Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины разводов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости. Специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Но наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Долговременная тенденция роста разводов и, как следствие, рост доли материнских семей порождают проблему материального обеспечения детей, остающихся без отцов, т.к. почти в 99% случаев дети остаются с матерью. Повышенный риск бедности детей в неполных семьях не в последнюю очередь связан с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые призваны хотя бы частично компенсировать снижение дохода семьи после распада брака. Однако проблема воспитания детей в материнских семьях не ограничивается лишь материальными трудностями. Необходимость участия отца не только в материальной поддержке семьи, но и в воспитательном процессе своего ребенка, остаются актуальной по сей день.
В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. Объектом курсовой работы являются брачные отношения в современных условиях. Предметом - условия сохранения брака. Таким образом, целью курсовой работы является изучение психологических проблем сохранения брака в современных условиях. Задачи: . Рассмотреть основные понятия семьи и брака. . Изучить основные причины разводов. . Экспериментальным путем определить совместимость супругов в браке. Сохранение брака как психологическая проблема Понятие семьи и брака семья кризис психологический брак Семья - один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно. [21] Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества. Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. Брак - как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Другими словами, брак - традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества. [21]
В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства. Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т.е. семью составляют люди и их взаимоотношения. Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет. Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: . Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество. . Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества. . Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития. . Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей. . Семья - историческое, динамическое общественное явление. [21] Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.
Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию их индивидуальности (следует признать, что это относится только к благополучным семьям). Социальная сущность семьи состоит в том, что она рассматривается как важная подсистема общества, которая, являясь сама социальным институтом, взаимосвязана с другими социальными институтами и с обществом в целом. В то же время семья - это источник социальной принадлежности. В семье постоянно осуществляется непрерывный процесс передачи опыта и традиций от одного поколения к другому. В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Но есть в обществе любого типа такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека - семья, самый распространенный вид социальной организации. Семья - это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Концепцию «двуединого статуса семьи» предложил А.Г. Харчев. [14] Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - социальный институт, исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности. Семья более сложная социальная система, чем брак.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются моралью - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака. Наличие в обществе института брака говорит о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные (официальные и неофициальные). Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся: . Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья - это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями. . Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей. . Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе. . Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. [13]
Основные функции семьи. Важнейшая из них - «производство» самого человека, продолжение рода. Оно не ограничивается рождением, воспитанием и обучением детей. Семья играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: трудиться, участвовать в распределении результатов труда, управлении обществом, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы. Семья выполняет и множество других функций. Она организует бытовое потребление, духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение, досуг, приобщение к культуре. Семья учит человека понимать и принимать жизнь целостно, такой, какова она сегодня, но семья же готовит его и к будущему, передавая ему лучшие из накопленных в прошлом традиции, нравственные ценности. Она формирует социальное и индивидуальное сознание личности. Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. Она начинается еще тогда, когда на формирование потребностей, установок, вкусов, нравственных качеств личности еще не влияют ни общественная система, ни средства массовых коммуникаций, ни какая-либо иная социальная группа, и продолжается до старости. Поэтому воспитательная функция семьи - один из самых значимых социальных показателей при характеристике ее современного облика. Более того, удовлетворение потребности в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связано с этой функцией. В настоящее время никто из ученых, занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, не сомневается в необходимости семьи для нормального развития детей, а, следовательно, для обеспечения как количественного, так и качественного уровня воспроизводства населения. