Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы литературы по дополнительным признакам




Кроме основного признака для типологической классифи­кации литературы могут применяться другие, дополнитель­ные, признаки, которые позволяют выделить иные типологи­ческие ряды. Таким образом, в типологической классификации литературы применяется метод параллельной классификации по отдельным, независимым друг от друга, признакам.

Первый дополнительный признак классификации литерату­ры на типы — возрастной, то есть учитывается возраст читате­ля, на которого рассчитано литературное произведение. По воз­растному признаку обычно различают литературу для взрослых и детскую литературу. Точных возрастных границ между ними не существует. Случается так, что произведение, написанное для взрослого читателя, становится обязательной частью ассортимента детского чтения (напр., "Приключения Гулливера" Дж. Свифта) и наоборот — произведение, написан­ное для детей, становится иллюстрацией самых современных научных представлений, которые могут заинтересовать взрос­лого читателя (напр., "Алиса в стране чудес" Л. Керрола). В то же время особую ценность представляет литература, написан­ная специально для детей, с учетом психологических особеннос­тей соответствующего возраста. В стандарте, посвященном из­даниям для детей и подростков, установлены следующие возрастные границы: старший дошкольный возраст (от 4 до 6 лет включительно), младший школьный возраст (от 7 до 10 лет включительно), средний школьный возраст (от 11 до 14 лет включительно), старший школьный возраст (от 15 до 17 лет включительно)1.

Иногда выделяют и рассматривают как самостоятельный тип литературу для гоношества (юношескую литературу), однако конкретные ее границы и типологические черты иссле­дованы недостаточно. Некоторые авторы объединяют в один тип литературу для детей и юношества, а возрастную границу между этим типом литературы и литературой для взрослых ус­танавливают в 17—18 лет2.

Второй дополнительный признак классификации литерату­ры на типы — языковой. Это означает: издано ли произведение на том языке, на котором его написал автор, или оно переведе­но с языка автора на любой другой. По языковому признаку литературные произведения могут быть оригинальными (если они изданы на том языке, на котором их написал автор) или переводными (когда они являются переводом оригинального произведения на другой язык). Термины "оригинальное лите­ратурное произведение" и "оригинальная литература" не свя­заны с классификацией документов на оригиналы и копии, где "оригинал" — это документ, с которого снимают копии. В клас­сификации литературы на оригинальную и переводную ис­пользуется другой признак: язык, на котором произведение написано автором и на котором оно напечатано в издании.

Классификация литературы по возрастному и языковому признакам проводится независимо от классификации по соци­альному назначению. Литература для взрослых существует во всех перечисленных выше типах литературы по социальному назначению. Детская литература также может дифференциро­ваться на типы по социальному назначению, однако с учетом возможности и необходимости существования того или иного типа литературы в виде, предназначенном для детей.

В детской литературе различают, как правило, художест­венную и научно-познавательную. Относительно других типов детской литературы, выделяемых по социальному назначе­нию, необходимы дополнительные исследования. В качестве разновидностей научно-познавательной литературы называли публицистическую, справочную, "деловую" (преобразованную производственно-практическую — практические советы в по­мощь самодеятельному творчеству). В настоящее время выде­ляют научно-популярные издания для детей, издания для до­суга, учебные издания для дошкольного возраста (для развивающего обучения). По-видимому, в детской литературе существуют и такие типы литературы, как массово-информа­ционная и развлекательная, религиозно-популярная и бого­служебная. Учебная литература для средней общеобразова­тельной школы в существующих классификациях к детской литературе не относится.

Иногда в целях удобства практического деления литера­туры на типы детскую литературу относят к особому само­стоятельному типу литературы, выделяемого по основному признаку типологической классификации — социальному на­значению, то есть в дополнение ко всем перечисленным выше основным типам литературы, не учитывая ее внутреннюю диф­ференциацию. Такое решение объясняется тем, что детская литература существенно отличается от литературы для взрос­лых во всех ее типах, однако следует помнить, что главным признаком ее выделения является не социальное назначение, а читательский адрес, то есть возраст читателя, которому она предназначена.

