Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов




 

Экспериментальное исследование по изучению психологических защит проводилось на базе МБОУ СОШ №3 п. Эльбан. Исследования психологических защит у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью.

Испытуемыми стали 30 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности в возрасте от 25 до 45 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

исследовательский этап - изучение психологических защит у педагогов при помощи опросника;

аналитический этап эксперимента - анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: используемые психологические защиты у педагогов связаны с профессиональной деятельностью.

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика. Тестирование испытуемых проводилось при помощи двух методик:«Определения ведущих механизмов защиты»[16] и «Определение доминирующей стратегии психологической защиты в общении по В.В. Бойко»[11].Тестирование испытуемых проводилось группами. Испытуемые получали инструкции и текст опросника (Приложение 1,2). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы.

Мы решили в рамках своего исследования провести тестирование не только на определения механизмов психологической защиты, но и на определение стратегии психологической защиты в общения у педагогов.

. Методика определения ведущих механизмов психологических защит.

Характеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений (пунктов), предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно»). Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования. (Приложение 1)

Результаты исследования ведущих механизмов защиты представлены ниже в таблице 1:

 

Таблица 1

  Отрицание Подавление Регрессия Компенсация Проекция Замещение Интеллектуализация Реактивные образования
1         +   +  
2 +       +      
3       +     +  
4 +     +        
5 +     +     +  
6 +     +        
7     + +        
8 +   +          
9     +       +  
10 +   +       +  
11 +       +   +  
12 +   + +        
13 +         +   +
14       +   + +  
15     +         +
16     +       +  
17 +     + +      
18 +   +         +
19       +   +   +
20 + +         +  
21 + +           +
22 +     +       +
23     + +        
24 +       +   +  
25       + +      
26 +             +
27     + +        
28       + +      
29           + +  
30   +   +       +
  16 3 10 15 7 4 11 8
  53% 10% 33% 50% 23% 13% 37% 27%

 

Анализ результатов выявил следующее. Использование механизмов психологической защиты педагогами распределились следующим образом:

    Отрицание - 53%;

    Компенсация - 50%;

    Интеллектуализация - 37%;

    Регрессия - 33%;

    Реактивные образования - 27%.

    Проекция - 23%;

    Замещение - 13%;

    Подавление - 10%;

Уровень использования психологических защит неодинаков. Наиболее выражены такие защитные механизмы, как «Компенсация» и «Отрицание». Затем идут защиты «Интеллектуализация» и «Регрессия». После них, с меньшей частотой, можно выделить «Проекция» и «Реактивные образования».

Наименее всего используются такие механизмы психологической защиты, как «Подавление» и «Замещение».

Приведём примеры наиболее часто используемых форм психологической защиты отрицание и компенсация (по результатам нашего исследования):

. Для понимания процессов профессиональной деформации педагогов важно, что ориентация на усвоенные ранее клише, скорее всего, связана именно с отрицанием. Педагог отрицает возможность плохого поступка «любимым» учеником, отрицает существование каких-либо негативных явлений в его любимой школе и т.п. При этом он склонен быстро и безапелляционно, основываясь на первом впечатлении, навешивать на учащихся готовые «ярлыки». Это особенно опасно для начальной школы, так как сразу подчёркивает отношение и установку учителя на конкретного ребёнка. Влияниепозиции и отношения педагога к ученику в начальной школе огромно, в основном определяет успешность ученика, его социальный статус в классе как в настоящем, так и на последующие годы.

.Часто используют учителя и такую форму защиты, как компенсация (вместо собственных слабостей подчёркиваются желаемые черты). Так человек приобретает новые формы зависимостей. К их числу у женщин можно отнести такие, как шопингомания, вещизм, некоторые пищевые зависимости.

Рассматривая ведущие механизмы защиты можно выделить закономерность, что в паре с высшими формами защиты (компенсация, интеллектуализация, реактивные образования) идут примитивные (отрицание, регрессия, проекция, замещение, подавление). Это сочетание формирует неэффективное поведение индивида, при котором у взрослого человека неожиданно проявляются детские формы защиты своей личности.

. Методика диагностики "Доминирующей стратегии психологической защиты" В.В. Бойко [11].

Характеристика методики: опросник состоит из 24 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Цель данной методики состоит в определения доминирующей стратегии психологической защиты в общении с партнерами. Выделяется три типа стратегии взаимодействия: миролюбие, избегание, агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами активно используются разные защиты своей субъективной реальности (Приложение 2).

Результаты этого тестирования также были обработаны, их можно представить следующим образом (таблица 2).

