Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая помощь при Интернет-зависимости




 

Помощь психолога при возникновении любой проблемы может идти в нескольких направлениях:

психодиагностика;

психологическое консультирование;

психопрофилактическая работа;

коррекционно-развивающая работа;

реабилитационная работа.

Важным этапом в работе является грамотная психодиагностика, которая должна учитывать как личностные особенности человека, так и факторы, вызывающие зависимость. К личностным особенностям людей, которые могут войти в «группу риска» можно отнести следующие черты:

эмоциональная неустойчивость;

конформность, склонность подчиняться другим;

низкий самоконтроль;

подверженность чувствам;

робость, несмелость;

напряженность и повышенная тревожность;

низкий уровень спонтанности и агрессии.

Б. Сегал выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

- стремление говорить неправду;

стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

стремление уходить от ответственности в принятии решений;

стереотипность, повторяемость поведения;

зависимость;

- тревожность [4, с. 8].

Исходя из этого, можно предложить углубленную диагностику, направленную на изучение черт личности:

изучение особенностей характера, темперамента, акцентуаций характера, самооценки, уровня притязаний, тревожности;

определение уровня интеллектуального развития;

склонность к другим видам зависимости (или их наличие).

Проведенная психологическая диагностика позволит выявить то или иное психическое свойство, состояние, его выраженность, уровень развития и степень отклонения от нормы. Для этого используют различные тесты, опросники, проективные методики, различные шкалы самооценки.

На основе этих факторов строится дальнейшая работа. Для надежного психологического «диагноза» необходимы не только экспериментальные исследования и тесты, но и наблюдение в реальных жизненных ситуациях или специально смоделированных ситуациях, информация о себе от самого обследуемого (самооценка, ценности, отношение к жизни, наличие целей и т.п.).

В индивидуальной беседе с самим обследуемым и с его родственниками, друзьями, знакомыми можно выяснить, насколько человек вовлечен в интернет-зависимость, на какой стадии он находится. Правильная диагностика компьютернозависимого поведения также зависит и об осведомленности учителей, психологов, родителей, социальных работников о симптомах компьютерной зависимости. К ним относятся:

нежелание отвлекаться от игры, интернета, компьютера;

раздражение, злость, агрессия при вынужденном отвлечении;

различные материальные вложения в интернет, игры;

постоянное обновление программ;

пренебрежение домашними делами, учебой, здоровьем;

притупление физиологических потребностей (сон, пища, гигиена, сексуальные контакты);

злоупотребление кофе, чаем, психостимуляторами;

ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, пребывания в интернете [5].

Таким образом, максимально надежный и объективный диагноз обеспечивается комплексным обследованием и сопоставлением всей собранной информации. Конечным результатом диагностики является объективное, надежное психологическое заключение, которое отражает целостную картину психического развития личности. Диагностика требует понимания того, что психологический диагноз также зависит от конкретной социальной ситуации, в которой находится человек, потому необходимо корректно давать окончательный результат, помня о том, что ситуация может измениться.

Зная все эти моменты, можно грамотно и правильно построить профилактическую и психокоррекционную работу зависимого поведения. В любом случае психологическая работа должна строиться на доверии, открытости, принятии и понимании клиента. В противном случае, человек не пойдет на контакт, и работа будет мало продуктивна.

Во всех случаях выявления зависимости работа должна вестись дифференцированно, с учетом длительности влияния компьютерной адддикции и проявлений поведения.

В плане профилактики возникновения и дальнейшего развития аддиктивного поведения, наибольший интерес представляют внутриличностные и социальные причины, способствующие формированию аддиктивного поведения.

Вопросы профилактики Интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.

В настоящее время не существует универсального, общепринятого способа избавления от интернет-зависимости. Однако поскольку интернет-аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай интернет-зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.

