Глава 5. Характеристика деятельности
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДИНАМИКИ БОЯ ПОЛКА Бой — это организованная вооруженная борьба подразделений, частей и соединений воюющих сторон в целях достижения победы над противником. В вооруженном столкновении каждая из сторон преследует крайне решительные цели — физически уничтожить неприятеля или сломить его волю к сопротивлению. Для достижения этих целей используются самые современные боевая техника, оружие, боеприпасы, средства управления и связи, наиболее эффективные способы боевого применения войск. Однако военная наука, реальная история войн и военного искусства учат: какие системы оружия и техника не использовались бы в современном бою, решающая роль в достижении победы над противником принадлежит человеку. Все остальное призвано лишь расширить и увеличить естественные человеческие возможности, характеристики его органов и систем. Сегодня уже предельно ясно, что бой — это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но, прежде всего, это — ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребностям современного боя, в определяющей степени будет зависеть ее победа или поражение. Все это делает актуальной и практически значимой деятельность командиров, штабов, органов воспитательной работы, психологов и других должностных лиц по психологическому обеспечению боевых действий, направленную на всестороннюю психологическую подготовку военнослужащих к активным и самоотверженным боевым действиям, психологическую помощь им в преодолении боевых стресс-факторов и последствий их воздействия.
Для технологизации процесса реализации задач психологического обеспечения их целесообразно объединить в три группы или три технологических этапа, соответствующих этапам боевой деятельности (подготовка к боевым действиям, ведение боя, окончание боевых действий): 1) психологическая подготовка; 2) психологическое сопровождение боевых действий войск; 3) социально-психологическая реадаптация участников боевых событий. : Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению,,. Это даст возможность понимать психологическую работу в боевой обстановке в виде сквозного психологического обеспечения боевых динамичных действий военнослужащих, осуществляемого в целях создания, сохранения и коррекции их психологического ресурса, необходимого для успешного решения боевых задач, физического выживания и сохранения психического здоровья в боевых условиях. 5.1. Психологическая подготовка боевых действий и формирование волевых качеств у военнослужащих1 В соответствии с системным пониманием объекта психологического обеспечения («военнослужащей в деятельности в конкретной среде»), по нашему мнению, необходимо говорить не о психологической подготовке военнослужащих, а о психологической подготовке боевых действий. Психологическая подготовка боевых действий представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы, а также психологических условий, обеспечивающих безусловное выполнение конкретных боевых задач.
Еще Г. Е. Шумков говорил о том, что «Помимо необходимости технической подготовки, считаю также необходимой подготовку психологическую». Воины должны до войны глубоко осознать, что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками, а настойчивым измором врага», «...нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порой в крови»; «...для того, чтобы победить в <...> кровавой битве, одного "желания", "пыла", дозы самоуверенности, "желания быть героем" и даже "умереть" в настоящее время мало. Прдобной "психологической подготовки" недостаточно, чтобы воображение, нервы и сердце бойцов оказались в состоянии выдержать внушительные впечатления жестокой обстановки современного боя» [192, с. 76]. «...предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно и рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100]. Он также подчеркивал, что подготовить бойца к войне — не значит научить только искусно убивать противника, но, главным образом, научить владеть собой в боевой обстановке. Эти взгляды составляют методологическую базу психологической подготовки. Сущность психологической подготовки проявляется в заблаговременном создании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, Подраздел написан совместно с А. В. Белоусовым. 228 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов. Психологическая подготовка осуществляется на этапе организации готовности военнослужащих, воинских частей и'соединеиий к боевым действиям.
Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую. Основаниями для выделения этих видов психологической подготовки являются ее целевые установки и степень охвата ею личного состава. 1. Общая психологическая подготовка к современной войне достигается путем формирования у военнослужащих патриотизма, негативных установок по отношению к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активности, готовности к самопожертвованию, т. е. определенной мотивации, целеустремленности, направленности, а также интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других качеств, необходимых для эффективного решения задач воинской деятельности. Она также предполагает формирование в обществе общественного мнения, продуцирующего широкие социальные мотивы участия в боевых действиях, а также подавление пропагандистских акций противника и его агентов влияния. Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужащих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д. Важной ее задачей является сплочение, слаживание, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, превращение их в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельности и предупреждения психотравматизации военнослужащих. Практика показывает, что в переходном периоде от мира к войне эффективными методами формирования соответствующих военному времени мировосприятия и самосознания являются: разъяснение военнослужащим военной опасности, причин ее возникновения и источников (виновников); создание образа врага в виде сильного, хитрого, коварного, неумолимого, жестокого, крайне опасного противника; разъяснение возможных последствий развязывания противником военной агрессии, необходимости мобилизации всех имеющихся усилий для отпора врагу, повышения бдительности и личной ответственности за быстрое и качественное овладение боевой специальностью; апелляция к историческому опыту, героическому прошлому страны и ее Вооруженных сил; доведение до личного состава законов военного времени, правил ведения войны, обращения с военнопленными, ранеными и гражданским населением; воспитание у воинов уверенности в достижении победы над врагом и др.
