Понятие и стадии законотворчества
Законотворч процесс — гл составная часть п/во-ого процесса, его сердцевина. Принятие з-нов хар-ет данный процесс в целом. Кроме законов продукцией п/ва явл-ся подзак норм акты, правов обычаи, норм дог-ры, юр прецеденты. П/во - сложный, неоднородный процесс, вкл в себя след стадии: 1) законод иниц-ва — закр в К-ции РБ право опред-х Sb-ов внести предложение об издании закона и соотв-щий законопроект в законод орган. Пр законод иниц-вы порождает у законод органа обязанность рассм-ть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Пр законод иниц-вы (ч.1 ст.99 К-ции РБ) прин През РБ, Сов Респ, деп-там Пал Предст, Прав-ву РБ, гр-ам, облад-щим избир правом не менее 50 тыс чел и реализуется в Пал Предст; 2) обсуждение законопроекта - важная стадия, к-ая нач-ся в П.П., а затем в Сов.Респ. (устранить противоречия, пробелы, неточности и проч дефекты); 3) Принятие закона – проект стан-ся законом после принятия ПП и одобрения СР больш-вом голосов от полного состава (ст100 К-ции). а) принятые законы П-ойП --- в теч 5 дн в СР, где рассм-ся не бол 20 (если иное в К-ции). б) одобрение закона -ст.100 К-ции з-н счит-ся одоб-ым СР, если за него проголос больш-во от полного состава СР, либо если в теч 20 дней он не б рассм СР (если сроч – 10 дн) со дня внесения. Если отклон – согласительная комиссия, затем текст на одобрение в ПП и СР. Если комиссия не приняла соглас текст, то През-т или по его поруч Прав-во потребовать от ПП окончат решения (принят если проголос не менее 2/3 от полного состава ПП. в) после 2-х случаев пункта б) – в 10-ый срок на подпись През-ту (1.если соглас – подпись, 2. не возвратил в теч 2-х недель – счит-ся подпис-ым. Не счит-ся подпис, если не мог быть возвращен в Парл-т в связи с окончанием сессии); Если През-т несоглас – с возраж в ПП (рассм не позд 30 дн, если 2/3 –''ЗА'', то в 5 днев срок с возраж в СР- рассм не позд 20 дней, если одобрен 2/3. После этого подпись През-та в 5 дней, + в силу если и не подпись в этот срок.
4) опубликование закона. Толкование норм права (ТНП). ТНП— это деятельность, направленная на раскрытие подлинного содержания юр норм в целях их правильной реализации и прим-ия. В процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его соц направленность, место в системе правового регулирования и т.п. ТНП необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, неясностью правотворчеокого процесса и т.д. Эта деят-сть имеет своей целью правильное и единообразное понимание и применение юр предписаний. ТНП состоит из двух сторон: уяснение (для себя); разъяснение (для других).
Билет 15.Функции и классификация функций гос-ва. Ф-ции гос-ва — это основные направления деят-сти гос-ва по решению стоящих перед ним задач. Понятие ф-ции гос-ва не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи гос-ва (если цель общества то, к чему стремится гос-во, а задачи — цель и средства ее достижения, то ф-ции лишь основные направления деят-сти гос-ва по решению стоящих перед ним задач; след-но, цели и задачи определяют ф-ции); 2) ф-ции отдельных его органов (в отличие от ф-ций многочисленных гос органов, специально предназначенных для опред-го вида деят-сти, ф-ции гос-ва охватывают его деят-сть и делом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осущ-ию подчинена работа всего гос-го аппарата и каждого органа в отдельности). В завис-ти от продолжительности действия ф-ции гос-ва классиф-ся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва) и временные (прекращают свое действие с решением опред-ой задачи, к-п, имеющей чрезвычайный хар-р); в завис-ти от значения — на основные и неосновные; в завис-сти от того и какой сфере общественной жизни они осуществляются - на внутренние и внешние. К внутр ф-циям РБ м. отнести: 1) охрана прав и свобод человека и гр-на, обеспечение правопорядка; 2) экон-кая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экол-кая; 6) культурная.
К внешн ф-циям РБ м. отнести: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудн-во с др гос-вами и др. Субъекты права. С.П. -это участники правовых отн-ий, облад. соотв-ми субъект. П. и Юр. обязанностями. С.П. -это субъект П., к-ый использует свою праводееспособность. С.П. -это индивиды или орг-ции, к-ые на основании юр. норм м.б. участниками правоотношений, т.е. носителями субьект-го.П. и обяз-стей. Правоспособность -это способность индивида иметь П. и обязанности. Дееспособность -это способность лица осущ-ть своими действ-ми П. и обязанности (связана с психическими и возрастными св-ми человека, зависит от них). Правоспос и дееспос-ть неразделимы, кроме гражд. права, т.к. имуществ-е права необходимы всем гр-ам, независимо от воли, возраста; в обл. имущ-ых правоотношений, вместо правоспособного, но не дееспособного выступает законный представитель. Дееспособность может быть ограничена законом. Виды субъектов: к индивидуальным: 1)граждане; 2)лица без гражданства; 3)иностранцы. К коллективным: 1)гос-во в целом; 2)гос. организации; 3)негос. организации. Коллективные субъекты, участвующие в обл. частноправовых отнош., облад. качествами юр. лица. Юр лицом - явл-ся организация которая имеет в собств-ти, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное им-во, и отвечает по своим обязател-вам этим имущ-м, может от своего имени приобретать и осущ. имущест. и неимущ. П., нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Право и экономика. Если рассматривать такие социальные регуляторы, как право, экономика и политика, то можно обнаружить их тесную взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность. В идеале право является первоосновой функционирования и развития экономических и политических отношений. Право устанавливает правила и границы такого функционирования. В свою очередь, состояние экономики может очень много рассказать о действенности и справедливости издаваемых правовых актов в отдельно взятом государстве.
Что же касается влияния политики на право, то можно говорить о том, что в зависимости от того, какая политическая обстановка складывается в отдельно взятом государстве, такие же условия будут предоставлены развитию права, а именно: будет ли право использоваться в гуманных или карательных целях; в качестве обслуживания политической воли либо охраны интересов личности и т.д. Существует 2 подхода: 1. Марксистский подход. Он заключается в примате экономики над правом. Право это надстройка, экономика — базис.Право зависит от экономики. 2. Теория Штамлера. Он считает, что право первично, а экономика вторична. Право - это форма, а экономика это содержание. Форма более устойчива, а содержание расплывчато.Право пронизывает экономику. Правовые категории лежат в основе всех экономических категорий(говорим капитал,понимаем частная собственность).Право реализует определённое направление развития экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|