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет не дидактика, а та специфическая психологическая атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье. В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит сталкивание ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что близких людях, ради которых он живет, работает, в чем-то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору. Но не только в трудную - в повседневной жизни человек также нуждается в одобрении его взглядов, суждений, поступков. Наиболее естественно он удовлетворяет эту потребность в семье. Потребность в согласовании своих ценностей и позиций в семье дополняется потребностью в солидарности и взаимопомощи, играющей большую роль в объединении членов семьи, в консолидации их действий. При этом для общества очень важно, вокруг каких ценностей объединяется семья: находится ли она в плену ложных эстетических представлений или способна научить людей, как должно жить, чтобы оправдать свое существование, утверждать идеалы добра, справедливости, достоинства, долга. В семье, которая бесконечно сталкивается с нравственным выбором, особенно важно жить по-совести. Нравственная справедливость образует здесь основу психологического комфорта и уверенности. Все большее значение приобретает реактивная (восстановительная, оздоровительная, досуговая) функция семьи. Досуговая функция семьи характеризуется с помощью двух основных параметров: количества времени, которое каждый член семьи может посвятить целям отдыха, и характера использования этого времени. Оно зависит от уровня трудовой и бытовой занятости членов семьи, их культуры, представлениях о полезном и вредном для ее жизнедеятельности. На развитие семьи не может не влиять общая обстановка в мире. Никогда еще, несмотря на достижения цивилизации, люди не чувствовали себя столь тревожно. Причиной тому ряд развязанных империализмом войн, экологические проблемы, также пугает возрастающая мощь техники. Люди с тревогой заглядывают в будущее. И это естественно, поскольку личная судьба человека зависит от того, что и как он делает сегодня ради своего завтрашнего дня. Особое место в семье занимает трудовая функция. Каждая семья и каждый ее член располагают личной собственностью, которая служит их потребностям. Чем производительнее трудится каждый работник, тем больше он получает материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Личная собственность охватывает трудовые доходы и сбережения, предметы обихода, личного потребления и удобств. Рациональное соотношение в развитии общественной и личной собственности выражает собой взаимосвязь общественных и личных интересов, развитие и укрепление их единства. Семейный трудовой коллектив - явление правомерное с точки зрения как правовых норм, так и социально - бытовых традиций семьи. Его важные социально - психологические преимущества заложены в сфере внутренней организации труда, которая обеспечивает формирование таких отношений в семье, как взаимопомощь, взаимовыручка, бесконфликтность. Характерно, что в этих условиях распределение домашней нагрузки расценивается женщинами как более справедливое. Они отмечают большую роль мужчины по ведению хозяйства. Улучшается трудовое воспитание детей за счет включения их в реальную полезную работу. В процессе выполнения семьей хозяйственно - бытовой функции, у ее членов воспитывается трудолюбие, уважение к любой общественно полезной деятельности. Только в труде человек формируется как личность, осознает общественное значение своей деятельности, учится правильно сочетать общественные и личные интересы. Трудолюбие - необходимое условие нормальных отношений в семье и важный фактор воспитания. Без любви к труду, безе необходимых знаний и навыков никакое дело не сделаешь и, главное, не заразишь интересом к работе ребенка, для которого труд - это прежде всего то, что повседневно делается в семье. Домашний труд важен для семьи и как показатель отношения друг к другу. В повседневных занятиях, нужных для благополучия и нормального течения жизни семьи, проявляются уважение и любовь друг к другу, забота о здоровье и настроении членов семьи. Семейный быт нередко в конечном счете определяет нравственно - психологические отношения в семье. Ежедневные завтраки и ужины, уборка, стирка, ремонт могут повысить степень уважения и признательности членов семьи. В то же время неумение управлять всеми этими повседневными процессами часто приводит к потере любви и охлаждению супругов, к конфликтам между членами семьи. Труд во имя членов семьи, когда он осуществляется вследствие побуждения собственной совести, без принуждения, создает в семье атмосферу свободы, доверия и признания. Когда же он отмечен печатью внутреннего сопротивления, принудительной необходимостью, он разрушителен. Социологи делят супружескую жизнь на четыре основных этапа: . До рождения первого ребенка. . Семья состоит из мужа, жены и детей дошкольного или младшего школьного возраста. . Старшие дети еще учатся в средней школе. . Дети уже отделились и живут самостоятельно. Каждый последующий этап является естественным продолжением предыдущего, но характеризуется чертами, свойственными только ему. На новом этапе отношения между супругами трансформируются, как меняются и условия жизни семьи и чувства супругов друг к другу, да и сами супруги под влиянием различных жизненных обстоятельств также изменяются, становятся другими людьми. [20] Усталость, апатия, сожаления, что юношеские мечты и ожидания в повседневной жизни не осуществились, заметно возрастают, начиная со второго периода, и в той или иной мере сохраняются во всех последующих вплоть до четвертого, последнего. Женщины особенно болезненно переживают появившееся равнодушие мужа, мужчинам же чрезвычайно трудно бывает смириться с тем, что реальная жизнь не соответствует их прежним представлениям о ней. Снижается также степень удовлетворения в сексуальной жизни. Если в первой фазе супружеских отношений партнеры стремятся к физической близости, то после рождения первого ребенка она для многих пар утрачивает привлекательность, становясь источником разочарования и разного рода претензий. Связано это, в частности, с тем, что в это время супруги уже не так стараются нравиться друг другу, почти перестают заботиться о собственной внешности, меньше внимания обращают на то, как они выглядят дома. Дополнительным источником конфликтов становятся споры о воспитании детей. К перечню взаимных претензий следует причислить и ссоры о том, как лучше проводить свободное время, а также конфликты, связанные с профессиональной деятельностью женщины (в этом случае список взаимных попреков и претензий будет почти полным). Нередко трудности ведут к тому, что партнеры все более отчетливо начинают осознавать отрицательные стороны данного союза. Более того, они убеждены, что в сложившихся отношениях уже ничего не изменить. Но растут дети, приходиться считаться с общественным мнением, сохраняются также привычки или материальные интересы. Бывает, что, разочаровавшись в партнере и вообще в супружеских отношениях, человек не хочет в этом признаться, а собственную неудовлетворенность компенсирует в профессиональной деятельности или в отношениях с новым партнером. Открытый разговор о наступившем кризисе многими воспринимается как крах семейной жизни, чего они по разным соображениям ни за что не хотели бы допустить. Объясняется это тем, что традиционные представления о супружеских отношениях рисуются ими идиллически, предполагается, что между любящими супругами не может быть ни ссор, ни тем более серьезных, заставляющих многое пересмотреть, кризисов. И хотя в сознании современного человека супружеские отношения и семья гораздо больше, чем раньше, ассоциируются с различными трудностями, представления о «настоящей любви» все еще связаны с идиллическими образами мужчины и женщины, которые, взявшись за руки, уверенно смотрят в прекрасное будущее. И понятно, что в таких представлениях нет места ни трудностям, ни тем более их преодолению. Если обе стороны согласны бороться с трудностями, им откроются истинные мотивы многих поступков, станет понятным поведение партнера, они научатся открыть общаться друг с другом. Они осознают, что кризис в отношениях помог им рассмотреть как негативное, так и ценное, что связывает их в жизни. Кризисы переживают все, даже самые любящие, очень близкие друг другу люди. Более того, в биографии супружеской пары кризис может сыграть чрезвычайно положительную роль. Пары, использующие кризис для того, чтобы как бы заново сконструировать собственную жизнь и отношения, бывают действительно счастливыми.
Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины разводов Прежде чем рассматривать развод, его причины и последствия, необходимо учесть нормативные (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисы семейных отношений. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно. Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль[9], например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи: · встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу. принятие и развитие новых родительских ролей. · принятие семьей новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике. · введение детей во внесемейные институты. · принятие подростковости детей. · экспериментирование с независимостью. · подготовка к уходу детей из семьи. · уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза». · принятие факта ухода на пенсию и старости. При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет. Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители. Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности. Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет совместной жизни. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков. Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним. Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие же этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обмана и упреки. Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы: · исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; · рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; · более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами. Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает: · с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; · с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; · с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно». [17] Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. После рассмотрения семейных кризисов стоит прейти к рассмотрению семейных конфликтов. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп/ы. Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью - эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть. В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: · Возникновение объективной конфликтной ситуации. · Осознание объективной конфликтной ситуации. · Переход к конфликтному поведению. · Разрешение конфликта. Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов: · Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение. · Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. · Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков. · Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи. · Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. · Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д. · Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми. · Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. [5] По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть: Неопасными, опасными и особо опасными. Неопасные конфликты возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет». В опасных конфликтах разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет. Особо опасные конфликты приводят к разводам. Остановимся подробнее на мотивации особо опасных конфликтов: . Не сошлись характерами - мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера. Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю. Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» - дефект нравственного развития - один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми. . Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность - это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения. . Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Алкоголизм - типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении. [12] Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах. Первая - стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии. Вторая - сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих привычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения. Третья - дидактическая. Один из супру<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|