Модель профессиональной деятельности психолога воинской части
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и предпосылок | зования основных методов | психологи- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
негативных | изучения и конструктивного | ческой на- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
социально- | разрешения конфликтов | блюдатель- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
психологиче- | в воинских коллективах | ности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ских процессов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и явлений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в воинских | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коллективах, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
межличност- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ных конфлик- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тов, преступно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
го и других | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
форм откло- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
няющегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поведения |
Знание спосо- | Владение методикой психо- | Общая куль- | Чрезмерная |
бов обеспече- | логической оценки условий | тура и круго- | директив- |
ния психологи- | службы и быта личного | зор | ность, навя- |
ческой совмес- | состава, выявления лиц. | зывание | |
тимости лично- | склонных к асоциальному | Свободное | своего мне- |
го состава. | поведению, а также име- | владение | ния клиенту |
снижения | ющих признаки затруднен- | речью | |
конфликтно- | ной адаптации к воинской | Замкну- | |
сти, формиро- | службе | Эмоцио- | тость, отсут- |
вания опти- | нально- | ствие инте- | |
мального | волевая | реса | |
соотношения | стабильность | к общению | |
формальных и | с людьми | ||
неформальных | |||
структур в | Неумение | ||
воинском кол- | поддержи- | ||
лективе | вать контакт | ||
Знание требо- | Владение приемами и мето- | Устойчивая | Обаяние |
ваний норма- | дами оценки психологиче- | профессио- | |
тивных доку- | ской готовности военнослу- | нальная | Искренность |
ментов по | жащих к несению службы. | направлен- | |
организации | Обучение военнослужащих | ность | |
психологиче- | приемам психической само- | ||
ского обеспе- | регуляции в различных ус- | Психофизи- | |
чения боевого | ловиях боевой и служебной | ческая ак- | |
дежурства | деятельности | тивность | |
(караульной | |||
и гарнизонной | |||
службы). | |||
Знание теории | |||
и практики пси- | |||
хологического | |||
обеспечения | |||
основных эта- | |||
пов подготовки | |||
и несения | |||
службы лично- | |||
го состава. |
![]() | ||||
Изучение форм и методов работы должностных лиц по укреплению дисциплины, выработка рекомендаций по их совершенствованию. Выявление военнослужащих, склонных к различным формам асоциального поведения, а также лиц, с признаками затрудненной адаптации Обучение офицеров, прапорщиков и сержантов учету и использованию психологического знания в работе по укреплению воинской дисциплины | ||||
Психоло- | Изучение социально- | Методы инди- | Эффективное | |
гическая | психологических | видуальной и | выполнение | |
работа | условий несения | групповой пси- | военнослужа- | |
по обес- | службы. | ходиагностики, | щими задач | |
печению | Оценка морально- | психотерапии | несения боево- | |
боевого | психологического | и психокоррек- | го дежурства | |
дежурст- | состояния личного | ции. | (караульной | |
ва, гарни- | состава, заступающе- | Методы психи- | и гарнизонной | |
зонной и | го на боевое дежур- | ческой саморе- | службы) | |
карауль- | ство, выявление лиц | гуляции (ауто- | ||
ной служ- | с нервно-психической | гипноз, дыха- | ||
бы | неустойчивостью | тельные упражнения, регуляция мышечного тонуса), рефлексотерапия, биоритмика |
![]() ![]() | |||||
Формирование пси- | Разработка | Знание осо- | |||
хологической устой- | предложении и | бенностей | |||
чивости и готовности | рекомендации | функциониро- | |||
военнослужащих. | должностным | вания психики | |||
выработка устойчивых профессиональных навыков, психологическая поддержка и помощь в ходе несения службы и после нее. Выработка рекомендаций и предложений по комплектованию дежурных расчетов и смен | лицам | военнослужащих в условиях выполнения ими задач боевого дежурства (караульной и гарнизонное службы) | |||
Психоло- | Участие в формули- | Лекции, беседы, | Психологиче- | Знание основ- | |
гическая | ровании методиче- | показ учебных | ская устойчи- | ных направле- | |
подготов- | ского замыспа заня- | фильмов, уп- | вость личного | ний и практи- | |
ка личного | тий по боевой подго- | ражнения и | состава, обес- | ческих мето- | |