Деление на оригинальную и переводную литературу приме­нимо к любому типу литературы по социальному назначению, а также как к литературе для взрослых, так и к детской лите­ратуре. Количественные показатели издания оригинальной и переводной литературы очень важны для анализа и характе­ристики состояния развития книгоиздания, науки и искусства в любой стране (количество оригинальной литературы свиде­тельствует о развитии отечественной науки, культуры, книго­издания; количество переводной — о наличии связей с миро­вой наукой и культурой, с отдельными странами).

Возможно применение и других дополнительных призна­ков типологической классификации литературы, образующих новые типологические ряды. Мартен Давидович Феллер уви­дел возможность классификации литературы по "наличию или отсутствию интереса к предмету чтения", по "обязатель­ности прочтения или произвольности его" на массовую и спе­циальную ("функциональную"); по "продукту чтения" (харак­теру психологического воздействия на читателя) — на агитационную, популярную, теоретическую, прикладную1. Абрам Ильич Барсук в соответствии с "разграничением сфер общественной деятельности" выделил четыре класса литера­туры: производственную, научную, общеинтересную и официально-документальную1. Эти и другие подобные классифика­ции не заменяют и не отменяют необходимости классификации литературы по основному признаку — социального назначе­ния, а лишь дополняют ее.

12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика

Классификация литературных произведений по жанрам яв­ляется отдельным необходимым направлением в типологии литературы. Жанры произведений в разных типах литера­туры разные, поэтому жанровое деление возможно только внутри основных типов литературы. Вместе с тем существуют жанры, используемые в разных типах литературы. Некоторые из жанров более разработаны и известны (например, жанры художественной литературы), другие — менее.

Вопрос о конкретном содержании понятия "жанр" остается спор­ным2. Более-менее общими чертами всех определений "жанра" являются: признание, что жанр определяется структурно-ком­позиционными, сюжетными, стилистическими признаками; что для жанра характерна общность этих признаков, их "органичес­кое единство"; что явления, составляющие жанр, должны быть достаточно широко распространенными, массовыми; невозмож­ность четкой классификации жанров ввиду разнохарактерности признаков, по которым выделяются отдельные жанры. Многооб­разие жанров объясняется сложностью явлений жизни, которые находят отражение в произведениях литературы, искусства и т. д., а также различными задачами и назначением каждого жанра.

Наиболее четко изложенным, отражающим основное содер­жание понятия "жанр", является определение, данное Борисом Викторовичем Томашевским по отношению к жанрам ху­дожественной литературы, но вполне применимое и в более широком значении: "генетически определяющееся обособле­ние литературных произведений, объединяемых некоторой об­щностью системы приемов с доминирующими объединяющи­ми приемами-признаками"1.

Жанр литературного произведения (то есть текстового доку­мента) определяется по комплексу признаков, характеризую­щих, главным образом, внутреннюю форму документа: пред­мет и способ отражения действительности, объем документа, степень сложности его структуры, стиль изложения материала и т. п. Но все эти признаки подчинены целевому и читательско­му назначению документа. От него зависит определение основ­ного типа литературы, к которому относится данное произве­дение. Дифференциация на жанры происходит внутри того или иного основного типа литературы.

Существуют жанры, которые точно относятся к определен­ному типу литературы (например, диссертация — к научно-ис­следовательской литературе; энциклопедия — к справочной и т. д.). Однако наряду с ними существуют жанры, относящие­ся одновременно к нескольким типам литературы (например, инструкция, правила — к правовым первоисточникам и к про­изводственной литературе; путеводитель — к справочной и рекламной литературе и т. п.).

Некоторые жанры литературных произведений, возникшие в пределах определенного типа литературы, распространяются и в других типах. Например, монография возникла как жанр научно-исследовательской литературы, но позже начали со­здавать и научно-популярные монографии, и производствен­но-практические. Характерные черты жанра монографии (тщательное всестороннее исследование одной темы) в них со­храняются, но приобретают иное направление.

