К научно-исследовательской литературе относятся текстовые (литературные) документы, содержащие сведения о результатах теоретических и/или экспериментальных научных исследований и предназначенные, прежде всего, для использования в сфере науки специалистами соответствующих отраслей знания. Значительный вклад в характеристику жанров документальных источников научной информации внес Сергей Георгиевич Кулешов1. Опираясь на его исследование, представим характеристику жанров научно-исследовательской литературы в виде таблицы, где каждый жанр характеризуется по таким параметрам: предмет изложения материала, цель как авторский мотив создания документа и конкретная социальная функция, выполняемая документом. В определении некоторых параметров следуем за С.Г. Кулешовым, но иногда дополняем или корректируем характеристику (табл. 12.4).
Жанр
| Предмет изложения материала
| Цель как авторский
мотив создания
документа
| Конкретная социальная функция документа
| |
Отчет
о научно-исследовательской работе (НИР) или опытно-конструкторской разработке (ОКР)
| Оформление материалов о результатах решения научной или производственной задачи
| Подготовка отчетного документа о выполненной работе
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания
| |
| как промежуточного или конечного этапа исследования научной темы или опытно-конструкторской разработки
|
|
| |
Тезисы научного доклада
| Краткое сообщение о проведенном научном исследовании
| Фиксация научного приоритета; получение признания, критических замечаний и советов для продолжения исследования
| Оповещение широкого круга специалистов о проведенном научном исследовании
| |
Научный доклад
| Изложение полного содержания научного доклада (обзор источников, характеристика задач исследования, его
| Фиксация научного приоритета, получение признания
| Оповещение широкого круга специалистов о проведенном научном исследовании
| |
| методов, основных результатов)
|
|
| |
Научная статья
| Постановка проблемы, характеристика состояния ее исследованности, изложение хода и результатов самостоя-
| Фиксация научного приоритета, получение признания, влияние на развитие науки
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания, его верификация и приумножение
|
| тельного исследования
|
|
|
Описание изобретения
| Описание результата научно-технического исследования в соответствии с существующими нормами и требованиями
| Фиксация научного приоритета и авторского права
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания
|
Диссертация
| Изложение материалов и результатов самостоятельного научного исследования
| Получение ученой степени
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания, его верификация и приумножение
|
Автореферат диссертации
| Сжатая характеристика проведенного научного исследования в соответствии с формальными требованиями
| Получение ученой степени, защита диссертации
| Распространение научной информации, оповещение специалистов о проведенном научном исследовании
|
Научная монография
| Исчерпывающее обобщение теоретического материала по научной проблеме с его критическим анализом, определением весомости, формулировкой новой концепции
| Фиксация научного приоритета, достижение признания научным сообществом
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания, его верификация и приумножение
|
Аналитический(критический) обзор
| Всесторонний анализ имеющихся научных документов по исследуемой проблеме, их критическая аргументированная оценка, выявление пробелов в научных исследованиях и перспектив последующей научной работы
| Обеспечение специалистов информацией о степени решения научной проблемы
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания, его верификация
|
Обобщающий труд
| Подведение итогов развития науки или исследований по определенной проблеме
| Обеспечение специалистов информацией о развитии научных исследований, периодизация развития науки
| Обеспечение общества научной информацией, развитие научного знания, его верификация и приумножение
|
| | | | | | | |
Научно-популярная литература выполняет социальную функцию популяризации достижений науки, техники, производства, их истории среди читателей-неспециалистов по соответствующей отрасли знания. Научно-популярная литература — это литература "для всех", но в действительности каждое произведение научно-популярной литературы рассчитывается на конкретно определенный круг потребителей информации, которые имеют одинаковую общеобразовательную подготовку, определенные интересы, психологические особенности. Жанры научно-популярной литературы пока еще недостаточно изучены и неполно описаны, но общие представления о них отражены в предлагаемой таблице, построенной также по материалам исследования С.Г. Кулешова (табл. 12.5).
К учебной литературе относятся документы, содержащие научную информацию, изложенную в форме, удобной для изучения, и рассчитанные на учащихся или студентов разных ступеней образования и работников системы образования (учителей, преподавателей, воспитателей) (табл. 12.6).