Государственная поддержка предпринимательства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ и оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (статья 2 Гражданского кодекса). Предпринимательство как особая форма эк-ой активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется государственной поддержкой. Базовым законом поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ – ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В соответствии с ФЗ № 209, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Основными целями государственной политики в области развития МСП в РФ являются: 1) развитие, а также обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 2) обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП; 3) оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на отечественный рынок и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов МСП; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП; 8) увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов. По данным министерства, в стране зарегистрировано менее 17,5 тыс. средних предприятий, микро-, ИП и малых предприятий зарегистрировано более 5,5 млн. Обстоятельства, которые в наибольшей степени определяют сложившееся состояние и перспективы развития малого прд-ва в регионах: уровень соц-экономического развития региона, законодательство, регул-ее предприним.дея-ть, политика федерального центра в отношении малого пред-ва, деятельность контролирующих и проверяющих организаций, уровень налогообложения, дея-ть структур поддержки предпринимательства, работа ассоц. и объедин.предп-ей. Формы гос-ого воздействия на предпринимательскую деятельность: поддержка, регулирование, стимулирование. Методы государственного регулирования предпр-ва: 1)административные 2)правовые 3) экономические. Государственная поддержка предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: 1. Финансовая поддержка (формирование гос программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.) 2. Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.) 3. Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.) 4. Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.) Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки.
В целях развития гос-ой политики в области развития МСП закон предусматривает следующие меры правового регулирования субъектов МСП (льготы): специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; 2) упрощенные способы ведения бух. учета и составления отчетности; 3) упрощенный порядок составления статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное гос и муниципальное имущество; 5) формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении гос. контроля (надзора); 7) меры финансовой поддержки; 8) меры для развития инфраструктуры Минэкономразвития предлагает два инструмента поддержки среднего предпринимательства. Во-первых, софинансирование расходов на модернизацию производства. Для этого будут выделяться субсидии до 10 млн рублей на закупку оборудования или технологий, а также на расширение производственных помещений, которые составляют до 30% от стоимости проекта. Во-вторых, субсидирование процентной ставки по кредитам субъектов МСП, направленным на модернизацию производства. Для сведения: Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. 1. Средняя численность работников – 3 вида субъектов: - средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек; - малые предприятия - до 100 человек; в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.
2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные Пр-вом РФ для каждой категории субъектов.
В силу того, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет региональный (местный) аспект, программа поддержки предпринимательства должна осуществляться в первую очередь субъектом РФ. Для обеспечения устойчивого развития МСП рекомендуется формировать мероприятия по следующим направлениям: 1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; 2. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования; 3. Обеспечение доступа к муниципальному имуществу; 4. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 6. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; 7. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства. 68. Характеристика трёх основных стадий прогнозного исследования, роль, назначение и специфика исследования на каждой стадии. Процесс разработки прогноза включает несколько этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Механизм разработки прогнозов может быть различен в зависимости от природы объекта прогнозирования, определяется целями и задачами исследования, а также имеющимися возможностями (матер-ыми, технич-ими, врем-ми, методич-ими и др.) исследователя. Типовая методика прогнозирования содержит этапы: – методологический - определение научной или практической проблемы, для решения которой проводится исследование, и ее места в системе исследований по данной проблематике; формулировка общей цели и необходимых для ее достижения конкретных задач исследования;
– методический – выделение критериев требований к использованию методов измерения; упорядочение методических средств и процедур в соответствии с поставленными задачами; определение общего логического плана исследования; – организационный – осуществление совместной деятельности членов исследования экспертной группы в целях рационального распределения труда и контроля. Нормативные требования к разработке программы исследования: – нацеленность логического анализа на конечные результаты исследования и их практическую реализацию; – использование опыта проведенных исследований, имеющейся информации, фактического материала, относящихся к разрабатываемой проблеме; – обоснование всех элементов и процедур исследования, их целостности и концептуального единства; – гибкость положений, допускающая возможность их анализа, уточнения и конкретизации на последующих этапах. Методика прогнозирования содержит ряд этапов. Характеристика этапов: 1. Прогнозная ориентация. Данная стадия предполагает разработку программы прогнозного исследования, содержащего ряд структурных элементов (объект, предмет прогнозирования, цели и задачи (поисковые или нормативные) исследования, тип исследования, гипотезы – предположения относительно того, как будет развиваться явление или процесс, время упреждения (период действия прогноза), источники прогнозной информации, методы и техника ее сбора и обработки, методика определения точности полученного прогноза). 2. Сбор прогнозной информации о прошлом и настоящем объекта (этапы ретроспекции и диагноза). Исследуется история развития объекта прогнозирования, формируется информационный массив; собирается информация о прошлом и настоящем состоянии объекта, его структурных элементах, оценивается их важность и взаимные связи, данные о прогнозном фоне – факторах и условиях, влияющих на развитие и функционирование объекта в прошлом и настоящем, выделяется система количественных и качественных показателей, описывающих изучаемый объект. 3. Описание исходной модели прогнозируемого явления. На этом этапе осуществляется систематизированное описание исследуемого объекта с целью определения тенденций его развития, закономерностей функционирования. Выбирается система отображения, тип модели, форма представления прогнозируемого явления (словесная, графическая, математическая и т. д.). Устанавливается степень соответствия полученной модели оригиналу.
