Типы литературы по дополнительным признакам
Кроме основного признака для типологической классификации литературы могут применяться другие, дополнительные, признаки, которые позволяют выделить иные типологические ряды. Таким образом, в типологической классификации литературы применяется метод параллельной классификации по отдельным, независимым друг от друга, признакам. Первый дополнительный признак классификации литературы на типы — возрастной, то есть учитывается возраст читателя, на которого рассчитано литературное произведение. По возрастному признаку обычно различают литературу для взрослых и детскую литературу. Точных возрастных границ между ними не существует. Случается так, что произведение, написанное для взрослого читателя, становится обязательной частью ассортимента детского чтения (напр., "Приключения Гулливера" Дж. Свифта) и наоборот — произведение, написанное для детей, становится иллюстрацией самых современных научных представлений, которые могут заинтересовать взрослого читателя (напр., "Алиса в стране чудес" Л. Керрола). В то же время особую ценность представляет литература, написанная специально для детей, с учетом психологических особенностей соответствующего возраста. В стандарте, посвященном изданиям для детей и подростков, установлены следующие возрастные границы: старший дошкольный возраст (от 4 до 6 лет включительно), младший школьный возраст (от 7 до 10 лет включительно), средний школьный возраст (от 11 до 14 лет включительно), старший школьный возраст (от 15 до 17 лет включительно)1. Иногда выделяют и рассматривают как самостоятельный тип литературу для гоношества (юношескую литературу), однако конкретные ее границы и типологические черты исследованы недостаточно. Некоторые авторы объединяют в один тип литературу для детей и юношества, а возрастную границу между этим типом литературы и литературой для взрослых устанавливают в 17—18 лет2.
Второй дополнительный признак классификации литературы на типы — языковой. Это означает: издано ли произведение на том языке, на котором его написал автор, или оно переведено с языка автора на любой другой. По языковому признаку литературные произведения могут быть оригинальными (если они изданы на том языке, на котором их написал автор) или переводными (когда они являются переводом оригинального произведения на другой язык). Термины "оригинальное литературное произведение" и "оригинальная литература" не связаны с классификацией документов на оригиналы и копии, где "оригинал" — это документ, с которого снимают копии. В классификации литературы на оригинальную и переводную используется другой признак: язык, на котором произведение написано автором и на котором оно напечатано в издании. Классификация литературы по возрастному и языковому признакам проводится независимо от классификации по социальному назначению. Литература для взрослых существует во всех перечисленных выше типах литературы по социальному назначению. Детская литература также может дифференцироваться на типы по социальному назначению, однако с учетом возможности и необходимости существования того или иного типа литературы в виде, предназначенном для детей. В детской литературе различают, как правило, художественную и научно-познавательную. Относительно других типов детской литературы, выделяемых по социальному назначению, необходимы дополнительные исследования. В качестве разновидностей научно-познавательной литературы называли публицистическую, справочную, "деловую" (преобразованную производственно-практическую — практические советы в помощь самодеятельному творчеству). В настоящее время выделяют научно-популярные издания для детей, издания для досуга, учебные издания для дошкольного возраста (для развивающего обучения). По-видимому, в детской литературе существуют и такие типы литературы, как массово-информационная и развлекательная, религиозно-популярная и богослужебная. Учебная литература для средней общеобразовательной школы в существующих классификациях к детской литературе не относится.