 

Таблица 2

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 всегоо
a         +             +         + +   +         +         + 7
b     +     +     + + +     + + +     +     +         +       11
c + +   +     + +         +               +   + +       + +   12

 

 

Данные распределились следующим образом:

    Агрессия - 40%;

    Избегание - 37%;

    Миролюбие - 23%.

Получается, что педагоги чаще и больше прибегают к таким видам защиты в общении, как агрессия и избегание. Можно привести несколько примеров общения учителя с учениками:

•     Излишняя строгость обращения вплоть до проявления грубости в тоне и лексике, а также морализирование и поверхностный дидактизм в беседе учителя с учеником: "Вырос, а ума не накопил!"

•     Приказной тон обращения учителя на уроке: "Проверяю рабочие места!", "Всем сосредоточиться!", "Поднять руки, кто не выполнил домашнее задание!", "Сесть всем прямо, будете дополнять".

•     Применение в основном воздействий дисциплинирующего и оценивающего характера, а не стимулирующего и информирующего.

•     Излишнее количество замечаний на уроке. При вполне хорошей работе класса учительница без надобности высказывает много реплик и замечаний: "Подними голову!", "Долго, долго пишете!", "Быстро, быстро!", "Это ни к чему!"

•     Сухость обращения, слабость эмоционального контакта учителя с учащимися.

•     Однообразие педагогических воздействий, шаблонность в применении какого-либо из них. "Тише, ребята!" - то и дело говорит учитель, сопровождая это высказывание стуком указки по столу.

•     Частое указание школьникам на их недостатки, подчеркивание их застенчивости: "Разве от тебя услышишь хороший ответ", "Она у нас упрямая".

Самая распространенная ситуация связана с тем, что учитель отстраняется от установки организовать соответствующим образом общение на уроке и вне его. Он думает, прежде всего, о том, как выполнить учебную программу, в каком объеме дать материал на уроке, сможет ли он уложиться во времени, какие задания дать для закрепления, для повторения.

На уроках приходится наблюдать одни и те же способы, с помощью которых учителя наводят порядок среди "возмутителей спокойствия": пристально глядя на нарушителей, громко и резко окликая их по имени; оставляя виновных после уроков; делая записи в дневниках; изолируя их, отправляя из класса или отодвигая стол ученика из общего ряда столов; отправляя к директору, используя сарказм и издевку; заставляя пересесть на последнюю парту; внушая чувство вины: "Как тебе не стыдно, ведь я стараюсь помочь тебе?"

Удивляет в этих примерах то, что все они негативны и носят приказной характер. Они направлены, скорее, на взращивание конформизма, а не творчества. Печально, что вместо стимулирования изобретательности, духа нового, продуктивности такое поведение со стороны учителей приводит к совершенно противоположному результату[11].

Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций педагогам для преодоления негативного влияния психологических защит:

· организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

·   оптимизация режима работы и отдыха;

·   обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;

· уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

·   эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими);

·   поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);

·   рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.

Нами предполагалось, что прибегание к определённым психологическим защитам, зависит от профессиональной деятельности педагогов. Мы связывали это с тем, что большую часть времени человек проводит именно на работе.

Проведя исследование можно сделать вывод, что использование психологических защит не зависит от профессиональной деятельности, точнее не только от неё. Здесь можно сделать другие вектора исследования такие, как возраст, стаж, семейное положение, личные качества и т.д. Ограниченность данной работы не позволяет нам этого сделать.

Гипотеза исследования: используемые психологические защиты у педагогов связаны с профессиональной деятельностью не подтвердилась.

эмоциональный педагог дискомфорт психологический


 

Заключение

 

В заключении можно сделать вывод о том, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества. Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей.

Психологическая защита личности выступает как та объективная реальность, которую надо уметь не только интерпретировать, но и фиксировать, выявлять, перестраивать, помогать осознавать, учить использовать. Это - реальность, с которой психологу, в первую очередь надо уметь работать на практике.

Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. В широком смысле термин "Защита психологическая" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт" - одно из самых общих определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда.

Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что цель и задачи достигнуты. Нами были выявлены ведущие механизмы психологической защиты и доминирующая стратегия психологической защиты в общении у педагогов.С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем. Это оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом.

Поэтому школьному психологу для работы необходимо знать, как ведут себя педагоги в общении и к каким механизмам психологической защиты они прибегают. Это поможет скорректировать их работу и при необходимости провести психологическую помощь и поддержку. Что в свою очередь будет положительно сказываться на профессиональной деятельности и общем самочувствие педагога, а вследствие и на работе учеников.

 


 

Библиографический список

 

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К Бабанский.- М.: Педагогика, 1989.-558с.

. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите/Ф.В.Басин// Вопросы философии. -1969.- №2-с.118 - 126

.Защитные механизмы личности: Методические рекомендации/Сост. В.В.Деларю.- Волгоград: ВолгГАСА, 2004.-48с.

