Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психологической защиты, роль психологических защит




 

Механизмы, устраняющие дискомфорт, стабилизирующие «образ Я», называются психологическими защитными механизмами. Психологическая защита срабатывает автоматически, обуславливая непредставленность в сознании смыслового материала, подвергшегося воздействию защиты, и бессознательность самого защитного процесса.[13]

С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

Понятие "механизм психической защиты" идет от З.Фрейда. Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической (психической) защиты в работе "Нейропсихология защиты" (1894); подробно рассматривает её в работе "Толкование сновидений".

Его дочь Анна Фрейд продолжила эти работы. Она однозначно обозначила тот аффект, который включает работы защитных механизмов - это страх, тревога. Анализ работ своего отца, а также собственный психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и велика вероятность появления болезни. Анна Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена бывшего некогда, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация. Существуют и другие приемы защиты. В этой связи она называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию, идентификацию с агрессором и пр.[20]

Вначале психологическая защита рассматривалась только как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами и как механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации. По Фрейду, защитные механизмы врожденные, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта.

З. Фрейд вносит существенные коррективы в предшествующую концепцию: во-первых, акцентируется роль механизмов защиты в разрешении внешних, т. е. социогенных конфликтов; во-вторых, механизмы защиты рассматриваются как продукты развития и научения; в-третьих, указывается, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности.[3]

В отечественной психологической литературе, начиная с известной статьи Ф.В. Бассина «О силе Я и психологической защите», [2] активно обсуждаются те или иные особенности психологической защиты. Выделяются защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и др.) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты (констрикция, переоценивание, агравация, дисфорическая защита и др.). Налицо большое многообразие понятийных средств.

Механизм психологической защиты - реакция бессознательной части нашего Я, объяснить и понять которую очень не просто, если не сказать - невозможно.

За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний.

Таким образом, психологическая защита - это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: «Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности». Защита не есть «встроенная» от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Сейчас психологи насчитывают более тридцати видов защитных механизмов, которые различаются по эффективности, зрелости и по конфликту, породившему их - лежит ли он в сфере влечений, моральных установок или внешней реальности.

Единой сколько-то общепризнанной классификации защитных механизмов нет. Часто механизмы психологической защиты делят на 2 группы:

• протективные (примитивные, незрелые, более простые); их цель - не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идеализация диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, изоляция, идентификация с агрессором и др.

• дефинзивные - более зрелые, допускают информацию в сознание, но искажают ее (сублимация, рационализация, интеллектуализация, юмор, и др.). [3]

Приведём примеры наиболее распространённых подсознательных защитных механизмов, встречающиеся в современной литературе:[5]

.   Вытеснение (подавление) - это механизм, посредством которогоиз сознания автоматически удаляются нежелательные, мучительные мысли, чувства и желания;

.   Замещение представляет собой механизм изменения направленности с одного объекта на другой мыслей, эмоций, чувств, желаний, фантазий, вызывающих у человека чувство вины, стыда, страха быть наказанным и униженным;

.   Проекция представляет собой механизм, посредством которого индивид приписывает другим людям или объектам собственные мысли, чувства, эмоции, вызывающие у него вину, тревожность, напряжение;

.   Реактивные образования - это механизмы преобразования вызывающих чувство вины, стыда, страха наказания реальных черт характера, мыслей, установок человека на противоположные черты характера, мысли, установки, одобряемые значимыми людьми;

.   Интеллектуализация (рационализация) является одним из первых по значимости защитным механизмом в повседневной, обыденной жизни. Суть этого механизма состоит в объяснении человеком самому себе и окружающим людям мотивов своего поведения, успехов и неудач, помогающем ему сохранить самоуважение и самооценку;

.   Регрессия представляет собой способ возвращения психики к более ранним стадиям развития, к детским образцам поведения и мышления для преодоления состояний фрустрации;

.   Отрицание - понятие, введенное 3. Фрейдом и А. Фрейд для обозначения защитного механизма, препятствующего осознанию болезненных событий, элементов жизненного опыта;

.   Сублимация представляет собой защитный механизм, преобразующий энергию неудовлетворенных или фрустрированных биологических влечений. Человек ориентирует свое поведение на достижение иной социально значимой цели, чем первоначально поставленная;

.   Компенсация(лат. compesatio - возмещение) - термин, введенный А. Адлером и обозначающий коррекцию недостатков и отрицательных свойств личности, лежащих в основе формирования чувства неполноценности. Эта коррекция достигается с помощью сознательной тренировки либо за счет нервно-психической перестройки.

На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают всё новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами».[17]

Подводя итоги можно сделать вывод, что все виды психологических защит личности имеют «двойной», «парадоксальный» эффект - позитивный («освобождение» от неприятных переживаний на некоторое время) и негативный (искажает реальность, создает иллюзии, не позволяет решать возникающие проблемы, являясь сопротивлением для личностного развития и личностного роста). Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учёта долговременной перспективы. Её цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...