Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 4. Методика преподавания социологии




 

Методика преподавания социологии как научная отрасль педагогического знания. Объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата методики преподавания социологии. Взаимосвязь и взаимоотношения методики преподавания социологии с педагогикой, психологией, социологическими науками. Тенденции развития методики преподавания социологии.

Методическая деятельность преподавателя социологии. Сущность методической деятельности преподавателя социологии: объект, предмет, основные виды деятельности и результаты. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Методическое творчество и методический опыт педагога. Формы объективизации методического опыта: доклады и выступления на педагогических конференциях, публикации методических разработок, создание методической системы обучения социологии.

Средства обучения в методике преподавания социологии. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и обучающихся. Классификация средств обучения по различным основаниям: материально-технические, предметно-знаковые средства обучения социологии, логические регулятивы обучающей деятельности.

Система материальных средств обучения социологии. Роль современных технических средств обучения, включая системы информационно-вычислительной техники и учебные мультимедийные системы. Система предметно-знаковых средств обучения социологии. Учебник как обучающая система. Роль дидактических материалов, опорных конспектов и рабочих тетрадей в организации и управлении процесса обучения социологии.

Функции логических регулятивов обучения. Структура логических регулятивов: подход к обучению, принципы обучения (дидактические и методические), правила обучения. Методы и методики обучения социологии.

Характеристика системы профессиональной подготовки по направлению социология. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности социология. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Система учебно -программной документации по профессиональной подготовке специалистов. Характеристика учебного плана как модели содержания профессионального обучения. Учебные программы по дисциплинам: виды, структура. Учет требований государственного образовательного стандарта при составлении учебных программ.

Научно-методические основы отбора и анализа содержания учебного материала социологии. Сущность методического анализа учебного материала социологии. Содержание урока социологии как объект методического анализа: понятийная структура учебной информации, классификация понятий, характеристики понятий. Логическая структура учебной информации. Методическая редукция понятий: определение, приемы редуцирования учебной информации: лингвистическая трансформация, вербальность и метафоричность формулировок, элиминация отдельных аспектов учебной информации, мнемотехника.

Определение состава предметно-познавательных действий учащихся в содержании учебного материала: виды мыслительных операций в формировании изучаемых понятий, классификация. Определение состава предметно-познавательных действий учащихся в содержании учебного материала: виды мыслительных операций в формировании изучаемых понятий, классификация. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения, цели и задачи обучения; таксономия дидактических целей.

Дидактическое и методическое проектирование. Проектирование целей обучения социологии. Роль таксономии целей в методическом проектировании. Уровень учебных целей – знание: характеристика учебной деятельности. Проектирование предметно – познавательных действий на данном уровне. Формулировка учебных целей. Уровень учебных целей – понимание: характеристика учебной деятельности на данном уровне. Проектирование предметно-познавательных действий. Формулировка учебных целей. Уровень учебных целей - применение: характеристика учебной деятельности на данном уровне. Проектирование предметно – познавательных действий на данном уровне. Формулировка учебных целей. Уровень учебных целей – оценка: характеристика учебной деятельности. Проектирование предметно-познавательных действий на данном уровне. Формулировка учебных целей. Уровень учебных целей - анализ: характеристика учебной деятельности. Проектирование предметно- познавательных действий на данном уровне. Формулировка учебных целей. Уровень учебных целей – синтез: характеристика учебной деятельности. Проектирование предметно-познавательных действий на данном уровне. Формулировка учебных целей.

Проектирование содержания обучения. Структурно-логический анализ содержания учебного материала. Понятийный анализ. Учебный элемент. Спецификация. Структурно-логические схемы (графы) учебного материала. Граф учебной информации и структурно-логическая схема. Определение графа. Определение вершин графа, выделение уровней. Конструирование графа учебной информации. Анализ графа учебной информации. Определение структурно-логической схемы. Отбор учебных элементов и конструирование структурно-логических схем.

Проектирование технологий обучения социологии. Определение мета-плана. Определение элементов мета-плана (облако, прямоугольник, эллипс, круг, квадрат, полоса). Правила изготовления элементов. Правила конструирования мета-плана. Правила цветового решения мета-плана.

Опорный конспект. Опорный конспект, его назначение. Технология разработки опорного конспекта. Мнемонические приёмы. Педагогические и психологические особенности применения опорных конспектов. Методика применения опорных конспектов на уроках теоретического и производственного обучения.

Рабочая тетрадь. Определение рабочей тетради. Виды рабочих тетрадей. Конструирование листа рабочей тетради: определение состава учебных действий; определение средств наглядного представления учебной информации; конструирование логики изложения; определение ориентировочной основы деятельности; установление исполнительских действий; установление контрольных действий учащихся. Особенности применения рабочей тетради на различных этапах урока.

Конструирование методов обучения социологии. Общая характеристика методов, применяемых в обучении социологии. Классификация методов обучения. Ориентация в выборе методов обучения. Общая характеристики методов проблемно-развивающего обучения. Особенности, функции и правила применения эвристического и исследовательского методов при обучении социологии. Способы создания учебных проблем. Конкретные примеры реализации методов обучения.

