Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И профессиональной деятельности психолога воинской части




Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной дея­тельности психолога обусловлена недостаточным использованием в повседнев­ной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление сте­пени соответствия его профессиональной компетентности и результатов труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, определяющие ос­новные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ори­ентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и лич­ный вклад каждого из субъектов психологической работы.

Вместе с тем критерии, применяемые для оценки труда психолога, должны от­ражать операционализированный и наполненный психологическим содержани­ем социальный заказ на деятельность этих специалистов в войсках, сформулиро­ванный в соответствующих документах. Они обязаны выступать своеобразным дифференцирующим инструментом, позволяющим следующее:


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части



• соотносить уровни профессиональной компетентности и эффективности деятельности у различных психологов;

• определять динамику профессионального совершенствования специалистов*

• проводить разграничение сфер ответственности и определять личный вклад субъектов психологической работы в решение общих задач;

• обеспечивать однозначность их понимания со стороны различных должност­ных лиц.

Анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квали­фикации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы госу­дарственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым ус­ловием для начала самостоятельной деятельности и расширения' ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требовани­ям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение глав­ного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соот­ветствие функционирования психики военнослужащих основным показателям пси­хической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.

Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе част­ных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результатив­ной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 1.11).

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога, необхо­димо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторон­ность ее оценки:

• в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспита­тельной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие крите­риями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;

• наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятель­ности психологом, а также военнослужащими воинской части;

• данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности дру­гих психологов, на предмет позитивной динамики профессионализма за оп­ределенный период;

• использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъектив­
ных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований
профессии и человека.


82__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии тре­бованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специально­стью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).

Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требовани­ям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:

а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (произ­
водительность, качество, надежность);

б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса дея­
тельности социально приемлемым способам ее осуществления
(точность, ско­
рость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения
и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие
творчества).

 

Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результа­тивной сторон деятельности нормативным требованиям.


Глав а 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части _______ 83

К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:

• психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;

• знание требований, определяющих порядок организации и проведения пси­хологической работы в воинской части;

• знание и соблюдение этических норм деятельности;

• самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие зат­руднений, ошибок и т. п.);

• владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

• умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служеб­ного времени;

• полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.
Показателями эффективности психологической работы могут выступать:

• удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воин­ской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;

• способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;

• учет информации психолога должностными лицами при принятии ими уп­равленческих решений и практической работе с людьми;

• удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;

• объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;

• систематичность проведения и действенность мероприятий психологичес­кого обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.

Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выде­лить несколько критериев ее эффективности.

1. Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы.

Высоки й уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)

Обеспечена объективная Мероприятия, связанные Отсутствует система в пла-

диагностика психологической с психологической подготов- нировании и проведении

готовности военнослужащих кой в/с к выполнению задачи, мероприятий психологиче-

к выполнению учебно- не в полной мере обеспечи- ского обеспечения задач

боевых задач, исключены вают изучение и моделиро- караульной службы

случаи заступления в караул вание ее условий, носят (б/дежурства); допуск к несе-

(на дежурство) лиц с низким эпизодический характер; нию службы и комплектова-

уровнем НПУ; должностные при оценке морально- ние смен (б/расчета) произ-

лица владеют навыками и психологического состояния водятся без учета данных

методиками оценки функ- л/с используется ограничен- об оценке психологических

ционального состояния в/с ный круг методик, не всегда свойств и состояний в/с;



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное врем я


 


в процессе несения службы (выполнения задачи); воен­нослужащие обучены и вла­деют навыками психической саморегуляции; проводятся мероприятия по восстанов­лению психических и физи­ческих сил в/с после караула


учитываются социально-психологические факторы (взаимоотношения, совмес­тимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; в/с и должно­стные лица слабо владеют навыками психической само­регуляции и дигностики пси­хических состояний


наблюдение за психологиче­скими состояниями в/с в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негатив­ных псих, явлений, особен­ностей реакций и состояний в/с; у л/с отсутствуют навыки и умения психической само­регуляции


2. Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих.


