, непосредственно осуществляющими воспитание и обучение подчиненного личного состава. В иерархии этих взаимоотношений можно выде­лить как минимум четыре типа связей: отношения с должностными лицами пол­ка; отношения с военнослужащими и членами их семей; отношения с офицерами подразделений; отношения с другими психологами и специалистами (медицин­ские работники, социологи, социальные работники, юристы).

Профессиональное пространство взаимодействия для военного психолога мо­жет быть представлено, следовательно, как социотехническая система, объединя-


ч


ющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы [171]. Модель такого взаимодействия показана на рис. 1.7.

Основанием для выделения типов и форм взаимодействия является понимание психолога как субъекта служебно-профессиональнои деятельности, включенного в деятельностную кооперацию различных субъектов психологической работы, в которой определенному виду «заказа» на обеспечение необходимой продуктивной основы его деятельности соответствуют реализуемые психологом профессиональ­ные позиции (исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик).

При этом позиция «исполнитель» отражает служебную составляющую его ак­тивности, направленную на выполнение распоряжений командования и обязан­ностей по службе.

Позиция «исследователь» в качестве продуктной основы подразумевает пси­хологический диагноз как результат работы по изучению психологических фак­торов воинской деятельности и психологических характеристик личного состава, включающий психологическую характеристику объекта изучения, прогноз его возможного развития, рекомендации и предложения по его оптимизации.

Позиция «управленец» реализуется посредством применения специальных психологических процедур и средств по разрешению психологических проблем военнослужащих и гражданского персонала, а также путем оказания методиче­ской помощи должностным лицам при проведении различных мероприятий по воспитанию и обучению личного состава.

Позиция «проектировщик» предусматривает участие психолога не только в разработке специальных психологических средств (методики, приемы, техники и т. п.), но и в проектировании различного рода нормативных документов, разра­батываемых в части по вопросам психологической работы, а также проектирова­нии условий, обеспечивающих эффективность проводимых мероприятий.

Каждый из субъектов психологической работы, реализуя тот или иной тип при­сущей (характерной) ему деятельности, является также выразителем определен­ной профессиональной позиции по отношению к общей для всех решаемой про­блеме. Основой для определения «своей» профессиональной позиции выступает нормативно предписанный способ действий с объектом, нуждающимся в перево­де его в новое качество функционирования. Таким объектом может, например, являться военнослужащий, нуждающийся в оказании ему психологической по­мощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог определил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других людей (кроме самого психолога и данного военнослужащего).

Таким образом, определение потенциального круга лиц, которые могут помочь в данном вопросе, может быть расширено за счет привлечения других специа­листов, представителей воинского коллектива, родственников и знакомых, должностных лиц и т. п. Возникающая в таком случае (по поводу помощи конк­ретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определен­ном продукте деятельности другого.



 


74__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Например, для более плодотворной работы с военнослужащим (клиентом) не­обходимо понимание особенностей ситуации должностными лицами подраз­деления, в котором служит этот воин, и соответствующие шаги с их стороны (неразглашение информации, создание щадящего режима деятельности, пере­вод на другую специальность, в другое подразделение и т. п.).

Развитию кооперации способствует появление затруднения, для снятия кото­рого необходима новая деятельность. Таким образом, затруднения, делающие не­возможным продолжение одного типа деятельности, выступает в известной сте­пени заказом на появление другой деятельности и служит для нее исходным материалом.

Так, в кооперативной деятельности типичные затруднения «исполнителя» мо­гут быть учтены в нормативных документах, фиксирующих внеситуативную норму, и сняты (т. е. устранены, преодолены) самим исполнителем (рис. 1.8). Если же затруднение не встречалось ранее в практике конкретного исполните­ля либо требуется согласовать его деятельность с деятельностью других испол­нителей, он вынужден обращаться к управленцу, который помогает снять дан­ное затруднение на основе анализа конкретной ситуации и учета имеющихся нормативных оснований.

Поиск конкретной причины типового затруднения, вызванного невозможностью осуществлять деятельность в рамках исходных нормативных оснований, ведет к актуализации исследовательской деятельности. Реконструируя осуществленную деятельность и выделяя в ней типовое, исследователь представляет результат сво­ей деятельности в виде научного знания, используемого впоследствии для проек­тирования и создания новой нормы.

Для психолога, не встречавшего прежде аналогичные случаи в собственной практике, правомерным и необходимым будет обращение к более опытным спе­циалистам либо к специалисту другого профиля. Такое кооперативное взаимо­действие является важным фактором профессионального развития специалиста.

Профессиональное общение по поводу решения конкретной проблемы способ­ствует более объективному видению психологом всевозможных граней данной


I


|-лава з. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______ 75


проблемы, ее нюансов, определению на этой основе наиболее адекватных мето­дов и приемов деятельности, а в конечномитоге — накоплению собственного опы­та и развитию профессионального мышления.