Важное значение имеет адаптация военнослужащих к системе связей и отношений военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Каждый Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 229 прибывший в часть офицер, прапорщик, сержант и солдат должен с первых дней понять, что дисциплина и субординация составляют фундамент управления войсками, является важным элементом соотношения сил сторон. Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым действиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психической деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого сглаживания подразделений и частей должны столь лее полно задействовать психику военнослужащих как и боевые условия. Целесообразно с первых дней службы приучать личный состав следующему: • к походно-полевому быту, как молено более полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию); • к напряженному, «рваному» режиму жизнедеятельности (подъем по тревоге, чередование активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращение времени на сон и отдых, создание дополнительных сложностей и препятствий и др.); • к присутствию постоянной опасности (имитация действий разведывательно-диверсионных групп противника, распространение слухов об успешных диверсиях противника в тылу наших войск, демонстрация роковых последствий безалаберности отдельных военнослужащих и подразделений и т. п.). Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощущениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезным в этом отношении может быть проведение занятий с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых кадетов, зараженных участков местности и др. Учебное иоле, па котором осуществляется боевая и психологическая подготовка войск, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно быть более зловещим, чем поле боя. В ходе занятий необходимо создавать ситуации, которые во время войны вызывают растерянность, панику, психические срывы (нарушение связи, создание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности). Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять то, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакциях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать отрицательные психические состояния, осуществлять экстренную эмоционалыю-волевую самомобилизацию, оказывать элементарную психологическую помощь товарищам.
Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, привычность визуальных, аудиальных, кинестетических стимулов боевой обстановки, способность управлять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называется психологической устойчивостью. А в совокупности с соответствующим эмоционально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффек- 230 ______________________ Раздел 11. Психологическая работа входе ведения боевых действий тивно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою. Психологическая готовность указывает на то, что военнослужащий принял роль активного вооруженного защитника своей страны и адаптировался (приспособился) к реальным условиям ее реализации. 2. Специальная психологическая подготовка осуществляется в целях достиже В различных обстоятельствах боевой обстановки роль тех или иных специальностей будет разной. В одном случае успех боя будут определять снайпера (бой в городе, в горах), гранатометчики (бой в населенном пункте, в укрепрайонах, против танковых подразделений противника), в другом — саперы (при действиях на заминированной местности), в третьем — специалисты химической службы и т. д. Но всегда высока роль разведчиков, операторов-наводчиков, противотанкис-тов, операторов ПВО и др. Анализ деятельности специалистов позволяет выявить те параметры психологических процессов, состояний и свойств, при которых их деятельность наиболее эффективна. В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики и др. достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве и времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др. Конечно, войсковой разведчик высокого класса должен метко стрелять, владеть приемами рукопашного боя, быть хорошо физически подготовленным и т. п. Однако все перечисленные качества лишь обеспечивают, обслуживают его способность выявлять объекты противника, запоминать факты, анализировать события, т. е. глаза, уши, нос и др. Технологии развития этих качеств должны разрабатываться и апробироваться в мирных условиях, подробно описываться, насыщаться методическим сопровождением и применяться в период отмобилизования и приведения частей в боевую готовность, реализовываться в процессе подготовки к выполнению конкретных боевых задач. У военнослужащих развиваются такие важные качества, как профессиональное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, профессиональное мышление и другие, а также способность противостоять характерным для конкретной деятельности стрессорам. 3. Целевая психологическая подготовка направлена на формирование у воен Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 23^ Иногда, используя основание времени, также выделяют предварительную и непосредственную психологическую подготовку. Соотношение перечисленных видов психологической подготовки представлено в табл. 2.5. Таблица 2.5 Соотношение видов психологической подготовки
Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности. Для этого условия предстоящей деятельности должны быть описаны с использованием психологических терминов, т. е. оценены с точки зрения их возможного влияния на психику человека. При этом детальному анализу подвергаются социально-психологические, боевые и эргономические факторы. При изучении социально-психологических факторов внимание командиров, офицеров воспитательных органов, психологов обращается на то, как отражены в сознании военнослужащих такие общественные явления, как: отношение к войне значимых для них социальные групп, степень популярности войны в сознании масс; понятность и приемлемость для ее участников официально сформулированных целей войны, достигаемых в ней социально-политических, экономических, национальных, религиозных и других интересов; степень психологической и реальной включенности различных социальных групп в войну; характер отношения общества к воюющей армии, наличие антиармейских настроений и акций; сформироваиность в