Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие законодательного процесса




Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательно власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структ урам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения.

Однако в законодательном процессе некоторых стран парламентские процедуры в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы правительства Франции, подписанные президентом республики, могут иметь силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом. Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум, то есть такой референдум, вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает силу без утверждения законодательной властью. Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии, как правило, проходят четыре раза в год. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.

 

Законодательная техника

Законодательная техника - совокупность правил и приемов подготовки качественных по форме и содержанию нормативных правовых актов, от степени совершенства которой во многом зависит уровень законотворческого процесса. Правильное изложение юридических предписаний, их компактность, внешне упорядоченная форма закона, простой и доступный юридический язык - это условия, которые имеют немаловажное значение в ходе разработки проектов законов.

Законотворчество – одна из важнейших сторон деятельности государства. Законотворчество предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативных правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В каждом государстве право обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения.

Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. Народ осуществляет свою власть непосредственно через референдум (всеобщее голосование), который может быть назначен для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Проведение референдума в Республике Беларусь регулируется Избирательным кодексом от 11 февраля 2000 года.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» Национальное собрание Республики является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Согласно статье 100 Конституции Республики Беларусь, одной из важных функций Национального собрания Республики Беларусь (законодательного органа государства) является принятие законов.

Проект закона на рассмотрение его парламентом могут внести субъекты законодательной инициативы.

Правом законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Республики Беларусь обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также проекты актов толкования конституционных положений вносятся на рассмотрение Национального собрания только по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. К исключительной компетенции Президента относится также внесение в Парламент проекта республиканского бюджета. Кроме того, Конституция устанавливает особый порядок для внесения законопроектов, следствием принятия которых может стать сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. В этом случае требуется согласие Президента либо по его поручению Правительства.

Работа Парламента - Национального собрания Республики Беларусь осуществляется в сессионном порядке. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая сессия открывается 2 октября, и ее продолжительность не должна быть более 80 дней; вторая сессия открывается 2 апреля, и ее продолжительность не может быть более 90 дней.

В случае особой необходимости на основании указа Президента Республики Беларусь Палата представителей, Совет Республики созываются на внеочередную сессию. Внеочередные сессии созываются по определенной повестке дня по инициативе Президента либо по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...