Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3. Методология и методика социологического исследования




 

Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Предмет и метод социологического исследования. Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании. Соотношение методологии, методики и техники в социологи­ческом исследовании.

Виды конкретно-социологических исследований. Основные этапы социологического исследования. Специфика этапов и процедур в зависимости от вида социологического исс­ледования. Определение эффективности социологического исследования. Типичные ошибки на организационной стадии проведения социоло­гических исследований.

Программа социологического исследования как методологи­ческая основа практической работы социолога. Структура программы исследования: методологический и ме­тодико-процедурный разделы. Функции программы: методологичес­кая, методическая, организационная. Основные нормативные требования к разработке программы. Взаимосвязь программы с инструментом исследования и методами анализа полученных результатов.

Методология разработки проблемной ситуации. Объект и предмет социологического исследования. Взаимосвязь объекта и предмета исследования. Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании. Формулировка цели и задач конкретно-социо­логического исследования. Основные требования к выдвижению задач исследования. За­дачи как конкретизация цели исследования. Виды задач: основ­ные, частные; программные, дополнительные. Теоретическая интерпретация – разработка методологическо­го уровня исследования. Основные характеристики эмпирической интерпре­тации. Эмпирическая интерпретация – уровень методики исследования. Операциональная интерпретация – уро­вень техники социологического исследования. Системный анализ объекта как комплекс элемен­тов и связей объекта, образующих в своем взаимодействии единое целое.

Гипотезы социологического исследования, методология их разработки. Основные требования к выдвижению, обоснованию, проверке гипотез исследования.

Выборка в социологическом исследовании. Понятие выборочного метода, область применения, преимущества и недостатки использования. Основные понятия выборочного метода: генеральная и выборочная совокупность, единица наблюдения, единица отбора, объем совокупности, репрезентативность, ошибка репрезентативности. Классификация методов отбора: случайный и неслучайный отбор; одноступенчатый и многоступенчатый отбор; территориальный, производственный и смешанный отбор. Зависимость выбора метода отбора респондентов от целей и задач социологического исследования.

Измерение в социологическом исследовании. Актуальность проблемы измерения в социологии, ее теорети­ческий и эмпирический аспекты. Проблема применения математи­ческих методов в социологии. Измерение как преобразование эмпирической системы в числовую, создание математического анало­га объекта. Измерение качественных и количественных характе­ристик объекта. Процедура построения эталона измерения. Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании.

Шкалирование в социологии. Шкалы и индексы в социологическом исследовании. Типы классификации шкал: по объекту измерения (шкалы ус­тановок, шкалы оценок); по форме (числовые, вербальные, графические); по характеру применения математических мето­дов(номинальные и метрические). Класс номинальных шкал: неупорядоченные шкалы наименова­ний, частично упорядоченные шкалы, порядковые шкалы. Класс метрических шкал: интервальные и идеальные (абсолютные) шкалы. Основные типы отношений между пунктами шкал, операции с числа­ми для этих типов шкал. Основные требования к конструированию шкал.

Взаимосвязь методики, техники и процедуры в социологическом исследовании.

Требования, предъявляемые к социологической информации. Проблема надежности, достоверности и объективности получаемой информации. Необходимость комплексного использования методов сбора социальной информации.

Количественные и качественные методы в социологическом исследовании, их особенности, функциональная взаимодополняемость. Сравнительный анализ методов сбора социальной информации. Область применения, ограничения каждого из методов. Проблема адекватности выбранных методов исследовательским задачам, объекту и предмету исследования. Различие стратегий исследования при качественном и количественном подходах. Последовательная реализация качественной и количественной стратегий в рамках целостного исследовательского проекта. Разновидности качественных исследований. Исследование отдельной общности – кейс-стади, этнографические исследования, исторические исследования. Новые и традиционные методы сбора информации.

Метод опроса. Опрос как наиболее распространенный метод сбора социологической информации. Общая характеристика опроса, предпосылки использования в социологическом исследовании. Опрос как форма общения. Роль и значение опроса в комплексе социологических методов сбора социологической информации. Разновидности опросных методов. Очные и заочные опросы. Специфика телефонных опросов: характеристика коммуникативного процесса, основные принципы организации и проведения. Почтовое и прессовое анкетирование: познавательные возможности и ограничения, область применения.

Анкетирование. Анкета, ее логическая структура. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты. Технический аппарат и графика анкеты. Апробация анкеты. Вопрос как инструмент исследования. Функции и познавательные возможности вопроса. Основные требования, предъявляемые к конструкции вопросов: логические, социолингвистические, психологические, социокультурные. Виды вопросов: по функциональному назначению, по отношению к личности респондента, по уровню стандартизации, по характеру и конструктивным особенностям вариантов ответов, по способу построения, по синтаксическим особенностям, по графическому оформлению, по содержанию. Конструкция вопросов паспортички. Типичные ошибки при конструировании анкеты.

Метод интервью. Специфика интервью как метода сбора социальной информации. Сущность и характерные особенности интервью. Типы интервью, их особенности. “Эффект интервьюера”. Правила поведения интервьюера, методы контроля. Методика и техника проведения интервью в количественной и качественной стратегиях исследования.

Метод фокус-группы, его особенности, области применения. Основные требования к разработке сценария. Отбор респондентов. Требования, предъявляемые к личности модератора. Технология организации и проведения фокус-группового исследования. Основные достоинства и ограничения метода. Анализ данных фокус-группы.

Метод экспертных оценок (экспертного опроса), его функции, основное назначение и область применения. Нормативные требования к проведению экспертного опроса. Основные процедуры, выполняемые экспертами. Способы подбора экспертов. Классификация экспертных методов. Преимущества и ограничения в применении метода экспертного опроса.