состава | товке | тренировки на | печивающие | дов психологи- | |
Прогнозирование | учебных полях | эффективное | ческого обес- | ||
уровня психической | и тренажерах, | решение задач | печения бое- | ||
напряженности | идеомоторные | учебно-боевой | вой подготов- | ||
тренировки, | и служебной | ки, боевой и | |||
психотехнические тренинги, психическая саморегуляция, рефлексотерапия и др. | деятельности | мобилизационной готовности. Знание об основных формах и методах формирования мотивов учебно-боевой и служебной деятельности |
Умение вырабатывать пси- | Работоспо- | Неадекват- |
хологически обоснованные | собность | ность про- |
предложения должностным | фессио- | |
лицам по формированию | Самокон- | нальной |
боевых расчетов и смен, | троль | самооценки |
рациональной расстановке | ||
военнослужащих по постам и | Отсутствие | |
сменам. | инициативы, | |
Владение приемами и спо- | стремления | |
собами оказания необходи- | к профес- | |
мой психологической помо- | сионально- | |
щи военнослужащим в про- | му совер- | |
цессе несения службы и | шенствова- | |
после нее | Организо- | нию Негативная |
Владение основами методи- |
|
|
|
|
|
|
ки боевой подготовки и ме- ванность «Я-концеп- тодикой психологической ция», закры- подготовки военнослужащих: Отзывчи- тость для обучения военнослужащих и вость профессио- командиров приемам и на- нального выкам психической саморе- развития гуляции, выявления призна- ков боевых психических Низкий травм, управления психиче- уровень скими состояниями и оказа- эмоцио- ния оперативной психологи- нально- ческой помощи. волевой Оценка степень психологи- устойчиво- ческой устойчивости к воз- сти, эмо- действию психотравмиру- циональная ющих факторов истощае-мость
![]() ![]() ![]() | |||
Знание психо- | Обеспечение взаимодейст- | Дисциплини- | Неумение |
логических | вие с должностными лицами | рованность | взаимодей- |
особенностей | при проведении мероприя- | ствовать | |
и факторов | тий психологической подго- | Эмпатия | с должност- |
различных | товки | ными лица- | |
видов боевой | Корректность | ми и воен- | |
деятельности, | нослужащи- | ||
а также осо- | Терпимость | ми при ор- | |
бенностей | ганизации и | ||
функциониро- | проведении | ||
вания психики | мероприя- | ||
военнослужа- | тий психоло- | ||
щих | гической работы | ||
Знание психо- | Владение навыками органи- | ||
логических | зации и проведения меро- | ||
особенностей | приятий психологического | ||
основных групп | отбора военнослужащих | ||
воинских спе- | в составе подразделения | ||
циальностей, | профотбора | ||
критериев и | |||
показателей, | |||
определяющих | |||
соответствие | |||
военнослужа- | |||
щего требова- | |||
ниям профес- | |||
сиональной | |||
деятельности |
Проведение занятий по обучению военнослужащих приемам психической саморегуляции, командиров — навыкам оперативной диагностики и управлению психическими состояниями военнослужащих. Оценка и прогноз степени психологической устойчивости, профессиональной и психологической готовности личного состава. Выработка рекомендаций командирам по повышению эффективности боевой учебы. Формирование банка трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности военнослужащих | - | |||
Профес- | Определение | Методы психо- | Соответствие | |
сиональ- | профессиональной | диагностики | психологиче- | |
ный пси- | пригодности граждан, | ских качеств | ||
хологиче- | поступающих | военнослужа- | ||
ский отбор | на военную службу по | щих требовани- | ||
и рациональное распределение военнослужащих | контракту | ям конкретной специальности |
Отбор кандидатов для обучения в военных вузах, подготовки сержантов и прапорщиков. Рациональное распределение молодого пополнения по воинским специальностям, должностям, подразделениям. Доукомплектование подразделений в период отмобилизования граждан | Психологическая совместимость личного состава подразделений | Знание нормативных документов, определяющих правила и порядок проведения профессионального психологического отбора | Владение навыками комплексной психодиагностики личности военнослужащего, оценки его профессиональной пригодности, а также прогнозирования успешности его воинской деятельности и обучения. Умение проводить психологический и эргономический анализ воинской деятельности различных видов, профессий и специальностей. Подготовка психологически обоснованных рекомендаций по распределению военнослужащих по подразделениям и воинским специальностям, назначению на должности сержантов и старшин, кадровому перемещению | |||||
Психоло- | Пропаганда психоло- | Лекции, беседы | Готовность | Знание психо- | Владение методикой прове- | |||
гическое | го-педагогических | и способность | логии педагоги- | дения занятии по повыше- | ||||