4. Прогнозная проекция. Осуществляется проекция исходной модели в будущее с учетом наблюдаемой тенденции развития и закономерностей функционирования объекта, а также действующих или потенциальных факторов прогнозного фона. Проводится расчет прогнозируемых параметров на заданном периоде упреждения. В зависимости от цели прогнозирования этап построения прогноза может включать в себя ряд подэтапов. Исходя из установленных закономерностей в развитии прогнозного явления, осуществляется построение динамических рядов показателей методом экстраполяции. Возможно обобщение имеющегося материала в виде прогнозных сценариев. В случае поискового прогноза – построение серии гипотетических поисковых моделей прогнозируемого объекта методом поискового анализа, расчет максимальных и минимальных значений его параметров, определение вероятности данных значений с учетом изменения прогнозного фона, расчет средних ошибок прогнозирования. В случае нормативного прогноза – построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта с заданными заранее прогнозными характеристиками, нормами, идеалами, целями методом нормативного анализа, расчет значений объекта, не ограниченных рамками прогнозного фона и ограниченных, выбор оптимального варианта. 5. Верификация прогнозного результата. Данный этап предполагает оценку достоверности, точности, обоснованности прогнозного результата. Выявляются теоретические и эмпирические критерии достоверности, устанавливается степень соответствия этих критериев прогнозному результату. Способы относительной верификации различны: проведение повторных исследований, использование одновременно различных методик получения прогнозного результата, опрос экспертов и т. д. 6. Выработка рекомендаций для принятия решений в сфере управления на основе полученных прогнозов. На этом этапе исследователь вырабатывает рекомендации относительно возможных или желательных управленческих действий. В целях избежания ошибок (связанных с объективными и субъективными факторами) на заключительном этапе прогнозного исследования возможно обсуждение результата прогнозирования и рекомендаций экспертами. Научный анализ экономических, социальных и научно-технических процессов и тенденций осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Ретроспекция (исследование истории развития объекта) - этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования. Диагноз (анализ объекта) – это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования. Проспекция (разработка прогнозов развития объекта) представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. Аналитическая работа состоит и в выявлении тенденций экономического развития факторов, влияющих на изменение объекта. Научный анализ позволяет установить те факторы, активное воздействие на которые приводит к изменению существующих тенденций и сложившейся обстановки.
