Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средневековое украинское христианство.




 

В эпоху Средневековья христианства огромную роль в укреплении господства феодал ов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла церковь. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве з ащитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.

Религиозное мировоззрение было господствующим в средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не всеобъемлющим. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, вроде колдовства, волхвования и пр., но в устойчивости этих явлений вместе с тем сказывалось и стихийное сопротивление христианской церкви с ее установлениями, освящавшими отношения господства и подчинения. Народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV—XVI вв.

 

4. Православие в Украине — Руси до средины 17 ст.

 

Религиозная жизнь в Украине этого периода отмечалось чрезвычайной сложностью. Прежде всего это связано с тем, что украинские земли находились под властью иностранных госуд арств (Великого княжества Литовского, Польши, Молдавского княжества).

Церковная жизнь в XVI- XVII в. находилось, с одной стороны, под влиянием реформирования и контр реформацийних движений, а с другой определялось процессами, которые были связаны с процессом перехода украинских земель под власть католической Польши. Брестская церковная уния, которая должна стать толчком к выходу православной церкви из кризиса, привела к расколу в украинском обществе. Католическая и новообразованная греко-католическая церкви использовались поляками для подавления национально-освободительного движен ия, способствовали усилению наступления на права православной церкви, процесса окатоличивания украинского населения, национальном угнетению. В последнюю четверть 16 ст. значительную роль в религиозной жизни начали отыгрывать братства. Конец 16- начало 17 веков можно назвать периодом глубокого кризиса и упадка православной церкви в Украине, который был обусловлен объединением ВКЛ и Польского королевства по Люблинской унии

 

Украинское православие под властью Московской патриархии.

 

Положение Украинской православной церкви изменилось после 1654 года, когда Украина объявила о своем переходе под власть Московского государства. Московскую патриархию не устраивало существование независимой Киевской митрополии. Постоянное давление Москвы («Третьего Рима», которым себя считала) на Константинополь по поводу украинской церкви закончился тем, что 1685 избран киевским митрополитом Гедеон-Святополк Четвертинский присягнул на верность московскому патриарху.

Попытки украинизации и автокефалии православной церкви на Украине

Попытки некоторой украинизации церковной жизни (совершения ряда Богослужений по-украински или и по-церковнославянски, но с украинским произношением, использования местных обычаев и т.п.), предпринимавшиеся немногими приходскими священниками, были достаточно редки. Весьма робко в то время поднимался и вопрос о языке преподавания в духовных учебных заведениях. Некоторое обострение проблемы произошло во время первой русской революции, но по мере того, как последняя шла на спад, на второй план отходил и этот вопрос.

Другим аспектом борьбы за более широкое применения украинского языка стала проблема перевода на него Священного Писания. Главным аргументом противников было то, что "существование отдельной малорусской литературы приведёт к ослаблению связи Малороссии с Россией"

В конце концов, в 1906 г. Евангелие на украинском языке всё же увидело свет в России. Тем самым, была доказана не только его "развитость", но и возможность употребления в церкви, что вскоре получило неожиданное продолжение.

К середине 1917 года на Украине складывается течение, выступавшее за автокефалию Церкви и её украинизацию.

Подчёркивалось, что при культурно-национальной автономии Украины Церковь тоже должна быть автономной, а при автономии политической – автокефальной.

1917 года Центральная Рада издала Третий Универсал, в котором "во имя спасения всей России" Украина объявлялась "Украинской Народной Республикой"

Движение за автокефалию не отставало от времени: на Третьем войсковом съезде (октябрь - ноябрь) была провозглашена автокефалия украинской Церкви и необходимость её украинизации, и создан организационный комитет из 30 человек для решения этих вопросов.

В 1919 году автокефалию Украинской православной церкви провозгласила Директория Украинской Народной Республики во главе с Симоном Петлюрой. 5 мая 1920 года группа священников РПЦ и активистов украинского националистического движения провозгласили на Украине автокефальную (самостоятельную) украинскую православную церковь.

В Российской Церкви на Соборе в 1923 году было признано автокефалию Церкви в УССР. В 1930 году, ввиду новых политических реалий, УАПЦ приняла решение о самороспуске.

После восстановления на Украине советской власти в 1944 году, УАПЦ была запрещена, многие её иерархи арестованы и осуждены.

Прихожанами УАПЦ после войны были исключительно украинские эмигранты, в основном выходцы с Западной Украины.

 

Современное распределение религий в украине

Историко-географический фактор заключается в различных условиях развития религии в отдельных частях Украины в прошлом. Левобережье Украины в предыдущие столетия Украинская Православная Церковь (УПЦ!!) подверглась интенсивной русификации. В то же время на западной Волыни существовало украинское православие, потом — греко-католицизм, далее — русское православие, украинская автокефалия и т. д. Очевидно, это наложило свой отпечаток на особенности современной религиозной жизни.

Этнический фактор проявляется в том, что размещение этнических и национальных меньшинств существенно влияет на территориальную организацию отдельных конфессий в пределах Украины.

На территории Украины можно выделить четыре религиозных региона: Западный, Центральный, Восточный и Южный.

Запад является регионом наиболее интенсивной религиозной жизни, зона греко-католической унии и католической религии. Самые крупные центры религиозной жизни в Западном регионе—Почаев (Почаевская лавра), Львов (Собор Святого Юра, Успенская церковь), Гошев (Гошевский монастырь), Крехов (около Львова) и др.

Во Львове действуют греко-католическая духовная академия и православная семинария.

В Центральном имеются благоприятные условия для быстрого возрождения украинской церкви. Это прежде всего близость к главному центру современной религиозной жизни и деятельности Украины — ее столице Киеву, где находятся управленческие органы большинства церквей, главная святыня Украины — Софиевский Собор, Киево-Печерская лавра с ее давними традициями, духовные семинарии и др.

Восточный регион явл. наиболее религиозно запущенным. Сильно повлияла на этот процесс индустриализация и урбанизация, население насильственно атеизи-ровалось. Теперь здесь наибольшим влиянием пользуется Русская Православная Церковь и Укр. Правосл. Церьковь—Московского Патриарха.

В состав Южного региона входят четыре области (Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская) и Республика Крым. В нем отсутствуют давние религиозные традиции, хотя исторически христианство впервые пришло в Украину именно сюда — в Крым. Здесь даже при большевистском режиме готовили священнослужителей (Одесская духовная семинария). В регионе преобладает Укр. Правосл. Церьковь—Московского Патриарха. Начинает возрождаться мусульманство в Крыму. Распространены протестантские церкви, в том числе Немецкая Евангели-стско-Лютеранская Церковь, старообрядничество. Самыми большими центрами религиозно-культурной жизни стали: Одесса, Старый Крым, о. Хортица и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...