Исходя из основных, наиболее распространенных проблем интернет-аддиктов, коррекционная работа идет в следующих направлениях:

1) формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе;

) развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений:

ориентация на благоприятные межличностные отношения;

адекватное восприятие критики;

умение слушать и понимать собеседников;

эмпатийность, искренность;

развитие способности устанавливать доверительные контакты;

строить долговременные дружеские отношения с людьми;

терпимость к другим людям;

) самопознание:

способность к самоанализу;

знание своих слабых и сильных сторон и умение компенсировать и использовать их соответственно;

способность к критическому восприятию действительности;

умение прогнозировать;

развитие рефлексии;

) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции:

осознанное целеполагание;

ответственность;

умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их решение на других;

) социально-психологическая адаптация: повышение стрессоустойчивости, активности [14, с. 233].

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.

Потому так важна в данном вопросе профилактическая работа. Особое значение приобретают адекватные формы и методы работы. От того насколько верно они будут подобраны, зависит успех профилактической и коррекционной работы. К наиболее эффективным формам профилактической работы можно отнести - тренинговые занятия, анкеты, семинары, проекты, ролевые игры [13].

Любая профилактическая программа ведется в нескольких направлениях, включая определенные виды деятельности:

выявление людей, склонных к компьютерной аддикции, а также другим видам аддиктивного поведения. Особенно важно это сделать в период подросткового возраста, в течение которого подростки могут быстро стать аддиктами в силу возрастных особенностей, незрелости личности;

тесное взаимодействие и работа с семьей;

знакомство родителей, членов семьи с информацией о причинах, последствиях, путях выхода из компьютерной зависимости;

формирование у человека навыков анализ поступающей информации, критичной оценки, умения принимать правильные решения;

обязательно - предоставление человеку альтернативных видов деятельности;

комплексная работа с людьми, которые склонны к аддиктивным формам поведения (определение «группы риска», оказание помощи при возникающих проблемах, ведущих к интернет-зависимости);

взаимодействие с другими организациями и структурами, которые проводят профилактическую и реабилитационную работу.

Отметим, что пользователи компьютеров, их родители не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение. Без поддержки и понимания семьи работа может быть очень затруднена. Без взаимной работы психолога и членов семьи сложно выработать у человека собственную позицию, умение избирать приоритеты, принимать решения, определять значимость своих поступков, брать на себя ответственность, в конечном итоге, изменить свою жизнь, найти свое дело и преодолеть свою зависимость.

Психолог может помочь родителям, членам семьи осознать важность и необходимость специальной работы с зависимым человеком. Для этого можно использовать индивидуальную работу, проводить семинары, тематические встречи, объяснять, что увлечение компьютером - это не просто слабость, а может стать серьезным заболеванием.

В профилактике компьютерной зависимости полезно использовать некоторые стратегические варианты - формирование позитивной Я-концепции, социально-ценностных поведенческих норм, учить правилам эффективного общения.

Подростковый возраст является тем периодом, когда дети подвержены риску стать зависимыми. Остановимся на мерах профилактики и коррекции интернет - зависимости в этом возрасте. Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости у подростков:

) обязательно показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. Если родители говорят, что можно находиться за компьютером не более получаса в день, то и сами не должны проводить за ним несколько часов в день;

) ограничить время, проведенное за компьютером. Объяснить свою позицию, что компьютер - это не право, а привилегия и общение с ним обязательно контролируется родителями. При этом резко запрещать работать с компьютером, находиться в сети - нельзя, особенно, если ребенок склонен к зависимости. Стоит следить, чтобы в будние дни это было два часа, в выходной день - три часа и обязательно с перерывами;

) рассмотреть другие варианты досуга, можно попробовать составить список дел, чем можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы это был совместный семейный досуг: настольные игры, походы в кино, прогулка в парке, на природе, поделки и т.д. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни;

) можно использовать компьютер в целях эффективного воспитания, как поощрение за какое-либо сделанное дело;

) следить за тем, в какие игры играют дети. Некоторые игры могут привести к страхам, агрессивности, раздражительности, потере сна;

) обсуждать различные варианты игр вместе с ребенком, отдавать предпочтение развивающим и обучающим играм. Очень важно показать ребенку альтернативу компьютерным играм, научить его критически относиться к такому времяпровождению. Показать, что это очень небольшая часть развлечений, игра никогда не заменит реального общения;

) если родители сами не могут справиться с проблемой, то необходимо обратиться к психологу или в специализированные центры.