69. Государственное и муниципальное планирование и прогнозирование, документальное выражение составляющих их элементов. Выделяется государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития эк-ки или ее отдельных частей. Сферы правового регулирования, в рамках которых регламентируются государственное и муниципальное прогнозирование: прогнозирование, планирование и программирование соц-экономического развития; бюджетное планирование и прогнозирование; пространственное, территориальное, градостроительное планирование; программно-целевое управление, государственное стратегическое планирование; мониторинг и учет соц-экономического развития. Прогнозирование, планирование и программирование соц-экономического развития. Базовом федеральным законом, регламентирующим непосредственно государственное прогнозирование явл-ся ФЗ от 20.07.95г. №115-ФЗ «О госуд-ом прогнозировании и программах соц-экономического развития РФ», определяющий цели и содержание системы гос. прогнозов соц.-эк-го развития РФ и программ соц.-эк-го развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Прогнозирование соц-экономического развития – дея-ть по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах соц-экономического развития, определению параметров соц-эконом. развития, достиж.которых обеспечивает реализацию целей и приоритетов соц-экономического развития. Концепция – система представлений о стратегических целях и приоритетах соц-экономической политики гос-ва, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Программа – комплексная система целевых ориентиров соц-экономического развития РФ и планируемых гос-ом эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Разработка гос-ых прогнозов соц-экономического развития обеспечивается федеральным Правительством на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, в нескольких вариантах по РФ, по народ-хозяйственному комплексу и отраслям экономики. Прогноз на долгосрочную перспективу разпаб. раз раз в пять лет на десятилетний период. Является основой концепции на долгосрочную перспективу. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет, ежегодно корректируется. Является основанием разработки программы соц.-эк-го развития на среднесрочную перспективу, где определяются: оценка итогов за предыдущий период, концепция программы соц.-эк-го развития на среднесроч.перспективу, макроэкономическая политика и т.д.). Прогноз на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Устанавливаются взаимосвязи краткосрочного прогнозирования и бюджетного процесса, действуют в границах соответствия БК. Бюджетное планирование и прогнозирование Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. №145 является законодательным актом, ориентированным на периферийный процессы, но при этом прямо устанавливающим нормы госуд-ого прогнозирования. Прогноз соц.-эк-го развития его основные показатели имеют прямое финансовое значение для многих субъектов хоз-ой деятельности и, в первую очередь, для органов государственного и муниципального уп-я. Бюджетные правоотношения – отношения, возникающие в процессе – формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и госуд.внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования гос.и мун.долга. Проект бюджета основывается на: бюджетном послании Президента, прогнозе соц.-эк-го развития на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики, долгосрочных и ведомственных целевых программах, адресных инвестиционных программах. Прогноз соц.-эк-го развития РФ, субъекта РФ, мун-ого района (округа) разрабатывается на период не менее 3 лет. Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (мо) – документ, содержащий основные параметры бюджета, разрабатывается и утверждается ежегодно. Содержит параметры: прогнозируемый объем доходов и расходов бюджета, объемы бюджетных ассигнований, распределение между муниципальными обр. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и т.д. Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза соц.-эк-го развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона о бюджета в законодательный (представит.) орган законод-ва о налогах и сборах и бюджетного закон-ва РФ, субъекта РФ, муниципальных нормативных правовых актов. Программно-целевое управление – деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития, приоритетов соц-экономической политики, а также формирование комплексов мероприятий с указанием источников их финансирования, направленных на достижение целей. ДЦП, реализуемая (ые) за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно исполнительными органами федерации, субъекта федерации, мо. В федеральном бюджете субъекта, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных ЦП. При разработке и реализации ФЦП предусматривается: решение приоритетных соц.-эк-их, научно-тех. И др.важных задач, согласование ресурсов, комплексность и экономическая безопасность, достижение результата. Структура программы: характеристика проблемы, основные цели,задачи,перечень мероприятий, обоснование ресурсного обеспечения, механизм реализации, оценка. Государственное стратегическое планирование – дея-ть ОГВ и иных учстников процесса государственного стратег.планирования по прогнозированию соц-эконом.развития, программно-целевому планир. и стратег. контролю, направлен. на повышение уровня соц-экономического развития РФ.. Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ» от 12.05.09г. №536, Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ» от 12.05.09г. №537. Проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» (принят в Iчтении). Закон(проект) регулирует отношения, возникающие между участниками госуд-ого стратегического планирования в процессе прогнозирования соц-экономического развития РФ, программно-целевого планирования и стратегического контроля, а также при составлении и рассмотрении проектов документов гос-ого стратегического планирования, утверждении документов гос. стратегического планирования. Мониторинг и учет соц-эконом. развития. примеры (общероссийский классификатор видов эконом. дея-ти, классиф. форм собственности, организац-правовых форм и т.д.). Результаты гос-го прогнозирования соц.-эк-го развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решении в области соц.-эк-ой политики гос-ва.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|