Перечень жанров того или иного типа литературы нельзя счи­тать точно определенным и завершенным. Одни жанры исследо­ваны и известны больше, другие — меньше. Существуют науч­ные исследования, посвященные отдельным жанрам (например, научной монографии), в то время как в некоторых типах литера­туры не определен точно далее перечень основных жанров (на­пример, в производственной литературе, рекламной и т. п.).

Перечень жанров можно представить в виде таблицы (табл. 12.3). Глубже жанры литературных произведений целе­сообразно рассматривать отдельно в каждом типе литературы.

Таблица 12.3. Жанры текстовых (литературных) документов (выделяемые по целевому и читательскому назначению и особен­ностям внутренней формы: предмету и способу отражения дейс­твительности, объему документа, степени сложности его структу­ры, стилю изложения материала)

 

 

Названия основных типов литературы Названия жанров
1. Политические первоисточники 1.1. Программа партии (движения, обще­ственной организации). 1.2. Устав партии (движения, общественной организации). 1.3. Заявление, воззвание. 1.4. Доклад (выступление) руководителя (лидера) политической организации. 1.5. Материалы съезда, конгресса, конферен­ции партии. 1.6. Резолюция, постановление съезда, конгресса; пленумов, собраний, заседаний центральных и местных органов партии (организации). 1.7. Отчет о партийном съезде, конференции и т. п.
2. Правовые первоисточники Жанры нормативно-правовых документов: конституция, закон, указ, постановление, устав, распоряжение, решение. Жанры нормативно-инструктивных докумен­тов:приказ, указание, инструкция, правила, положение. Жанры нормативных документов по стандарти­зации:стандарт, технические условия, кодекс устоявшейся практики, технический регламент. Жанры нормативно-констатирующих доку­ментов:паспорт технического изделия, прейскурант, нормы, каталог, проспект
  Жанры нормативно-методических докумен­тов:методические рекомендации, указания, методическое пособие, памятка; учебная нормативно-методическая документация — программы, учебные планы, задания для практического выполнения или самостоятель­ной проработки и т. п. Частноправовые акты:завещания граждан, купчие, арендные договоры и т. п.
3. Художественная литература Прозаические произведения (проза) 3.1.Рассказ. 3.2. Очерк. 3.3. Повесть. 3.4. Новелла. 3.5. Роман. Поэтические произведения (поэзия) 3.6. Стихотворение. 3.7. Басня. 3.8. Поэма. Драматические произведения (драматургия) 3.9. Пьеса (драма, комедия, трагедия и т. п.). 3.10. Киносценарий. Фольклорные произведения (народное художественное творчество) 3.11.Сказка. 3.12. Пословица. 3.13. Поговорка. 3.14. Дума. 3.15. Песня (текст) и т. д.
4. Публицистичес­кая литература Аналитические жанры:корреспонденция, публицистическая статья, рецензия, коммен­тарий; интервью, беседа; обозрение, обзор печати; текст речи (доклада или выступления) на политическом собрании или форуме; публицистическая монография. Художественно-публицистические жанры:зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет, житейская история
5. Массово-ин­формационная литература 5.1. Хроника (хроникальная заметка). 5.2. Заметка. 5.3. Расширенная информация. 5.4. Репортаж. 5.5. Интервью. 5.6. Блиц-опрос. 5.7. Вопрос — ответ. 5.8. Отчет. 5.9. Некролог, и т. п.
6. Мемуарная литература 6.1. Воспоминания. 6.2. Дневник. 6.3. Записная книжка. 6.4. Переписка (эпистолярная литература). 6.5. Записки. 6.6. Путевые заметки