Принципиальным в представленной модели взаимодействия психолога с дру­гими субъектами (рис. 1.7) является выделение такого важного элемента, как «психологическое сообщество». Осуществляемые в его рамках основные фор­мы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетент­ности психолога.

Возможности реализации профессиональных связей у психологов достаточно многообразны. Профессиональное взаимодействие психологов может быть реа­лизовано, например, в форме их непосредственного участия в работе различных специализированных практических семинаров, курсов, на которых обсуждаются конкретные вопросы теории и практики организации психологической работы, оказания психологической помощи и т. п. Важной формой взаимодействия явля­ется участие психологов в реализации различного рода экспериментальных ис­следований. Приобретение опыта и обмен им происходят также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психокоррекции, наблюдения за рабо­той более опытных психологов. Конкретное содержание деятельности должност­ных лиц, взаимодействующих между собой по определенному направлению пси­хологической работы, представлено в приложении 1.

Взаимодействие психолога с командиром воинской части, а также с команди­рами подразделений занимает важное место в общей системе психологической работы. Являясь субъектом военного управления, командир сталкивается на практике со значительным объемом информации, объективная оценка которой есть необходимое условие успешного выполнения профессиональных задач. Осу­ществляя комплексный, системный подход к управлению воинской частью (под­разделением), он должен правильно оценивать разнообразные характеристики данного объекта управления — организационные, технические, профессиональ­но-демографические и социально-психологические параметры. Отсюда особую значимость приобретает взаимодействие командира с психологом, который спо­собен квалифицированно решать вопросы, связанные с психологическим изуче­нием и управлением военнослужащими.

I Изучение войсковой практики показывает, что основными ситуациями, обус­ловливающими обращение командира к психологу, являются:

получение офицером необходимой информации для принятия управленческо­го решения',

обращение за советом, предложением и информацией, которые касаются по­
строения наиболее оптимальной модели взаимодействия (общения) с дру­
гими должностными лицами и военнослужащими;

привлечение в качестве эксперта, консультанта по оценке условий жизнеде­ятельности личного состава и факторов, влияющих на уровень морально-психологического состояния личного состава;

получение психологической помощи лично (включая методическую помощь и
обучение проведению мероприятий психологической работы).

 


76__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время



Основное содержание и специфика взаимодействия командира и психолога, отражающие наиболее общие структурные элементы управленческого цикла дея­тельности, представлены на рис. 1.9.


глава 3. Организация и содержание психол огической работы в воинской части _______ 77

Как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано «движением» между ними информации психологического содержания. Успех пси­хологической работы будет определяться умением и желанием командира исполь­зовать в интересах дела эту информацию. По форме она может быть представлена в виде:

• аналитической справки (например, оценка морально-психологического со­стояния личного состава полка, подразделений, наиболее острых проблем, материал об изучении молодого пополнения, о проведенных мероприятиях психологической работы и т. п.);

• консультации по интересующему вопросу;

• рекомендации и предложения (они должны быть конкретными, иметь адре­сата, взвешены и корректны, документированы).

Представляя данную информацию, психолог по отношению к командиру вы­полняет следующие функции:

• в первом случае — информационную (сообщение, ориентировка в обстанов­ке, существе вопроса);

• во втором — консультативную (т. е. разрабатывает и оценивает возможные варианты решения той или иной практической задачи, но не дает строгих рекомендаций относительно выбора одного из них),

• в третьем — экспертную (заключение и рекомендации психолога служат веским основанием для выбора варианта действий).

Очень важным в данной связи является вопрос использования информации, полученной от психолога. Необходимо помнить, что это информация особого рода, ибо она имеет исключительно важное личное значение для того человека, которого касается. Поэтому неумелое ее применение может принести больше вреда, чем пользы. Данное обстоятельство ориентирует всех субъектов психо­логической работы на неукоснительное соблюдение этических норм деятельно­сти.

Выше говорилось о том, что взаимодействие командира и психолога имеет свою содержательную сторону, предметную направленность. В связи с этим встает воп­рос о сфере ответственности командира как субъекта психологической работы. Изучение и анализ нормативных документов и войсковой практики позволяют сформулировать наиболее общие положения, раскрывающие в этом плане обя­занности и права командира (рис. 1.10).

Как видим, психологическая работа в воинской части и подразделении на­правлена на оптимизацию психологических характеристик, способных повы­сить эффективность функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения ими задач воинской деятельности. Вопросы взаимодействия коман­дира с психологом, являющимся основным специалистом в данной области, вла­деющим специальными методами психологического изучения и управления, за­нимают важное место в этой работе. Информация, получаемая должностными лицами от психолога, при ее правильной оценке и использовании позволяет пре­дупреждать многие негативные явления и способствует повышению эффектив­ности воинской деятельности.


78__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...