Иногда в целях удобства практического деления литературы на типы детскую литературу относят к особому самостоятельному типу литературы, выделяемого по основному признаку типологической классификации — социальному назначению, то есть в дополнение ко всем перечисленным выше основным типам литературы, не учитывая ее внутреннюю дифференциацию. Такое решение объясняется тем, что детская литература существенно отличается от литературы для взрослых во всех ее типах, однако следует помнить, что главным признаком ее выделения является не социальное назначение, а читательский адрес, то есть возраст читателя, которому она предназначена. Деление на оригинальную и переводную литературу применимо к любому типу литературы по социальному назначению, а также как к литературе для взрослых, так и к детской литературе. Количественные показатели издания оригинальной и переводной литературы очень важны для анализа и характеристики состояния развития книгоиздания, науки и искусства в любой стране (количество оригинальной литературы свидетельствует о развитии отечественной науки, культуры, книгоиздания; количество переводной — о наличии связей с мировой наукой и культурой, с отдельными странами). Возможно применение и других дополнительных признаков типологической классификации литературы, образующих новые типологические ряды. Мартен Давидович Феллер увидел возможность классификации литературы по "наличию или отсутствию интереса к предмету чтения", по "обязательности прочтения или произвольности его" на массовую и специальную ("функциональную"); по "продукту чтения" (характеру психологического воздействия на читателя) — на агитационную, популярную, теоретическую, прикладную1. Абрам Ильич Барсук в соответствии с "разграничением сфер общественной деятельности" выделил четыре класса литературы: производственную, научную, общеинтересную и официально-документальную1. Эти и другие подобные классификации не заменяют и не отменяют необходимости классификации литературы по основному признаку — социального назначения, а лишь дополняют ее.
12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика Классификация литературных произведений по жанрам является отдельным необходимым направлением в типологии литературы. Жанры произведений в разных типах литературы разные, поэтому жанровое деление возможно только внутри основных типов литературы. Вместе с тем существуют жанры, используемые в разных типах литературы. Некоторые из жанров более разработаны и известны (например, жанры художественной литературы), другие — менее. Вопрос о конкретном содержании понятия "жанр" остается спорным2. Более-менее общими чертами всех определений "жанра" являются: признание, что жанр определяется структурно-композиционными, сюжетными, стилистическими признаками; что для жанра характерна общность этих признаков, их "органическое единство"; что явления, составляющие жанр, должны быть достаточно широко распространенными, массовыми; невозможность четкой классификации жанров ввиду разнохарактерности признаков, по которым выделяются отдельные жанры. Многообразие жанров объясняется сложностью явлений жизни, которые находят отражение в произведениях литературы, искусства и т. д., а также различными задачами и назначением каждого жанра. Наиболее четко изложенным, отражающим основное содержание понятия "жанр", является определение, данное Борисом Викторовичем Томашевским по отношению к жанрам художественной литературы, но вполне применимое и в более широком значении: "генетически определяющееся обособление литературных произведений, объединяемых некоторой общностью системы приемов с доминирующими объединяющими приемами-признаками"1.
Жанр литературного произведения (то есть текстового документа) определяется по комплексу признаков, характеризующих, главным образом, внутреннюю форму документа: предмет и способ отражения действительности, объем документа, степень сложности его структуры, стиль изложения материала и т. п. Но все эти признаки подчинены целевому и читательскому назначению документа. От него зависит определение основного типа литературы, к которому относится данное произведение. Дифференциация на жанры происходит внутри того или иного основного типа литературы. Существуют жанры, которые точно относятся к определенному типу литературы (например, диссертация — к научно-исследовательской литературе; энциклопедия — к справочной и т. д.). Однако наряду с ними существуют жанры, относящиеся одновременно к нескольким типам литературы (например, инструкция, правила — к правовым первоисточникам и к производственной литературе; путеводитель — к справочной и рекламной литературе и т. п.). Некоторые жанры литературных произведений, возникшие в пределах определенного типа литературы, распространяются и в других типах. Например, монография возникла как жанр научно-исследовательской литературы, но позже начали создавать и научно-популярные монографии, и производственно-практические. Характерные черты жанра монографии (тщательное всестороннее исследование одной темы) в них сохраняются, но приобретают иное направление. Перечень жанров того или иного типа литературы нельзя считать точно определенным и завершенным. Одни жанры исследованы и известны больше, другие — меньше. Существуют научные исследования, посвященные отдельным жанрам (например, научной монографии), в то время как в некоторых типах литературы не определен точно далее перечень основных жанров (например, в производственной литературе, рекламной и т. п.). Перечень жанров можно представить в виде таблицы (табл. 12.3). Глубже жанры литературных произведений целесообразно рассматривать отдельно в каждом типе литературы. Таблица 12.3. Жанры текстовых (литературных) документов (выделяемые по целевому и читательскому назначению и особенностям внутренней формы: предмету и способу отражения действительности, объему документа, степени сложности его структуры, стилю изложения материала)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|