Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Характеристика деятельности




ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ

ЭТАПОВ ДИНАМИКИ БОЯ ПОЛКА

Бой — это организованная вооруженная борьба подразделений, частей и соединений вою­ющих сторон в целях достижения победы над противником.

В вооруженном столкновении каждая из сторон преследует крайне решительные цели — физически уничтожить неприятеля или сломить его волю к сопротивле­нию. Для достижения этих целей используются самые современные боевая тех­ника, оружие, боеприпасы, средства управления и связи, наиболее эффективные способы боевого применения войск.

Однако военная наука, реальная история войн и военного искусства учат: какие системы оружия и техника не использовались бы в современном бою, решающая роль в достижении победы над противником принадлежит человеку. Все остальное призвано лишь расширить и увеличить естественные человеческие возможности, характеристики его органов и систем.

Сегодня уже предельно ясно, что бой — это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но, прежде всего, это — ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых лич­ными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами лю­дей. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребно­стям современного боя, в определяющей степени будет зависеть ее победа или поражение. Все это делает актуальной и практически значимой деятельность ко­мандиров, штабов, органов воспитательной работы, психологов и других должно­стных лиц по психологическому обеспечению боевых действий, направленную на всестороннюю психологическую подготовку военнослужащих к активным и самоотверженным боевым действиям, психологическую помощь им в преодоле­нии боевых стресс-факторов и последствий их воздействия.

Для технологизации процесса реализации задач психологического обеспече­ния их целесообразно объединить в три группы или три технологических этапа, соответствующих этапам боевой деятельности (подготовка к боевым действиям, ведение боя, окончание боевых действий):

1) психологическая подготовка;

2) психологическое сопровождение боевых действий войск;

3) социально-психологическая реадаптация участников боевых событий.

:


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению,,.



Это даст возможность понимать психологическую работу в боевой обстановке в виде сквозного психологического обеспечения боевых динамичных действий военнослужащих, осуществляемого в целях создания, сохранения и коррекции их психологического ресурса, необходимого для успешного решения боевых за­дач, физического выживания и сохранения психического здоровья в боевых ус­ловиях.

5.1. Психологическая подготовка боевых действий и формирование волевых качеств у военнослужащих1

В соответствии с системным пониманием объекта психологического обеспече­ния («военнослужащей в деятельности в конкретной среде»), по нашему мнению, необходимо говорить не о психологической подготовке военнослужащих, а о пси­хологической подготовке боевых действий.

Психологическая подготовка боевых действий представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы, а также психологических условий, обеспечивающих безусловное выполнение кон­кретных боевых задач.

Еще Г. Е. Шумков говорил о том, что «Помимо необходимости технической под­готовки, считаю также необходимой подготовку психологическую». Воины долж­ны до войны глубоко осознать, что современные войны выигрываются не ли­хими, самоуверенными наскоками, а настойчивым измором врага», «...нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порой в крови»; «...для того, чтобы победить в <...> кровавой битве, одного "же­лания", "пыла", дозы самоуверенности, "желания быть героем" и даже "умереть" в настоящее время мало. Прдобной "психологической подготовки" недоста­точно, чтобы воображение, нервы и сердце бойцов оказались в состоянии вы­держать внушительные впечатления жестокой обстановки современного боя» [192, с. 76]. «...предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно и рациональ­ная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100]. Он также подчеркивал, что подготовить бойца к войне — не значит научить только искусно убивать противника, но, глав­ным образом, научить владеть собой в боевой обстановке. Эти взгляды составля­ют методологическую базу психологической подготовки.

Сущность психологической подготовки проявляется в заблаговременном со­здании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психоло­гического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них,

Подраздел написан совместно с А. В. Белоусовым.


228 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке дей­ствия психотравмирующих факторов.

Психологическая подготовка осуществляется на этапе организации готовнос­ти военнослужащих, воинских частей и'соединеиий к боевым действиям.

Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую. Основаниями для выделения этих видов психологической подготовки являются ее целевые установки и степень охвата ею личного состава.

1. Общая психологическая подготовка к современной войне достигается путем формирования у военнослужащих патриотизма, негативных установок по отноше­нию к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активно­сти, готовности к самопожертвованию, т. е. определенной мотивации, целеустрем­ленности, направленности, а также интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других качеств, необходимых для эффективного решения задач воинской дея­тельности. Она также предполагает формирование в обществе общественного мнения, продуцирующего широкие социальные мотивы участия в боевых дей­ствиях, а также подавление пропагандистских акций противника и его агентов влияния.

Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужа­щих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психи­ческих состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремаль­ных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д.

Важной ее задачей является сплочение, слаживание, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, пре­вращение их в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельнос­ти и предупреждения психотравматизации военнослужащих.

Практика показывает, что в переходном периоде от мира к войне эффективны­ми методами формирования соответствующих военному времени мировос­приятия и самосознания являются: разъяснение военнослужащим военной опас­ности, причин ее возникновения и источников (виновников); создание образа врага в виде сильного, хитрого, коварного, неумолимого, жестокого, крайне опасного противника; разъяснение возможных последствий развязывания про­тивником военной агрессии, необходимости мобилизации всех имеющихся усилий для отпора врагу, повышения бдительности и личной ответственности за быстрое и качественное овладение боевой специальностью; апелляция к ис­торическому опыту, героическому прошлому страны и ее Вооруженных сил; доведение до личного состава законов военного времени, правил ведения вой­ны, обращения с военнопленными, ранеными и гражданским населением; вос­питание у воинов уверенности в достижении победы над врагом и др.

Важное значение имеет адаптация военнослужащих к системе связей и отно­шений военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Каждый


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 229

прибывший в часть офицер, прапорщик, сержант и солдат должен с первых дней понять, что дисциплина и субординация составляют фундамент управления вой­сками, является важным элементом соотношения сил сторон.

Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым дей­ствиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психи­ческой деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого сглаживания подразделений и частей дол­жны столь лее полно задействовать психику военнослужащих как и боевые усло­вия. Целесообразно с первых дней службы приучать личный состав следующему:

• к походно-полевому быту, как молено более полному самообслуживанию (на­чиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию);

• к напряженному, «рваному» режиму жизнедеятельности (подъем по трево­ге, чередование активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокра­щение времени на сон и отдых, создание дополнительных сложностей и пре­пятствий и др.);

• к присутствию постоянной опасности (имитация действий разведыватель­но-диверсионных групп противника, распространение слухов об успешных диверсиях противника в тылу наших войск, демонстрация роковых послед­ствий безалаберности отдельных военнослужащих и подразделений и т. п.).

Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощу­щениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезным в этом отношении может быть проведе­ние занятий с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых кадетов, зараженных участков местности и др. Учеб­ное иоле, па котором осуществляется боевая и психологическая подготовка войск, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно быть более зловещим, чем поле боя. В ходе занятий необходимо создавать ситуации, которые во время вой­ны вызывают растерянность, панику, психические срывы (нарушение связи, со­здание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности). Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять то, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакци­ях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать отрицательные психические состояния, осуществлять эк­стренную эмоционалыю-волевую самомобилизацию, оказывать элементарную психологическую помощь товарищам.

Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, привычность визуальных, аудиальных, кинестетических стимулов боевой обстановки, способность управ­лять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называ­ется психологической устойчивостью. А в совокупности с соответствующим эмоци­онально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффек-


230 ______________________ Раздел 11. Психологическая работа входе ведения боевых действий

тивно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою. Психологическая готовность указывает на то, что военнослужащий принял роль активного вооруженного защитника своей страны и адаптировался (приспособился) к реальным условиям ее реализации.

2. Специальная психологическая подготовка осуществляется в целях достиже­
ния требуемой дееспособности системы специальных знаний, навыков, умений,
привычек поведения в экстремальных ситуациях, обусловливающих эффектив­
ность боевой деятельности военнослужащих тех боевых специальностей, кото­
рые в значительной степени определяют боеспособность частей и подразделений.

В различных обстоятельствах боевой обстановки роль тех или иных специаль­ностей будет разной. В одном случае успех боя будут определять снайпера (бой в городе, в горах), гранатометчики (бой в населенном пункте, в укрепрайонах, про­тив танковых подразделений противника), в другом — саперы (при действиях на заминированной местности), в третьем — специалисты химической службы и т. д. Но всегда высока роль разведчиков, операторов-наводчиков, противотанкис-тов, операторов ПВО и др. Анализ деятельности специалистов позволяет выя­вить те параметры психологических процессов, состояний и свойств, при кото­рых их деятельность наиболее эффективна.