Высокий уровень (3 балла)


Средний уровень (2 балла)


Низкий уровень (1 балл)


 


Мероприятия психологичес­кого обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготов­ке; изучаются и прогнозиру­ются уровни психической напряженности л/с в ходе применения определенных методических приемов и средств; должностные лица и в/с обучены навыкам контроля и регуляции психи­ческих состояний;качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психическую устойчивость в/с


Мероприятия психологической подготовки носят эпизодиче­ский характер, действия дол­жностных лиц не согласованы; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств в/с; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; пред­ложения психолога по исполь­зованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогно­зируемый уровень психологи­ческой напряженности и объем необходимой психологической помощи


Мероприятия психологичес­кой подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психичес­ких травм и оказанию психо­логической помощи не про­водятся; психологическая готовность и психологичес­кая устойчивость л/с не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач


3. Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с лич­ным составом на положения психологической теории и результаты военно-пси­хологических исследований как показатель эффективности деятельности психо­лога.


Высокий уровень (3 балла)

Офицеры постоянно интере­суются вопросами психоло­гии, владеют навыками психологической диагностики личности в/с и коллектива. Практическую работу с воен­нослужащими проводят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устой­чивых результатов в работе с подчиненными


Средний уровень (2 балла)

Офицеры иногда интересу­ются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретиче­ские положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер


Низкий уровень (1 балл)

У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в войной части



4. Качество профессионального психологического отбора и распределения во нослужащих^ Оно определяется степенью соответствия используемых ходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особен

ностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия тоебов конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирически* признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели воен нослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удов­летворенности воинским коллективом и воинской специальностью.

При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказы­ваемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере, три аспекта:

1) существование так называемой психической нормы, характеризующей основ­ные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции;

2) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом из­менений в результате психологического воздействия;

3) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функ­ционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также про­явлений его внутреннего мира.

Исходя из степени взаимосоответствия каждого из отмеченных выше аспектов, а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчи­вость после окончания воздействия и т. п., можно судить о степени эффективности психологической помощи (система критериев и показателей оценки психологи­ческой работы и профессиональной деятельности психолога представлены в при­ложениях 10, И, 17).

3.7. Материальное обеспечение психологической работы в воинской части

Материально-техническое обеспечение психологической работы проводится в це­лях удовлетворения потребностей субъектов и должностных лиц психологической работы в объектах и средствах, необходимых для психологического изучения воен­нослужащих, формирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, организации и проведения работы по сохранению их психического здоро­вья, для повышения психолого-педагогической компетентности.

Все объекты и средства, составляющие в своей совокупности основные элемен­ты рабочего места психолога, можно разделить на несколько групп.

I. Помещения ^ти™

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов с результа­тами психодиагностической работы и другой документации^

2. Кабинет психологического консультирования и ^^^^^ певтической работы с военнослужащими, служащими, гражданским налом воинской части и членами их семей.


86 Разд ел I. Организация и ведение психологической работы в мирное врем я

3. Комната психологической помощи для проведения мероприятий групповой психотерапии, группового консультирования и социально-психологическо­го обучения.

II. Аппаратура и расходный материал: аудиокассеты; проекционная аппара­
тура; канцелярские принадлежности; калькулятор; учебно-методические матери­
алы; наглядные пособия; диктофон; секундомер; аудио-, видеотехника; ПК.

III. Психодиагностические средства.

Среди психодиагностических средств различают:

а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объек­
та психодиагностики: бланки (либо другие носители: аудио, видео, ПК) со сти-
мульным материалом, аппаратура и приборы для измерения психофизиоло­
гического состояния и реакций военнослужащих;

б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельно­
сти психолога (профессиограммы и психограммы, интерпретационные схемы
и таблицы);

в) средства обработки данных (ПК, бланки с ключами, шифрами, таблицы для
перевода сырых баллов в стандартизированные);

г) средства описания психодиагностического процесса и построения психоди­
агностического заключения. К ним относятся: психодиагностограммы, диаг­
ностические алгоритмы, а также логические методы постановки психологи­
ческого диагноза.

IV. Материальное обеспечение процесса психологической подготовки, кото­
рое включает:

• средства имитации внешних признаков боя (холостые патроны, взрыв-паке­ты, учебные рецептуры ОВ, дымовые шашки, учебные гранаты и т. п.);

• учебное вооружение, боеприпасы, технику;

• здания и сооружения, используемые в целях психологической подготовки (психологические полосы препятствий, учебные городки психологической подготовки);

• тренажеры и имитаторы;

• макеты, муляжи, чучела и другие материально изготовляемые объекты с ис­пользованием подручных средств;

• схемы и наглядные пособия;

• фото- и киноматериалы;

Кроме того, в качестве средств моделирования психологических факторов боя применяются боевое вооружение, боеприпасы, боевая техника для решения задач психологической подготовки.