Контроль и коррекция знаний, умений и навыков при обучении социологии. Контроль в обучении. Функции контроля. Основные характеристики и принципы. Классификация.

Задачи, особенности, методы и формы устного контроля знаний учащихся. Содержание контрольных вопросов и особенности их использования на уроках различных типов.

Письменные формы контроля знаний учащихся. Содержание контрольных и самостоятельных работ. Особенности их использования для оценки знаний и умений учащихся на уроках.

Дидактические тесты. Структура тестов. Основные характеристики. Конструирование заданий в тестовой форме для определения уровня сформированности знаний и умений учащихся при обучении социологии. Методика разработки тестов. Достоинства и недостатки тестового контроля знаний.

Методика уроков социологии. Место урока в обучении социологии. Урок как организационная форма взаимодействия преподавателя и учащегося. Организационная структура урока социологии и особенности ее построения. Деятельность преподавателя и учащихся на уроке социологии.

Структура урока социологии, соответствие содержания урока социологии поставленным целям, обоснованность отбора содержания; реализация на уроке социологии дидактических принципов обучения. Методы и приемы учебно-познавательной деятельности, способы контроля усвоения знаний и умений. Руководящая роль преподавателя и степень достижения поставленных целей на уроке социологии.

Назначение и организация лабораторно-практических работ по социологии. Виды лабораторно-практических работ. Методическое обеспечение лабораторно-практических работ. Способы проведения лабораторно-практических работ, и их особенности. Активизация познавательной деятельности в процессе проведения лабораторно-практических работ.

Анализ урока социологии. Цели анализа урока. Подготовка к анализу урока: определение целей и задач, места данного урока в системе уроков. Ведущие методы: наблюдение, беседа с учащимися и преподавателем. Оформление протокола наблюдения урока социологии. Рекомендации преподавателю по совершенствованию методики обучения социологии.

 

Библиографический список

Основная литература:

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е издание, переработанное. М.: Высшая школа, 2007.

Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО]. М.: Академия, 2007. 160 с.

Дополнительная литература:

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2002. 190 с.

Колясникова Л. В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: Учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. 152 с.

Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. 68 с.

 

II. Вопросы государственного междисциплинарного экзамена по социологии и методике преподавания социологии

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Возникновение социологии, её предпосылки и основные этапы развития в XIX – XX вв.

2. Социологическое творчество О. Конта, его влияние на последующее развитие социоло­гии.

3. Социологические идеи Г. Спенсера, их влияние на последующее развитие социологии.

4. Натурализм в социологии: основные варианты и перспективы.

5. Социологическое значение трудов К. Маркса.

6. Психологическое направление в социологии, его крупнейшие представители.

7. Формальная школа в немецкой социологии, её основные достижения
(Ф. Тённис, Г. Зиммель).

8. «Понимающая социология» М. Вебера, её место в истории социологии.

9. Взаимосвязь экономики, этики и религии и мотивация экономической деятельности в социологической теории М. Вебера.

10. Социологическое творчество Э. Дюркгейма, его значение.

11. Социологическая теория В. Парето.

12. Особенности развития российской социологии в XIX – начале ХХ вв., её место в истории социологии.

13. Социологическое творчество П. А. Сорокина (русский и американский периоды).

14. Социометрия Я. Л. Морено.

15. Становление и развитие западной индустриальной социологии в ХХ веке.

16. Теория социального действия и социальных систем Т. Парсонса.

17. Р. Мертон: основные принципы структурно-функционального анализа общества.

18. Чикагская школа в социологии: история и традиции.

19. Символический интеракционизм.

20. Этнометодология.

21. Феноменологическая социология.

22. Франкфуртская социологическая школа.

23. Парадигма социального конфликта: классические предпосылки и современные модели.

24. Возрождение отечественной социологии в 60-80-е годы ХХ века. Основные проблемы современной отечественной социологии.

25. Современные движения и теории в социологии (конец ХХ – начало XXI века).

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

1. Объект и предмет социологии. Связь социологии с другими науками.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Функции социологии, ее место в жизни общества.

4. Понятие социальной системы. Общество как система.

5. Социокультурная эволюция и проблема исторической типологии обществ.

6. Социальные противоречия как источник развития общества.

7. Личность и ее структура. Типология личности.

8. Социальные роли и социальные статусы личности.

9. Социализация индивида, ее фазы и этапы.

10. Сущность, типология и причины девиантного поведения.

11. Культура и общество. Структура, виды и функции культуры.

12. Структура общества. Основные концепции социальной структуры.

13. Теории социальной стратификации.

14. Социальная мобильность, ее виды.

15. Социальные конфликты.

16. Понятие социальной организации.

17. Социальные общности и группы. Типология групп.

18. Социальные институты, их структура и функции.

19. Экономические институты.

20. Политические институты.

21. Образование как социальный институт.

22. Семья как социальный институт.

23. Социальные институты духовной сферы (наука, религия, искусство).

24. Социальные изменения.

25. Современные тенденции развития социологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...