общественном сознании «образа врага»; успешность развития боевых событий; авторитетность лиц, осуществляющих руководство боевыми действиями войск; групповая совместимость и сплоченность воинских подразделений и др. Анализ специфики боевых факторов предполагает выяснение: конкретных источников и видов опасности для жизни военнослужащих; степени интенсивности предстоящих боевых действий; достаточности информации и времени для решения боевой задачи; наличия в составе сил противника иррегулярных формирований; возможных физических и психологических потерь своих войск; возможностей противника по осуществлению информационно-психологических акций и др. Эргономические факторы связаны с характеристиками среды и технологических условий осуществления боевой деятельности. К ним относятся: природно-геогра-фические и погодно-климатические условия боевой обстановки; физико-химические условия среды обитания: температура воздуха, наличие в нем вредных примесей и процентное содержание кислорода, уровень шума, вибраций, атмосферного 232 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий жащих и естественных биоритмов жизнедеятельности человека; возможность целесообразного чередования деятельности, отдыха, сна, своевременного питания; степень отрыва военнослужащих от основных сил, их изоляция, закрытость пространства и др. Из сказанного видно, что не может быть психологической подготовки «вообще», своеобразие перечисленных факторов требует соответствующей коррекции программ подготовки личного состава. Результатом целевой подготовки должна явиться максимальная мобилизованность психических и психофизиологических возможностей человека и их сосредоточение на достижении цели боевой деятельности, включение регуляторов поведения из подсознательного слоя психики человека и синергетических эффектов группы. Таким образом, психологически подготовить боевые действия, значит: а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у военнослужащих б) непосредственно перед выполнением конкретной боевой задачи сформи в) распределить людей таким образом, чтобы воинский коллектив сам высту г) сформировать общественное мнение, благоприятствующее выполнению кон д) подавить волю противника к сопротивлению и т. д. Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям: 1) психологическое просвещение; 2) занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие необходимых психологических качеств и состояний; 3) специальные формы: психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и др. Психологическое просвещение как форма психологической работы представляет собой систематическое и организованное распространение среди военнослужащих психологической информации с целью формирования у них понимания закономерностей функционирования человеческой психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знания путей и способов управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам. Глава 5, Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 233 Практика показывает, что, зачастую, простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей но принципу «предупрежден — защищен». На этот факт еще в начале нашего века указывал известный военный психолог Г. Е. Шумков. Он считал, что «...предварительное ознакомление воинов с реальными событиями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а, следовательно, vi рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100]. Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности. Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательными органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были направлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о методах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи, приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и др. Во многих частях и подразделениях сложилась стройная и действенная система информирования военнослужащих. Заслуживает внимания опыт работы командования вооруженных сил США. Большая разъяснительная работа была проведена им с личным составом американского контингента в зоне Персидского залива при подготовке операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффективного выживания в пустыне, другие информационные материалы, отражающие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке. Практика показывает, что психологическая информация может доводиться в устной (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать) формах, путем просмотра и обсуждения кинофильмов и др. Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уровню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего. Занятия по предметам боевой подготовки ориентированы на развитие необходимых психических качеств и состояний. В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой обстановке и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях. 234 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке. Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как решительность, стойкость, самообладание, мужество. Важным условием психологической подготовки является то, что она должна осуществляться в природно-географических, по-годно-климатических, социально-политических и эргономических условиях, сходных с условиями предстоящей деятельности. Моделирование угнетающих психику факторов современного боя, как показывает отечественный и зарубежный опыт, может также осуществляться с помощью комплексных систем имитации обстановки боя: • компьютерных тренажеров управления боевыми действиями подразделений; • лазерных имитаторов стрельбы; • компьютерных тренажеров для подготовки боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности; • средств имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитаторы ядерных взрывов, учебные рецептуры ОВ, имитаторы радиоактивного заражения, учебная радиоактивная пыль, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля); • средств имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушенные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, паникеров и др.); • средств, применяемых в реальном бою (проволочные заграждения и малозаметные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колейные мосты) и др. К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, относят идеомоторную тренировку и созданные на ее основе ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную тренировку, настрои. В эту же группу, по всей видимости, следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др. Таким образом, в процессе психологической подготовки военнослужащий должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой об- Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _________ 235 становки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Социальная и боевая и эргономическая среды предстоящей боевой деятельности должны стать привычными, комфортными, способствующими эффективному решению конкретных боевых задач. 