Можно сказать, что профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Итак, интернет - зависимость является одним из видов аддиктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям. Среди наиболее значимых факторов, способствующих развитию аддикции - психологические и социальные. К ним мы можем отнести кризисные явления во многих сферах общественной жизни современного общества, непростые социально-экономические условия, резкую смену привычных стереотипов и ситуацию на рынке труда.

Развитию интернет - зависимости способствует его специфика - удобство, доступность, возможность принять на себя другую роль.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Интернет - технологии, в последнее время, захватывают все большее количество людей. С одной стороны, это сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера. С другой стороны, высказываются мнения, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в чувстве мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы и т.п.

 


 

Заключение

 

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Зависимость от компьютера, в последнее время, охватывает все большее количество людей. С одной стороны, это сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера. С другой стороны, высказываются мнения, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в чувстве мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы и т.п. В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты этого вопроса.

Под Интернет-зависимостью понимается патологическое, непреодолимое влечение, тяга к использованию интернета. Эта зависимость оказывает пагубное влияние на многие сферы деятельности - учебную, бытовую, социальную, финансовую, семейную, психологическую. В более широком понимании сюда относится зависимость от он-лайн покупок, он-лайн игр, просмотру сайтов порнографического характера.

Интернет-зависимость оказывает влияние, как на психологическое, так и на физическое здоровье, наносится вред окружающим людям, сфере межличностных отношений. У зависимых людей меняется поведение, исчезает потребность в реальном общении, возникает ложное чувство безопасности.

Причинами Интернет-зависимости могут выступать как внутренние факторы (личностные особенности), так и внешние (семейные отношения, проблемы на работе, социально-экономические факторы и др.).

Интернет-зависимость выражается в непреодолимом желании вернуться за компьютер. Зачастую у людей полностью теряется чувство реального времени, начинается снижение успеваемости в учебе или проблемы на работе, теряются контакты с друзьями. Они начинают отдавать предпочтение онлайн-общению. При попытке запретить реагируют агрессивно.

Как в случаях с другими аддикциями, коррекционная работа при Интернет-зависимости и склонности к ней - трудоемкий, длительный и напряженный процесс, однако работы в этом направлении должны пользоваться приоритетом, поскольку грядущий вред от Интернет-зависимости трудно переоценить.

Также грамотно построенная психотерапевтическая и коррекционная работа может помочь в данном вопросе, главное, помнить: что компьютерная зависимость - это серьезная проблема, которую в одиночку будет трудно решить.

В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты этого вопроса. Мы показали, что интернет-зависимость оказывает сильное влияние на личность человека. Учитывая, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, они представляют наибольший интерес для научных исследований, а сама проблема, несомненно, актуальна.

 


 

Список литературы

 

1. Абдрашитова Т.А. Девиантное поведение молодежи и эффективность психологического консультирования // Вестник университета «Кайнар». - 2005. - № 2-3. - С. 66-70

.   Арымбаева К. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения // Поиск. Серия гуманитарных наук. - 2006. - № 4. - С. 296-307

.   Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психосоциальный институт, 2003. - 240 с.

.   Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16

.   Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 75-81

.   Жилов В.С. Основные проблемы интернет-зависимого поведения // Известия РГПУ. им. А.И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 361-365

.   Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.

.   Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психология зависимости. Минск, 2004. - С. 205-223

.   Калиниченко О.Ю., Малыгин В.Л. Аддиктивное поведение: определение, модели, факторы риска // Вестник новых медицинских технологий. - 2005. № 3. - С. 36-38

.   Самойлик А.А. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 2. - Т. 2. - С. 126-128

.   Смирнов А.В., Прядеин В.П. Аддиктивное поведение с позиций эволюционно-этологического подхода // Научный диалог. - 2012. - № 1. - С. 84-96

.   Ушакова Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - № 1. - С. 44-51

.   Фадеева С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков Народное образование. - 2011. - № 8. - С. 276-280

.   Чухрова М.Г., Ермолаева А.В. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. С. 231-233

15. Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

16. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...