Расход средств имитации зависит от характера проводимого занятия, количе­ства приемов моделирования психологических факторов боя, используемых на конкретном занятии, а также возможностей, вытекающих из лимита их выделения.

V. Материально-техническое обеспечение профессионального психологи­
ческого отбора (ППО) организуется и проводится в целях удовлетворения по-


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части _____________ 87

требностей воинских и учебных частей, военно-учебных заведений и военных ко­миссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологиче­ского изучения, психологического и психофизиологического обследования граж­дан и военнослужащих. Обеспечение воинских частей и воинских коллективов учебными и методическими пособиями, издаваемыми Воениздатом МО РФ, и унифицированными техническими средствами профотбора, организуется ГШ ВС РФ (через главное организационно-мобилизационное управление ГШ).

Штатные подразделения профотбора обеспечиваются материально-техни­ческими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений ППО, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей МО РФ.

Нештатные подразделения ППО используют материально-технические сред­ства, имеющиеся в воинских частях и военкоматах, на базе которых они органи­зуются.

Бланки карт ППО изготавливаются через Центральное вещевое управление МО РФ по заявкам 178 НПЦ ГШ ВС РФ. Обеспечение другими бланками, мето­дическими и учебными пособиями для проведения ППО осуществляют органы тыла видов ВС, военных округов.

Финансовое обеспечение мероприятий ППО осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям системы МО РФ.

Для проведения ППО необходимы помещения:

• класс группового обследования;

• кабинет для индивидуального обследования;

• кабинет для индивидуального собеседования.

Класс группового обследования, кабинеты оборудуются в отдельных, отап­ливаемых помещениях с естественным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, стены, потолок должны быть покрашены в спокойные тона. Снижение уров­ня шума должно обеспечиваться до 45-30 дБ. Освещение — не менее 500 люкс. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток (220 В, 50 Гц) на общую сумму нагрузки в 5 кВт и системами защиты от перегрузок.

Класс для группового обследования должен располагаться в помещении общей площадью не менее 50 м2 и высотой 2,5 м. Столы и стулья — из расчета на 25-30 человек. Рабочие места нумеруются. В классе должны быть стенды следующего содержания:

• система профессионального психологического отбора;

• структура квалификационного экзамена;

• требования воинских специальностей, по которым проходит обучение;

• профориентационный стенд.

Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования долж­ны располагаться в помещениях общей площадью не менее 10 м2, высотой 2,5 м.

Кроме того, кабинет индивидуального обследования оборудуется приборами, входящими в комплекс АРМ (автоматизированное рабочее место профессиоло-га), необходимой мебелью. Надо также иметь звукоизолирующий сектор для экс­периментатора.


88__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Перечень необходимой документации и материально-технического оснащения подразделения ППО воинской части, вуза определяется требованиями следу­ющих нормативных документов:

• Приказ МО РФ № 50 от 2000 г. «О введении в действие Руководства по про­фессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ».

• Методические рекомендации начальника ГВМУ от 1994 г. о проведении ППО кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

• Приказ МО РФ № 90 от 26 февраля 1989 г. «О введении в действие Правил приема кандидатов в вузы МО РФ».

• Приказ МО РФ № 20 от 1 января 1996 г. «О введении в действие Временных методических указаний "О проведении профессионального психологического отбора в вузы МО РФ из числа офицеров"».

• Методические рекомендации по ППО кандидатов в вузы МО РФ и другие документы, утвержденные экспертной комиссией 178 научно-практический центра ГШ ВС.

Основным документом, в котором фиксируются данные социально-психоло­гического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно-профессио­нальной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослу­жащих является журнал учета работы подразделения ППО (Приложение № 7 Руководства по ППО в ВС РФ). Журнал ведется подразделениями ППО воен­ных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий ППО.

Карта профессионального психологического отбора (Приложение № 6 Ру­ководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные све­дения о профессиональной пригодности гражданина к подготовке и службе на воинских должностях, а также о результатах служебной деятельности военнослу­жащего.

Карта составляется в РВК на каждого гражданина при первоначальной поста­новке на воинский учет и хранится в его личном деле в неподшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего жела­ние поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольне­ния в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.

В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами воен­ной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно-послужными кар­точками. При увольнении гражданина с военной службы после явки его в РВК для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.

Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профпригодности лиц к подготовке и службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности воен­нослужащих — командиры подразделений, в которых эти военнослужащие про­ходили военную службу.


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_____________ 89

Карта психологического изучения курсанта (Приложение № 9 Руководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные сведения о профес­сиональной пригодности курсанта к военной службе и военно-профессиональ­ной деятельности, а также о результатах социально-психологического изучения (СПИ), психологического и психофизиологического обследования во время обу­чения в вузе.

Карта заводится на каждого курсанта вуза сразу после принятия приемной ко­миссией решения о его зачислении в военный вуз. В ней регистрируются резуль­таты психологического сопровождения в целях дальнейшего использования для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой психологическое изучение и психологическое уп­равление объектом?

2. Охарактеризуйте основные функции должностных лиц воинской части по проведению психологической работы.

3. Что следует понимать под профессиональной деятельностью психолога?

4. Назовите основные виды профессиональной деятельности психолога.

5. Каковы основные типы психодиагностических ситуаций?

6. Каковы основные документы планирования и организации психологиче­ской работы в воинской части?

7. Назовите основные ситуации, обусловливающие потребность обращения командира к психологу как к источнику психологической информации.

8. Какие правила должен соблюдать командир как субъект психологической работы?

9. В чем суть профессионально-этических норм деятельности в психологиче­ской работе?

10. По каким критериям оценивается эффективность психологической работы?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подго­товки войск в современных условиях. — М., 1981.

2. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск., 1979.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

8. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружен­ных силах РФ. - М., 2000.


.



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное и ро^


9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М, 1996.

10. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

11. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психо­лога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.

12. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.


Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направ­ление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и во­инских коллективов. Результаты психологического изучения во многом опреде­ляют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослу­жащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его фор­мы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуально­го психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологиче­ские особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учеб­но-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и слу­жебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослу­жащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

, • оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;

• определение уровня психологической готовности военнослужащих к учеб­но-боевой деятельности;

• выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склон­ных к различным формам девиантного поведения;

• оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на пред­мет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;

• определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на бое­вое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответ­ственности и длительного автономного функционирования;


92 __________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• выявление психологических факторов и причин, способствовавших совер­шению проступков, происшествий, аварий;

• выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военно­служащего.

• Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологиче­скому изучению военнослужащих (рис 1.12).

 

  СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность
  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА  
1. Профессио- Определение уров- Группа ППО при- Военный При поступлении
нальный ня профессиональ- зывной комиссии комиссариат на военную службу
психологиче- ной пригодности     и в вуз
ский отбор человека к прохож­дению военной службы по опреде­ленной специаль­ности и обучению в вузе      
2. Первичное Получение первич- Должностные лица, Пункт приема мо- По прибытии воен-
изучение ной информации о личности военно­служащего (оценка психического здо­ровья, адаптацион­ного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем НПУ психолог лодого пополнения нослужащего в в/часть в течение первого месяца
3. Углубленное Целостное изучение Психолог, меди- Кабинет для психо- При самостоятель-
изучение личности в/с и выяв- цинский работник логического кон- ном обращении в/с
  ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причи­ной кризисных состояний   сультирования к психологу. При выявлении у в/с НПН. При направ­лении в/с должно­стными лицами к психологу в/ч
4. Последующее Определение уровня Командиры, В подразделении, В процессе повсед-
изучение психологической офицеры органов на занятиях, невной жизнедея-
  готовности в/с воспитательной в карауле тельности в тече-
  к учебно-боевой и служебной дея­тельности. Подбор кандидатов на дол­жности младших командиров. Оценка динамики профес­сионализма и соот­ветствия в/с требо­ваниям профессии и специальности работы,психолог   ние всего периода службы

Рис. 1.12. Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих

и их содержание


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 93

Рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Профессионально-психологический отбор является составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ори­ентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

• анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

• классификацию и описание военных профессий и специальностей;

• научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

• составление профессиограмм, отражающих особенности определенных про­фессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятель­ности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром яв­ляется психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологи­ческие, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональ­ной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкрет­ные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются спе­циалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионально­го обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспе­чивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на кон­трактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.

По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогиче­ский и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является на­личие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологи­ческого анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать не­обходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, ко­торые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) яв­ляются:


94__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для ус­пешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воин­ской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности канди­дата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, под­готовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по про­филям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соеди­н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...