5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая помощь в боевой обстановке 1 Психологическое сопровождение боевых действий состоит в непрерывном отслежива- нии динамики психологической обстановки (морально-психологического состояния своих войск и противодействующих им сил, влияния на состояние морального духа сторон склады- вающейся социальной обстановки, боевых и эргономических условий) в зоне боевых дей- ствий, прогнозировании и оценке усталости и психологических потерь среди личного соста- ва, оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих ситуаций, целенаправленном управлении мотивацией, психическими состояниями людей и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях, их защите от психо- логических акций противника. Психологическое сопровождение осуществляется на этапе ведения полком боевых действий. Усилия командиров, штабов, воспитательных органов и военных психологов в этот период направляются также на коррекцию внешней социальной среды в целях создания благоприятных психологических условий для осуществления воинской деятельности. Особое внимание уделяется организации эффективного психологического противоборства с противником, направленного на прогнозирование, профилактику, срыв организованного отрицательного воздействия на психику военнослужащих, локализацию и ликвидацию дезорганизационных явлений в подразделениях и частях, а также на деморализацию войск противника, осуществление пропагандистских и психологических акций среди лояльно, нейтрально и враждебно настроенного населения в районе выполнения задач. Психологическое сопровождение предполагает также всемерное укрепление психологического единства военнослужащих, выполняющих задачи воинской деятельности со своим народом. Оно преследует цель поддерживать жизненный тонус воинов, их душевный комфорт на уровне повседневных армейских будней, чтобы они не чувствовали себя изолированными, забытыми. Важнейшим элементом психологического сопровождения боевых действий войск является психологическая помощь (самопомощь), представляющая собой комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение их психического здоровья и боеспособности. Психологическая помощь включает два компонента, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий: а) психологическую поддержку; б) психологическую реабилитацию. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий 1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя. Она в профилактическом плане (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций. Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накопленный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные способы и средства психологической поддержки: • коммуникативные; • организационные; • медикаментозные; • аутогенные (по мотивам: Захарик С. В., 1989). К коммуникативным способам относятся: вербальные — доведение до военнослужащих мобилизующей информации; убеждение по типу: «Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой»; внушение по типу: «Ты справишься с этим!»; подкрепление по типу: «Молодец!», «Орел!», «Герой!»; психологическое заражение настроением по типу: «Мужики мы или нет?»; шутки, приказы, угрозы и др.; визуальные — контакт глазами, одобряющая пантомимика и др.; тактильные — прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание» и др.; эмоциональные — нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка и др.; деятельностные — личный пример активных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и др. Организационные способы: вывод военнослужащего в безопасное место; ликвидация или блокирование источников травматизации; предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации; твердое управление действиями подчиненных; постановка четких задач на продолжение боевых действий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!» или «Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!»; организация целесообразного чередования напряженной деятельности, отдыха, сна, своевременного приема пищи и т. п. Фармакологические способы состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект. Опыт боевых событий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в следующих целях: • повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (препараты группы психостимуляторов); • снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); • ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др. Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 237 Проверенным средством регуляции психической деятельности в обстановке действия психотравмирующих факторов являюся поливитамины «Аснитин», «Аэровит», «Гексавит», «Декамивит», «Ревит», «Рибовит», а также психотропные травы: валериана, пустырник, синюха голубая, пион уклоняющийся, мелисса, душица обыкновенная, хмель обыкновенный, вахта трехлистная, фиалка трехцветная, полынь обыкновенная, мята перечная. Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционпые комплексы (аутогенная тренировка; самогипноз; медитация; нервно-мышечная релаксация и др.). 2. Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизиологических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму. Психологическая реабилитация проводится в тесном единстве с медицинской, профессиональной, социальной реабилитацией и нацеливается на восстановление психического здоровья военнослужащих. В зависимости от глубины психических расстройств военнослужащих, она может осуществляться как непосредственно в боевой обстановке, так и в стационарных медицинских учреждениях страны. Основными задачами психологической реабилитации являются: • выявление и диагностика псих
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|