Тема 1. Конституционное (государственное) право
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Конституционное право зарубежных стран Введение В цикле учебных правоведческих дисциплин особое место занимает Конституционное (государственное) право зарубежных стран, пришедшее на смену преподававшимся в 60-80-х годах учебным дисциплинам «Государственное право зарубежных социалистических стран» и «Государственное право буржуазных и освободившихся от колониальной зависимости стран». Как учебная дисциплина Конституционное (государственное) право зарубежных стран представляет систему познания основных черт содержания конституционного (государственного) права как отрасли права отдельных стран мира, научных исследований в области конституционного (государственного) права зарубежных стран. Она изучается в качестве самостоятельного семестрового курса при различных формах обучения. В целях усвоения студентами материала курса проводятся лекции, семинарские занятия, контроль за самостоятельной подготовкой студентов, консультации и экзамен. На лекции выносятся ключевые и проблемные положения курса с учетом происходящих изменений в общественном и государственном строе зарубежных стран (развитых и развивающихся стран, стран бывшего социалистического содружества и бывших союзных республик Союза ССР – стран «ближнего зарубежья»). Студенту рекомендуется предварительно ознакомиться с конкретным разделом учебников, по возможности сформулировать для себя неясные вопросы и уточнить ответы на них в ходе и после лекции. Цикл лекций сопровождается практическими занятиями (семинарами) по отдельным темам курса. Примерные вопросы каждого семинара даются в настоящем учебно-методическом пособии (возможны изменения по согласованию со студентами). Подготовка к семинару предполагает изучение соответствующего учебного, нормативного, научного и публицистического материала. На семинаре рассматриваются проблемные теоретические положения, конкретные конституционно-правовые институты и нормы, практические ситуации под углом зрения сравнительного анализа.
Самоподготовку по определенной теме предполагается начать с ознакомления с конспектом соответствующей лекции или разделом учебника. Затем следует привлечь рекомендованные к данной теме конституционно-правовые источники, научную и публицистическую литературу. Самостоятельная работа студента предполагает отбор, чтение, анализ, фиксацию исследуемых источников и конспектирование их основных положений. В ней, главным образом, коренится суть познания настоящего курса, а следовательно, познание процессов, протекающих в социально-экономической, политико-правовой и духовной жизни современных зарубежных стран. Исходя из того, что студент уже изучил или изучает одновременно курсы теории и всеобщей истории государства и права, российского конституционного (государственного) права, предполагается наличие у него хорошей теоретической подготовки: умения раскрыть понятие, сущность, содержание и значение источников конституционного (государственного) права, основ общественного строя, правового положения личности, формы правления, государственно-территориального устройства и политического режима, системы государственных органов и прочих институтов. Дополнительно рекомендуется обратить внимание на следующее обстоятельство. Ознакомление с теорией и практикой зарубежного конституционного (государственного) права вольно или невольно сопровождается сравнением с теорией и практикой современного российского конституционализма. Здесь важно не допускать механического переноса институтов и норм зарубежного конституционного (государственного) права на российскую почву и в то же время избегать неаргументированной, упрощенной критики в адрес теории и практики конституционно- и государственно-правового развития зарубежных стран. Сегодня в российском обществе пробудился интерес к некоторым идеям и действующим институтам зарубежных государств. Этот интерес закономерен, так как речь идет прежде всего о развитых, цивилизованных стран, в которых основополагающие идеи (свободы личности, суверенитета народа, разделения властей, правового государства, политического плюрализма, федерализма, самоуправления и пр.) прошли проверку временем, показали определенную гибкость, жизненность и историческую перспективу.
Вышеизложенное позволяет более отчетливо сформулировать цель настоящего учебного курса: повышение уровня правовой культуры и информированности будущих специалистов в области юриспруденции; содействие формированию более совершенных специальных знаний о механизме правового регулирования общественных отношений в сфере взаимоотношения личности, общества и государства. В последнее десятилетие учебный курс «Конституционное право зарубежных стран» преимущественно делят на общую (институционную) и особенную (страноведческую) части. Соответственно предлагаемой настоящим пособием тематике лекций и семинаров курс структурируется без обособления «страноведческой» части. Однако объектом познания становится конституционное (государственное) право развитых и развивающихся стран мира, государств бывшего социалистического сообщества и «ближнего зарубежья» (бывших союзных республик Союза ССР). В помощь студенту предлагаются тематика лекций и семинаров, перечень литературных источников в целом по курсу и к отдельным темам, тематика курсовых и дипломных работ, задания для контрольной проверки знаний студентов, примерные вопросы для самоподготовки студентов и извлечения из текстов конституций по ключевым вопросам конституционного (государственного) права зарубежных стран.
В.В. Невинский д.ю.н. профессор заслуженный юрист РФ
Тематический план по конституционному (государственному) Праву зарубежных стран
Содержание дисциплины
Тема 1. Конституционное (государственное) право
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|