просвещение | знаний | военнослужащих опираться в своей жизнедеятельности на психологические знания | ческой деятельности, психологии обучения и воспитания, педагогической психодиагностики, основных направлений решения проблемы связи обучения и развития, структуры и функций учебной деятельности, закономерностей функционирования и развития психических процессов в условиях обучения | нию социально-психологической компетентности военнослужащих, управленческой и психолого-педагогической подготовленности руководителей |
![]() ![]() | |||
Умение диагностировать уровень психолого-педагогической компетентности военнослужащих и динамику ее развития | |||
Знание этиче- | Владение методами неме- | ||
ских норм | дицинской психотерапии, | ||
деятельности | психокоррекционной и пси- | ||
психолога. | хореабилитационной работы | ||
Знание теории | с военнослужащими и чле- | ||
и практических | нами их семей. | ||
методов пси- | Навыки диагностирования | ||
хопрофилакти- | отклонений от психической | ||
ки, психогигие- | нормы, признаков посттрав- | ||
ны, психотера- | матического стрессового | ||
пии и психоло- | расстройства. | ||
гического | Навыки применения психо- | ||
консультиро- | логически обоснованных | ||
вания. | приемов и способов воздей- | ||
Знать критерии | ствия на военнослужащих | ||
нормы и пато- | в конкретной ситуации про- | ||
логии психиче- | фессионального взаимодей- | ||
ской деятель- | ствия | ||
ности, пути и | |||
средства ком- | |||
пенсации и | |||
восстановле- | |||
ния нормы |
Проведение занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки. Оказание методической и консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки, а также | Создание библиотек популярной психологической литературы. Демонстрационные психологические практикумы. Похаз кинофильмов, видеофильмов, | |||
командирам,военнослужащим и гражданскому персоналу по интересующим их | проведение конкурсов, популяризирующих психо- | |||
вопросам психологии | логические знания | - | ||
Психоло- | Изучение психологи- | Методы инди- | Решение пси- | |
гическая | ческих условий в в/ч | видуальной и | хологических | |
помощь | и выработка предло- | групповой пси- | проблем воен- | |
военно- | жений по их оптими- | ходиагностики. | нослужащих | |
служа- | зации, направленной | Психопрофи- | и членов их | |
щим, | на предупреждение | лактика и пси- | семей. | |
членам их | психологической | хогигиена. | Здоровый | |
семей и | перегрузки, неблаго- | Методы неме- | морально- | |
граждан- | приятных психологи- | дицинской | психологиче- | |
скому | ческих явлений | психотерапии; | ский климат | |
персоналу | и состояний в в/коллективах, у военнослужащих и членов их семей. Диагностика объективного состояния военнослужащих и гражданского персонала. Оказание консультационной и методической помощи командирам | в воинских коллективах |
![]() ![]() | ||||||||
Разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих. Поддержание и восстановление необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач воинской детель-ности, психореабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы | Психологическое консультирование. Методы групповой психокор-рекционной и развивающей работы | Знание механизмов пост-травматических стрессовых расстройств психики военнослужащих | ||||||
Противо- | Сбор и анализ ин- | Информирова- | Психологиче- | Знать теорию | Владение приемами и спо- | |||
действие | формации об источ- | ние, беседы, | ская устойчи- | и способы | собами противодействия | |||
негатив- | никах отрицательного | лекции, распро- | вость и надеж- | противодейст- | негативному информацион- | |||
ному | информационно- | странение лис- | ность, готов- | вия негатив- | но-психологическому воз- | |||
информа- | психологического | товок, бюлле- | ность и высокая | ному инфор- | действию на личный состав | |||
ционно- | воздействия на лич- | теней, методы | боевая актив- | мационно- | ||||
психоло- | ный состав. | индивидуаль- | ность личного | психологиче- | Навыки изучения и анализа | |||
гическому | Организация методи- | ной и групповой | состава | скому воздей- | индивидуальных и группо- | |||
воздействию на | ческой помощи должностным лицам | психодиагностики, обследо- | ствию на личный состав. | вых процессов и состоянии | ||||
военнослужащих | в проведении профилактических мероприятий по предупреждению распространения слухов, недопущению возникновения массовых негативных реакций. Изучение и анализ коллективно-группового мнения; Проведение индивидуальной работы с военнослужащими, легко поддающимися внушению | вание на полиграфе | психологические механизмы возникновения массовых негативных психологических реакций и состояний | Навыки применения профилактических мероприятий по предупреждению негативных психологических реакций и состояний |
Приложение 3
|
|