7. Научно-иссле­довательская литература 7.1. Тезисы научного доклада. 7.2. Текст научного доклада. 7.3. Научная статья. 7.4. Описание изобретения. 7.5. Диссертация. 7.6. Автореферат диссертации. 7.7. Научная монография. 7.8. Аналитический (критический) обзор. 7.9. Обобщающий труд и др.
8. Научно-попу­лярная литература 8.1. Заметка (научно-популярное сообщение). 8.2. Научно-популярная статья. 8.3. Научно-художественный рассказ. 8.4. Научно-популярная монография. 8.5. Научно-популярный справочник. 8.6. Научно-популярный обзор. 8.7. Научно-популярный очерк. 8.8. Научно-популярная энциклопедия. 8.9. Научно-популярное (рекомендательное) библиографическое пособие и т. п.
9. Учебная литера­тура 9.1. Учебный план. 9.2. Программа курса. 9.3. Учебное пособие. 9.4. Учебник. 9.5. Практикум. 9.6. Учебно-методические рекомендации. 9.7. Учебно-методическое пособие. 9.8. Хрестоматия. 9.9. Учебный справочник. 9.10. Печатная лекция (текст лекции). 9.11. Конспект лекций и др.
10.Производствен­ная литература 10.1. Практическое пособие. 10.2. Справочник специалиста. 10.3. Производственно-практическая моно­графия. 10.4. Изложение передового опыта (статья, заметка, обзор, очерк). 10.5. Инструкция. 10.6. Правила. 10.7. Методические рекомендации. 10.8. Производственный справочник. 10.9. Практические (полезные) советы для неспециалистов и т. п.
11. Рекламная литература 11.1. Рекламное объявление. 11.2. Проспект. 11.3. Программа мероприятия. 11.4. Фирменный (промышленный) каталог (номенклатурный справочник). 11.5. Очерк. 11.6. Путеводитель. 11.7. Прейскурант (прайс, прайс-лист). 11.8. Пресс-релиз и т. п.
12. Научно-ин­формационная литература 12.1. Заметка (научно-информационное сообщение). 12.2. Информационный листок. 12.3. Библиографическое описание. 12.4. Аннотация. 12.5. Реферат. 12.6. Библиографическая запись. 12.7. Реферативный обзор. 12.8. Рецензия. 12.9. Библиографическая справка. 12.10. Фактографическая справка. 12.11. Библиографический список. 12.12. Библиографический указатель. 12.13. Библиографический обзор. 12.14. Аналитический обзор и т. п.
13. Справочная литература 13.1. Энциклопедия. 13.2. Справочник: — научный; — массово-политический; — учебный; — производственный; — научно-популярный; — бытовой; — статистический; — биографический; — библиографический; — биобиблиографический. 13.3. Словарь: — энциклопедический; — языковой; — биографический; — биобиблиографический. 13.4. Путеводитель. 13.5. Календарь. 13.6. Библиографическое пособие. 13.7. Справочная статья.
  13.8. Словарная статья. 13.9. Энциклопедическая статья и т. п.
14. Религиозная (духовная)литера­тура 14.1. Литургическая литература, каноничес­кие произведения (священные книги): Биб­лия, Коран, Талмуд и др. 14.2. Богослужебная литература (требник, псалтырь и т. п.). 14.3. Молитвенная литература (молитва, молитвенник). 14.4. Религиозно-публицистическая литерату­ра (сочинения святых отцов, проповедь, публицистическая статья и т. п.). 14.5. Религиозно-популярная литература (рас­сказ, популярная статья, заметка). 14.6. Теологическая (богословская) литерату­ра (трактат). 14.7. Учебная религиозная литература. 14.8. Справочная религиозная литература. 14.9. Агиографическая литература (жизне­описания святых)
15. Развлекатель­ная литература 15.1. Игра. 15.2. Кроссворд. 15.3. Сканворд. 15.4. Гороскоп. 15.5. Публикация текста песни. 15.6. Сборник песен! 15.7. Репертуарный сборник. 15.8. Анекдот. 15.9. Шутка. 15.10. Тост. 15.11. Заметка. 15.12. Короткое высказывание-сообщение. 15.13. Совет и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...