Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное государство: понятие, признаки и назначение.




Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система государственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.
Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке – продукта. Уполномоченным на такое распределение и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства.

Основные признаки социального государства:

1) Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

2) Социально ориентированная структура экономики;

3) Формирование гражданского общества;

4) Разработка государством разнообразных социальных программ;

5) Развитое социальное законодательство;

6) Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

7) Социальная ответственность перед гражданами.

К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки:
1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.

2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.

3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ.

4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики).

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются:
- уровень бедности;

- относительный эффект социальных программ на уровень бедности;

- доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами;

- детская смертность;

- уровень безработицы.

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (т.е. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

Реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности.

 

 

 

30.Формы (источники) права: понятие и виды. Одним из признаков права выступает его формальная определенность. формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой - названные понятия тождественны;

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Формы права отличают следующие признаки: а) это такие спо­собы закрепления норм права, которые либо непосредственно осуществляются государством, либо им признаются, одобряются; б) с их помощью фиксируются нормы права на материальных но­сителях, и они являются официальными источниками правовой информации; в) они, как правило, имеют строго установленную процедуру их принятия; г) выбор той или ной формы напрямую зависит от содержания предписаний юридической нормы, содер­жание и форма права неразрывно связаны между собой (напри­мер, основополагающие нормы могут быть выражены только в фор­ме закона); д) они обеспечивают возможность осуществления сис­темной организации права путем систематизации и унификации законодательства.

Таким образом, формы права — это официально установлен­ные или признаваемые государством способы закрепления норм права на материальных носителях, осуществляемые в строго ус­тановленном порядке и позволяющие донести юридическую ин­формацию до адресатов, граждан, должностных лиц, обществен­ных организаций и иных субъектов (развернутое определение).

Виды форм права:

1)нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права общего хар-ра и постоянного действия, принятой уполномоченным органом и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

2)правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, 3)юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. 5) правовая доктрина - это особая форма права, представляю­щая собой труды выдающихся ученых-юристов или общеприз­нанные правовые учения, на которые можно официально (с одоб­рения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм. (коран, сунна, иджма)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...