Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц




Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и прекращение действия (т.е. период его действия). Вступление в силу: З-ны и Декр (10 дней после офиц опубл-я); Указ, Пост СМ, Реш КСуда, Пост Пленумов Верх и ВысшХозСудов, Акты респ органов гос управления, Акты Областных и Мингор Сов Депут-в и Областных и Мингор Исполк-в (1. не касается прав и соб граждан – со дня включ в нац реестр правовых актов, если в них не указан иной срок; 2. касается – с мом офиц опубликования, если включение в нац реестр не произошло позднее опубликования или в них не указан более поздний срок, чем дата опубликования; Пост Палат Парламента – с мом принятия, если в них не указан иной срок.

Здесь важно учитывать пр-п, согласно к-му закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано [спец оговорка] (только в целях улучшения правового положения субъектов); 2) если закон смягчает или отменяет отв-сть (ст.104 К-ции). Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по истечении срока действия акта, на который он был принят; 2.в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве связано с территорией, на которую распространяется территориальное верховенство г-ва, или с компетнцией соотв-щего наделенного правотворческими полномочиями гос органа. НПА респ-х органов имеют обязательную силу на всей терр Республики Беларусь. НПА органов МСУ – на терр соотв-щих адм-терр единиц. Действие акта по кругу лиц. На территории РБ НПА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (Ех. экологический налог действует в отношении юр лиц, индивид предпринимат-ей), или на лиц независимо от места их нахождения (Ех. Налогообложение доходов граждан, полученных за границей).

Право и справедливость.

Право д.б. справедливо (в Др.греч. терминологии не б.различ. м/д этими понятиями). Трудность: понятие справ-сть не имеет одного определения, представление о ценностях различны (все зависит от подхода, организации чел-их отн-ий).

П. - это система общеобязат-х, формально опред. юр. норм, выражающее общественную волю, устанавл-ю и обеспеч-ю гос-ом, и направл-ю на урегулиров-е обществ-х отношений.

Спавед-ть - оценочная категория, пронизывающая все обществен-ые отн-я, в т.ч. правовые.

С позиции общечелов. справедливости производится отбор фактически складывающихся способов соц. взаимодействия людей, определ-ся пределы свободы и способы ее нормативного выражения. Справедливым м.б. только правовой закон. Справедливо то, что соответ-т праву, и действует по справед-ти - действовать по праву в соот-вии с его всеобщем масштабом и равными для всех мерами свободы. Справ-ть воплощает в себя и выражает требования соблюдения правового рав-ва в соотв-их отн-ях. Справед-ть представляет собой всеобщее правовое начало, она не явл-ся нормативным направлением, выражением какого-либо одного из частных интересов. Соц. справ-ть - это такая правов. справ-ть (т.е. правовой подход, соблюдение требований правового принципа равенства) в соответс-щих сферах и отнош-ях соц. жизни. Поэтому справ - ть может придти в столкновении с правонарушающим, но не с правовым законом, не со всеобщим принципом правового равенства, который явл. ее собственным принципом. Зап страны – отождествление этих понятий (измена права – измена справ-сти).

 


Билет14. Политический режим государства.

Полит режим — это элемент формы гос-ва, характеризующий совок-сть методов, способов и средств осуществления полит власти. Согласно одной т.зр., понятие -«полит режим» более широкое, чем понятие «гос-ный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны гос-ва, но и со стороны полит партий, общественных организаций и т.п. Согласно другой т.зр., данные понятия можно расценивать как тождественные. 3 главн. вида режимов: демократический - человек им. все свободы; тоталитарный – гос-во контролирует всё общество, все сферы чел. жизни (экон., полит., дух. сферы); авторитарный – ограничение какой-либо свободы., переходный между тоталит. и демократич. режимами. Признаки демократического режима:

1) население участвует в осуществлении власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам об­щественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

4) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

5) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

6) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

7) политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8) разделение властей и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...