.Каппони, В. Сам себе психолог /В. Каппони, Т.Новак.- СПб: Питер, 2001. - 224с.-ISBN 5-318-00232-3

.Котенева, А.В. Защитные механизмы личности, гендер и тип темперамента А.В. Котенева // Наука и школа. - 2010.- № 4.- С. 105-109.-ISSN 1819-463X

. Котова, С. Как поддержать здоровье педагогов: [пути адаптации к профессиональным стрессам и кризисам] / Светлана Котова // Народное образование. - 2009.- № 9.- С. 254-261

.Кузьмина, Н.В.Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина.- М.: Высшая школа, 1990.-119с.

.Кузьмина, Ц.В. Психологическая структура деятельности учителя/Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев. - Томск:[б.и.], 1976.-315с.

9.Леньков, С.Л. Защитно-совладающее поведение как фактор

профессионального здоровья и эффективности работы учителя/ С.Л.Леньков, А.К. Зиньковский, А.В.Антоновский // Вестник Моск.ун-та. Сер.20.Педагогическое образование. - 2011.- №1,- С. 23-36.

10.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1989.-218с.

.Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие/ ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара:Бахрах-М, 2001.-Разд.1.- С.281-287.-ISBN 5-89570-005-5.

.Митина, Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога / Л.М. Митина; отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 1999. - 192 с. - (Б-ка ж. "Директор школы"). -ISBN5-88753-024-3

13.Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2000. - 507с. ISBN 5-9268-0009-9

14. Огнев, И. Психологическая безопасность: учеб. пособие / И. Огнев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 605 с.- ил. - (Новое в психологии).- ISBN5-222-09811-0

.Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность/А.А. Орлов//Педагогика.- 1995.- №6.- с.63-68.-ISSN 0869-561X.

.Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учеб.пособие / Л.А. Михайлов [и др.]; под ред. Л.A. Михайлова. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.- ил. (Учебное пособие).-ISBN5-388-00399-7

.Самыгин С.И. Психология для студентов вузов/С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.-2-е изд. - Ростов н/Д:Феникс, 2009.-157с.

.Семиздралова, О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения / О.А.Семиздралова // Народное образование. - 2010.- № 1.- С. 130-135

19.Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, В.П.Каширин.-2-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2001. - 480с. - (Высшее образование).-ISBN 5-7695-0488-9

.Фрейд, А. Психология Я и защитные мезанизмы/ А. Фрейд; пер. с англ.. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.-ISBN 5-7155-0530-5

 


 

Приложения.

 

Приложение 1

 

Методика определения ведущих механизмов психологических защит

 

Характеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений (пунктов), предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно»). Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования.

Стимульный материал:

1. Отрицание - подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия.

. Подавление - неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.

. Регрессия - возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.

. Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).

. Проекция - приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

. Замещение - снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.

. Интеллектуализация - предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.

. Реактивное образование - выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высших социальных ценностях».

Инструкция. Вам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к Вам. Не тратьте время на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте справа от номера вопроса цифру «1»; если утверждение по отношению к Вам неверно, поставьте справа от номера вопроса число «О». При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

Вопросы

Я человек, с которым очень легко поладить.

Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.

Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.

Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.

Мне противны непристойные кинофильмы.

Я редко помню свои сны.

Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.

Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.

Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.

В своих фантазиях я всегда главный герой.

У меня не очень хорошая память на лица.

Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.

Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.

Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.

Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.

Многое во мне восхищает людей.

Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.

Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.

Друзья почти никогда не подводят меня.

Мне случалось думать о самоубийстве.

Меня оскорбляют непристойные шутки.

Я всегда вижу светлые стороны вещей.

Я ненавижу недоброжелательных людей.

Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.

Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.

Я склонен к излишней импульсивности.

Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.

Я ни к кому не отношусь с предубеждением

Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.

Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.

Иногда мне хочется увидеть конец света.

Порнография отвратительна.

Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.

У меня нет врагов.

Я не очень хорошо помню свое детство.

Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.

В своих фантазиях я совершаю великие дела.

Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.

Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.

У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.

Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.

Я не скоро замечаю дурное в людях.

Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.

Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.

Я испытываю сильную потребность в комплиментах.

Сексуальная невоздержанность отвратительна.

Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.

Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.

Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.

В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.

Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.

Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.

Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.

Я склонен часто противоречить людям.

Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.

По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.

В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.

Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.

Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.

Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.

Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.

В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.

Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.

В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.

Меня не слишком раздражает детский плач.

Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.

Я всегда оптимистичен.

Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.

Какие бы страсти ни разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.

Я часто испытываю чувство ревности.

Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.

Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.

Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.

Я никогда не бывал панически испуган.

Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.

Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.

Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.

Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.

Я никогда не позволяю себе терять самообладание.

Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.

Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.

Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-ни- будь, что я неумышленно причинял себе боль.

Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.

Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.

Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.

Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.

Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.

Я легко переношу критику и замечания.

Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.

Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.

Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.

К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.

Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.

Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.

Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

 

Ключи

Шкала № вопроса (подсчет только ответов «да»)
Отрицание 1,16, 22,28, 34, 42,51, 61, 68,77,82,90,94
Подавление 6,11,19,25,35,43,49, 59,66, 75,85, 89
Регрессия 2,14,18,26,33,48, 50, 58, 69, 78, 86, 88,93,95
Компенсация 3,10,24,29,37,45, 52, 64, 65, 74
Проекция 7,9, 23, 27, 38,41, 55, 63, 71,73,84,92, 96
Замещение 8,15, 20,31,40,47,54, 60,67, 76, 83,91,97
Интеллектуализация 4,13,17, 30,36,44,56, 62,70, 80, 81,87
Реактивное образование 5,12,21,32,39,46,53,57,72,79

 


 

Приложение 2

 

Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко

 

Шкалы: миролюбие, избегание, агрессия

Назначение теста:

Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.

Инструкция к тесту:

Выберите тот вариант ответа, который подходит вам больше всего

Тест

. Зная себя, вы можете сказать:

a. я скорее человек миролюбивый, покладистый;

b. я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;

c. я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:

a. ищете способ примирения;

d. обдумываете способ не иметь с ним дел;

c. размышляете о том, как его наказать или поставить на место.

. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:

a. будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;

b. постараетесь свернуть с ним общение;

c. будете горячиться, обижаться или злиться.

. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

a. пойдете на значительные уступки;

b. отступите от своих притязаний;

c. будете отстаивать свои интересы.

. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:

a. постараетесь запастись терпением и довести дело до конца;

b. дипломатичным образом уйдете от контактов;

c. дадите достойный отпор.

. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы:

a. сможете сотрудничать во имя интересов дела;

b. постараетесь как можно меньше контактировать с ними;

c. будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.

. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:

a. пойдете ему навстречу;

b. уйдете от конкретного решения;

c. решите вопрос не в пользу партнера.

. Если кто-то из друзей время от времени будет позво- лять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:

a. не станете придавать этому особого значения;

b. постараетесь ограничить или прекратить контакты;

c. всякий раз дадите достойный отпор.

. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом раздражен, то вам привычнее:

a. прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;

b. избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

c. поставить его на свое место или прервать.

. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:

a. тактично выслушаете все до конца;

b. пропустите мимо ушей;

c. прервете рассказ на полуслове.

. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:

a. пойдете на уступку ради мира;

b. уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;

c. однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счет.

. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу “урвать побольше”, вы:

a. терпеливо добиваетесь своих целей;

b. предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;

c. решительно ставите такого партнера на место.

. Имея дело с нагловатой личностью, вы:

a. находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;

b. сводите общение до минимума;

c. действуете теми же методами.

. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно:

a. спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;

b. уходите от общения;

c. осаждаете его или отвечаете тем же.

. Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего:

a. спокойно отвечаете на них;

b. уходите от прямых ответов;

c. “заводитесь”, теряете самообладание.

. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:

a. заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;

b. побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;

c. активизирует желание доказать свою правоту.

. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:

a. поздравить его с победой;

b. сделать вид, что ничего особенного не происходит;

c. “сражаться до последнего патрона”.

. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:

a. “мир любой ценой” - признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;

b. “пас в сторону” - ограничить контакты, уйти от спора;

c. “расставить точки над “и” - выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.

. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:

a. благодаря дипломатии и гибкости ума;

b. за счет выдержки и терпения;

c. за счет темперамента и эмоций.

. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы:

a. мягко и корректно сделаете ему замечание;

b. не станете обострять ситуацию, сделаете вид, буд-то ничего не случилось;

c. дадите достойный отпор.

. Когда близкие критикуют вас, то вы:

a. принимаете их замечания с благодарностью;

b. стараетесь не обращать на критику внимание;

c. раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь.

. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете:

a. спокойно и тактично добиваться истины;

b. сделать вид, что не замечаете ложь, обойти непри- ятный оборот дела;

c. решительно вывести лгуна на “чистую воду”.

. Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего:

a. ищите сочувствия, понимания;

b. уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах;

c. на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете “козла отпущения”.

. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем вы, получает поощрение начальства, вы:

a. радуетесь за коллегу;

b. не придаете особого значения факту;

c. расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста.

 

Ключ к тесту:

Для определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

• Вариант “а” - миролюбие,

• Вариант “b” - избегание,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...