В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики и др. дос­тигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих ка­честв военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность вос­приятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве и времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др. Конечно, войс­ковой разведчик высокого класса должен метко стрелять, владеть приемами рукопашного боя, быть хорошо физически подготовленным и т. п. Однако все перечисленные качества лишь обеспечивают, обслуживают его способность выявлять объекты противника, запоминать факты, анализировать события, т. е. глаза, уши, нос и др. Технологии развития этих качеств должны разрабатывать­ся и апробироваться в мирных условиях, подробно описываться, насыщаться методическим сопровождением и применяться в период отмобилизования и приведения частей в боевую готовность, реализовываться в процессе подготов­ки к выполнению конкретных боевых задач.

У военнослужащих развиваются такие важные качества, как профессиональ­ное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, про­фессиональное мышление и другие, а также способность противостоять харак­терным для конкретной деятельности стрессорам.

3. Целевая психологическая подготовка направлена на формирование у воен­
нослужащих установок на решение конкретной боевой задачи, активизацию, на­
строй психики, выработку психологической готовности на ее безусловное и каче­
ственное решение. Немаловажным здесь является целесообразное распределение
и перераспределение личного состава по подразделениям, командам, боевым
группам с учетом требований боевой задачи к психологическим возможностям,
боевому опыту воинов и той функции, которую они выполняют в коллективе.


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 23^

Иногда, используя основание времени, также выделяют предварительную и не­посредственную психологическую подготовку. Соотношение перечисленных ви­дов психологической подготовки представлено в табл. 2.5.

Таблица 2.5 Соотношение видов психологической подготовки

 

 

№ п/п Вид психологической подготовки по целевой направленности и охвату личного состава Вид целевой подготовки по времени ее проведения
  Общая Предварительная
  Специальная
  Целевая Непосредственная

Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адап­тированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.

Для этого условия предстоящей деятельности должны быть описаны с исполь­зованием психологических терминов, т. е. оценены с точки зрения их возможного влияния на психику человека. При этом детальному анализу подвергаются соци­ально-психологические, боевые и эргономические факторы.

При изучении социально-психологических факторов внимание командиров, офицеров воспитательных органов, психологов обращается на то, как отражены в сознании военнослужащих такие общественные явления, как: отношение к войне значимых для них социальные групп, степень популярности войны в сознании масс; понятность и приемлемость для ее участников официально сформулиро­ванных целей войны, достигаемых в ней социально-политических, экономиче­ских, национальных, религиозных и других интересов; степень психологической и реальной включенности различных социальных групп в войну; характер отно­шения общества к воюющей армии, наличие антиармейских настроений и акций; сформироваиность в общественном сознании «образа врага»; успешность разви­тия боевых событий; авторитетность лиц, осуществляющих руководство боевы­ми действиями войск; групповая совместимость и сплоченность воинских под­разделений и др.

Анализ специфики боевых факторов предполагает выяснение: конкретных источников и видов опасности для жизни военнослужащих; степени интенсив­ности предстоящих боевых действий; достаточности информации и времени для решения боевой задачи; наличия в составе сил противника иррегулярных фор­мирований; возможных физических и психологических потерь своих войск; воз­можностей противника по осуществлению информационно-психологических акций и др.

Эргономические факторы связаны с характеристиками среды и технологических условий осуществления боевой деятельности. К ним относятся: природно-геогра-фические и погодно-климатические условия боевой обстановки; физико-химичес­кие условия среды обитания: температура воздуха, наличие в нем вредных приме­сей и процентное содержание кислорода, уровень шума, вибраций, атмосферного


232 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

жащих и естественных биоритмов жизнедеятельности человека; возможность це­лесообразного чередования деятельности, отдыха, сна, своевременного питания; степень отрыва военнослужащих от основных сил, их изоляция, закрытость про­странства и др.

Из сказанного видно, что не может быть психологической подготовки «вооб­ще», своеобразие перечисленных факторов требует соответствующей коррекции программ подготовки личного состава.

Результатом целевой подготовки должна явиться максимальная мобилизован­ность психических и психофизиологических возможностей человека и их сосре­доточение на достижении цели боевой деятельности, включение регуляторов по­ведения из подсознательного слоя психики человека и синергетических эффектов группы.