Социометрия (социометрический опрос): возможности, сфера применения и ограничения. Общие требования к социометрической технике. Социометрические критерии, их виды. Составление социометрической карточки. Особенности проведения социометрического опроса. Обработка результатов социометрии. Социометрическая матрица. Социограммы, их разновидности. Социометрические индексы и их виды.

Анализ документов. Документы как важнейший источник социологической информации. Понятие документа в социологии. Классификация документов. Характеристика основных видов документов. Методы анализа документов: традиционный и формализованный (контент-анализ). Общая характеристика традиционных приемов социологического изучения содержания документальных источников. Внутренний и внешний анализ. Сущность контент-анализа и его общая характеристика. Процедура контент-анализа. Основные направления использования. Выделение единиц анализа (смысловых единиц) и единиц счета. Оценка достоверности и надежности результатов анализа документов.

Наблюдение как метод сбора первичной социологической информации. Сферы применения и ограничения метода. Применение метода наблюдения в рамках качественной стратегии. Трудности проведения наблюдения в практике полевых социологических исследований. Способы контроля за результатами наблюдения. Виды наблюдений, их достоинства и недостатки. Методическое обеспечение процедуры проведения наблюдений.

Биографический метод: его сущность и история. Сбор биографического материала. Основные источники получения биографических данных. "Документы жизни": автобиографии, письма, дневники. Официальные архивные документы как источник получения биографических данных. Устные жизненные истории. Нарративное интервью как источник получения биографических данных, стратегия проведения. Методы обработки и анализа автобиографических документальных данных и транскриптов интервью.

Социальный эксперимент. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Виды экспериментов. Основные экспериментальные планы.

Игровые методы в социологии. Основные характеристики и структура игры. Разработка сценария игры. Классификация игровых методов, особенности игр закрытого и открытого типов. Возможности применения игровых методов в социологии.

Обоснованная теория как стратегия социологического исследования. Логика исследовательского поиска. Аналитические мемос как письменные комментарии исследователя. Плотное описание. Процедура кодирования информации. Виды кодирования: открытое, осевое, селективное. Категории и субкатегории. Восхождение к теории. Преимущества и недостатки стратегии.

Кейс-стади как исследование случая. Достоинства и недостатки стратегии. Область применения кейс-стади. Объект исследования в кейс-стади. Типы кейсов. Триангуляция как установление надежности кейс-стади. Виды триангуляции: триангуляция данных, временная триангуляция, пространственная триангуляция, исследовательская триангуляция, теоретическая триангуляция, методологическая триангуляция, триангуляция респондентов. Общие подходы при разработке дизайна кейс-стади. Специфика анализа данных в кейс-стади. Особенности представления результатов кейс-стади.

Визуальные инструменты исследования: фото-, кино-, видеосъемки. Способы использования визуальных материалов. Процессуальный характер визуального исследования. Визуальные материалы как текст. Матрица визуального наблюдения. Презентация визуальных материалов. Преимущества и недостатки визуальных методов.

Предварительная подготовка к машинной и ручной обработке материалов анкетного опроса. Проверка анкет на точность, полноту и качество заполнения. Кодирование: выбор системы кодирования; правила кодирования открытых и полузакрытых вопросов. Составление технического задания на обработку анкет: содержательное проектирование связей как проверка гипотез программы.

Анализ и обработка данных в социологии. Методика и техника обработки данных социологического исследования. Методы обработки данных. Описание: группировка и типологизация. Социальные факты и эмпирические закономерности. Объяснение: причинное, функциональное, структурное, ситуационное. Предсказание (прогноз): проверка гипотез.

Техника обработки данных. Простая группировка. Построение одномерных (линейных) распределений качественных и количественных признаков. Значение и расчет мер центральной тенденции и показателей вариации. Подсчет рядов распределений по двум и более признакам. Поиск связей и зависимостей. Назначение, виды и специфика применения критериев и коэффициентов корреляции. Отображение результатов исследования.

Анализ социологической информации. Многомерные методы анализа данных. Обобщение данных и представление результатов. Подготовка и представление научного отчета. Составление научного отчета. Структура отчета. Использование табличной и графической форм отображения результатов исследования. Основные требования к отчету.

Библиографический список

Основная литература:

Горшков М.Н., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.

Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2009. 768 с.

Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. 240 с.

Дополнительная литература:

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск: Тетра Системс, 2000. 496 с.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических иссле­дований. М.: Аспект-Пресс, 1995. 246 с.

Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учеб. пособие. М.: Николо-Медиа, 2001. 280 с.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997. 260 с.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования: Учеб. пособие. М.: Тривола, 1998. 226 с.

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М.: МПСИ Флинта, 2005. 382 с.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: Университет, 2006. 296 с.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004. 176 с.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 с.

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.

Киблицкая М., Масалков И. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2003. 287 с.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. 383 с.

Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2005. 192 с.

Малышева М.М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2001. С.146-168.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.

Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. Кн. 2. М.: Наука, 1990. 223 с.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной социологии // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2001. С.169-187.

Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 384 с.

Прикладная социология: Учеб. пособие / Под. ред. Ю.С. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.

Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: КомКнига, 2006. 480 с.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.

Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория, процедуры и техники. М.: КомКнига, 2001. 256 с.

Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учеб. пособие. М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. 236 с.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: Учеб. пособие. М.: Научный мир, 2000. 352 с.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации Учеб. пособие для вузов. М.: Научный мир, 2001. 214 с.

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. 168 с.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007. 567 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...