Таким образом, психологически подготовить боевые действия, значит:

а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у военнослужащих
психологическую подготовленность (устойчивость) — систему психологи­
ческих качеств (знаний, навыков, установок, умений, убеждений, мотивов,
личностных качеств), определяющих их потенциальную возможность пре­
одоления трудностей и успешно выполнять поставленную задачу;

б) непосредственно перед выполнением конкретной боевой задачи сформи­
ровать у воинов состояние психологической готовности — активности, на­
целенности, настроенности, мобилизованности психики воинов на преодо­
ление трудностей предстоящей боевой деятельности, адаптированности
к конкретным условиям боевых действий;

в) распределить людей таким образом, чтобы воинский коллектив сам высту­
пал своеобразным стимулятором боевой активности и «психотерапевтом»
для своих членов;

г) сформировать общественное мнение, благоприятствующее выполнению кон­
кретной боевой задачи и достижению целей военной кампании;

д) подавить волю противника к сопротивлению и т. д.

Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к бое­вым действиям:

1) психологическое просвещение;

2) занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие не­обходимых психологических качеств и состояний;

3) специальные формы: психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и др.

Психологическое просвещение как форма психологической работы пред­ставляет собой систематическое и организованное распространение среди воен­нослужащих психологической информации с целью формирования у них пони­мания закономерностей функционирования человеческой психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знания путей и способов управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам.


Глава 5, Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 233

Практика показывает, что, зачастую, простое знание тех психологических яв­лений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событи­ями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факто­ры выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей но принципу «предупрежден — защищен».

На этот факт еще в начале нашего века указывал известный военный психолог Г. Е. Шумков. Он считал, что «...предварительное ознакомление воинов с ре­альными событиями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психи­ческих переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а, сле­довательно, vi рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100].

Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужа­щих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятель­ности.

Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательны­ми органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были на­правлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о ме­тодах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи, приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и др. Во многих частях и подразделениях сложилась стройная и действенная си­стема информирования военнослужащих.

Заслуживает внимания опыт работы командования вооруженных сил США. Большая разъяснительная работа была проведена им с личным составом аме­риканского контингента в зоне Персидского залива при подготовке операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффек­тивного выживания в пустыне, другие информационные материалы, отража­ющие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке.

Практика показывает, что психологическая информация может доводиться в устной (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать) формах, путем просмотра и обсуждения кинофильмов и др. Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация кон­кретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уров­ню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего.

Занятия по предметам боевой подготовки ориентированы на развитие необ­ходимых психических качеств и состояний. В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напря­женности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой об­становке и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях.


234 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке.

Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходи­мого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как решительность, стой­кость, самообладание, мужество. Важным условием психологической подготов­ки является то, что она должна осуществляться в природно-географических, по-годно-климатических, социально-политических и эргономических условиях, сходных с условиями предстоящей деятельности.

Моделирование угнетающих психику факторов современного боя, как показы­вает отечественный и зарубежный опыт, может также осуществляться с помощью комплексных систем имитации обстановки боя:

• компьютерных тренажеров управления боевыми действиями подразделений;

• лазерных имитаторов стрельбы;

• компьютерных тренажеров для подготовки боевых специалистов с исполь­зованием эффектов виртуальной реальности;

• средств имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрыв­чатые вещества, имитаторы ядерных взрывов, учебные рецептуры ОВ, имита­торы радиоактивного заражения, учебная радиоактивная пыль, имитацион­ные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источни­ки сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля);

• средств имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушен­ные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муля­жи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, панике­ров и др.);

• средств, применяемых в реальном бою (проволочные заграждения и малоза­метные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колей­ные мосты) и др.

К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, отно­сят идеомоторную тренировку и созданные на ее основе ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную трениров­ку, настрои. В эту же группу, по всей видимости, следует отнести и такие хоро­шо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевы­ми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др.

Таким образом, в процессе психологической подготовки военнослужащий дол­жен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой об-


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _________ 235

становки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинес­тетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Социальная и боевая и эргономическая среды предстоящей боевой деятельности должны стать привычными, комфортными, способствующими эффективному ре­шению конкретных боевых задач.

5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая помощь в боевой обстановке

1 Психологическое сопровождение боевых действий состоит в непрерывном отслежива-

нии динамики психологической обстановки (морально-психологического состояния своих

войск и противодействующих им сил, влияния на состояние морального духа сторон склады-

вающейся социальной обстановки, боевых и эргономических условий) в зоне боевых дей-

ствий, прогнозировании и оценке усталости и психологических потерь среди личного соста-

ва, оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих

ситуаций, целенаправленном управлении мотивацией, психическими состояниями людей и

социально-психологическими процессами в воинских подразделениях, их защите от психо-

логических акций противника.

Психологическое сопровождение осуществляется на этапе ведения полком бое­вых действий.

Усилия командиров, штабов, воспитательных органов и военных психологов в этот период направляются также на коррекцию внешней социальной среды в це­лях создания благоприятных психологических условий для осуществления во­инской деятельности. Особое внимание уделяется организации эффективного психологического противоборства с противником, направленного на прогнози­рование, профилактику, срыв организованного отрицательного воздействия на психику военнослужащих, локализацию и ликвидацию дезорганизационных яв­лений в подразделениях и частях, а также на деморализацию войск противника, осуществление пропагандистских и психологических акций среди лояльно, нейт­рально и враждебно настроенного населения в районе выполнения задач.

Психологическое сопровождение предполагает также всемерное укрепление психологического единства военнослужащих, выполняющих задачи воинской дея­тельности со своим народом. Оно преследует цель поддерживать жизненный тонус воинов, их душевный комфорт на уровне повседневных армейских будней, чтобы они не чувствовали себя изолированными, забытыми.

Важнейшим элементом психологического сопровождения боевых действий войск является психологическая помощь (самопомощь), представляющая собой комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, на­правленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психо­травмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение их психического здоровья и боеспособности.

Психологическая помощь включает два компонента, различающихся субъек­тами, объектами и содержанием проводимых мероприятий:

а) психологическую поддержку;

б) психологическую реабилитацию.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

Она в профилактическом плане (в целях предупреждения развития отрица­тельных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в каче­стве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций. Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накопленный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные способы и средства психологической поддержки:

• коммуникативные;

• организационные;

• медикаментозные;

• аутогенные (по мотивам: Захарик С. В., 1989).

К коммуникативным способам относятся: вербальные — доведение до военно­служащих мобилизующей информации; убеждение по типу: «Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой»; внушение по типу: «Ты справишься с этим!»; подкрепление по типу: «Молодец!», «Орел!», «Герой!»; психологическое заражение настроением по типу: «Мужики мы или нет?»; шутки, приказы, угрозы и др.; визуальные — контакт глазами, одобряющая пантомимика и др.; тактиль­ные — прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание» и др.; эмоциональные — нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, со­переживание, дружеская улыбка и др.; деятельностные — личный пример актив­ных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаре­той, водой и др.

Организационные способы: вывод военнослужащего в безопасное место; ликви­дация или блокирование источников травматизации; предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации; твердое управление действиями подчиненных; постановка четких задач на продолжение боевых дей­ствий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!» или «Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!»; организация целесообразного чередования напряженной деятель­ности, отдыха, сна, своевременного приема пищи и т. п.

Фармакологические способы состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых событий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в следующих целях:

• повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (препараты группы психостимуляторов);

• снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы);

• ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным услови­ям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдель­ных психических функций и др.


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 237

Проверенным средством регуляции психической деятельности в обстановке действия психотравмирующих факторов являюся поливитамины «Аснитин», «Аэровит», «Гексавит», «Декамивит», «Ревит», «Рибовит», а также психотроп­ные травы: валериана, пустырник, синюха голубая, пион уклоняющийся, ме­лисса, душица обыкновенная, хмель обыкновенный, вахта трехлистная, фиал­ка трехцветная, полынь обыкновенная, мята перечная.

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняш­ний день являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным сред­ством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, само­приказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционпые комплексы (ауто­генная тренировка; самогипноз; медитация; нервно-мышечная релаксация и др.).

2. Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизио­логических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприя­тий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму. Психологическая реабилитация проводится в тесном един­стве с медицинской, профессиональной, социальной реабилитацией и нацеливает­ся на восстановление психического здоровья военнослужащих. В зависимости от глубины психических расстройств военнослужащих, она может осуществляться как непосредственно в боевой обстановке, так и в стационарных медицинских уч­реждениях страны.

Основными задачами психологической реабилитации являются:

• выявление и диагностика псих

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...