Гражданское общество в Республике Беларусь
http://referat.np.by/reports/view-13500 предлагаю почитать эту вату, больше что-то и не знаю…. Можно добавить ето: Молодежь – будущее нации, стратегический ресурс страны. В Беларуси по действующему законодательству молодым считается любой гражданин в возрасте от 14 до 31 года. Молодежь составляет более четверти населения республики, или 2,6 млн. человек. Молодые люди, достигшие 16-летнего возраста получают паспорт гражданина Республики Беларусь. Общественные организации В Республике Беларусь на конец 2009 года зарегистрировано 15 политических партий, 893 общественных объединений, имеющих статус республиканских и международных, 1332 местных общественных объединений. Зарегистрировано также 35 профсоюзов, 22 союза и ассоциаций, 84 фонда. Самым массовым объединением является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – единый национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение отраслевых профсоюзов с общим количеством более 4 млн. человек. ФПБ – член Всеобщей конфедерации профсоюзов, представляет трудящихся Беларуси в Международной организации труда, сотрудничает со многими профсоюзными центрами СНГ, Европы, Азии, Америки. Среди других общественных объединений наибольшее количество (более 500) организаций физкультурно-спортивной направленности. В числе самых авторитетных из 350 благотворительных организаций – Общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия. В Беларуси активно развивается молодежное движение. Крупнейшими и наиболее влиятельными из 156 молодежных организаций являются Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. БРСМ объединяет свыше 485 тыс. юношей и девушек, в рядах пионерской организации состоит более 580 тыс. детей и подростков.
Активное участие в общественной жизни страны принимают 144 ветеранские организации. Проблемами защиты окружающей среды занимаются 69 организаций. Среди других созданных в стране общественных организаций 104 имеют научно-техническую направленность, 98 объединяют представителей национальных меньшинств. Активно действуют общественные организации по охране памятников истории и культуры. Представители творческой интеллигенции стремятся реализовать свои интересы в составе 39 творческих союзов. Женское движение в стране представляют 34 организации. В 2007 году по инициативе общественности в стране создано республиканское общественное объединение «Белая Русь», деятельность которого призвана содействовать объединению прогрессивных сил общества, заинтересованных в построении сильной и процветающей Беларуси, социально справедливого общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. Религия На начало 2010 года в Беларуси действовало более 3 тыс. религиозных организаций 25 конфессий. За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций. Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Государственная политика направлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальной базы. Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе – одна из приоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, который выполняет функции исследовательского и координационного центра, а также контролирующего органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам.
На начало 2010 года в Беларуси действовало более 3 тыс. религиозных организаций 25 конфессий. Православная церковь. Православие является древнейшей христианской конфессией, получившей распространение на территории белорусских земель. Первая православная епархия – Полоцкая – была основана в 992 году. Одиннадцать православных епархий (Брестская, Минская, Полоцкая, Могилевская, Пинская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Витебская, Туровская, Бобруйская) входят в состав основанного в 1989 году Белорусского экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского экзархата – Белорусская православная церковь. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. На начало 2010 года в Беларуси было 1509 православные общины, действовало 1315 православных храма, 152 строилось. В 1990-х годах начался процесс возрождения религиозных организаций. На начало 2010 года в Беларуси действовало более 70 православных объединений, в том числе монастырей, братств, сестричеств, а также центров милосердия и просвещения Римско-католическая церковь (РКЦ) относится к числу традиционных религий в Беларуси – католицизм начал здесь активно распространяться с конца XIV века и сыграл значительную роль в формировании отличительных черт белорусской культурной традиции. Рост количества католических общин за последнее десятилетие обусловил реорганизацию структуры управления Римско-католической церкви в Беларуси. К настоящему времени созданы четыре епархии – Витебская, Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская. С ноября 2007 года главой Минско-Могилевской архиепархии РКЦ стал Архиепископ Митрополит Тадеуш Кондрусевич.
На начало 2010 года в Беларуси было зарегистрировано 470 римско-католических общин, действовало 462 католических храма, возводились 28. Протестантские церкви. Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI века. В настоящее время зарегистрировано 27 лютеранских общин. Большинство верующих составляют этнические немцы. Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году, после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее время ХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций страны. На начало 2010 года насчитывалось 501 община ХВЕ и 272 общины баптистов. Из других протестантских течений в Беларуси действуют 9 общин христиан веры апостольской, Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (55 общин). Также действует околохристианское течение Свидетелей Иеговы (26 общин). К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство («греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая», «белорусская» вера). В 1596 году в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная церковь в Беларуси переходила под юрисдикцию Папы Римского, при этом сохраняя восточную обрядность и традиции. В настоящее время в Беларуси зарегистрировано 14 униатских общин. Иудаизм. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX–XIII веках. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-ю половину XVIII века. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-х годах несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом.
На начало 2010 года в Беларуси действовало 46 общин, функционировало 7 синагог и 2 – строилось. Ислам в Беларуси распространился в XIV–XVI веках. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV века татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу XVI века в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения. В настоящее время вероисповедание местных татар относится в большинстве случаев к суннитскому толку ислама. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие. Шиитского ислама в Беларуси придерживается диаспора азербайджанцев, а также выходцы из Ирана. На начало 2010 года насчитывалось 25 мусульманских общин. Наибольшее количество зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин. В Беларуси действуют 6 мечетей, возводится мечеть в Минске. На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), бахаи (5 общин). СМИ Беларуси В Республике Беларусь на 1мая 2010 года зарегистрировано 1281 печатное СМИ (из них 651 газета, остальные – журналы, бюллетени, каталоги), 233 электронных СМИ, 8 информационных агентств (966 из них – негосударственные). Периодические издания в стране выходят на белорусском, русском, английском, немецком, польском и украинском языках. В интернете присутствуют все республиканские издания, созданы электронные версии 93 из 136 региональных государственных общественно-политических газет. Наиболее крупным среди информационных агентств является Белорусское телеграфное агентство (БелТА). 2009 год отмечен обновлением официального сайта Республики Беларусь www.belarus.by, который реализуется с целью предоставления ключевой информации о республике во всемирной сети Интернет. Существенную модернизацию сайта выполнили специалисты БелТА. В конце 2009 года официальный сайт о Беларуси www.belarus.by повысил свой показатель авторитетности в поисковой системе Google (Google PageRank) с 7 до 8. Google PageRank - это система оценки авторитетности сайта в Google (самой востребованной в мире системе поиска информации в Интернет) по шкале от 0 до 10. 8 февраля 2009 года вступил в силу закон «О средствах массовой информации». Достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, нормы профессиональной этики журналистов – все эти принципы закреплены в новом нормативном акте. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений, их свободное выражение.
Сегодня в Беларуси зарегистрировано 158 радио- и 77 телепрограмм, действуют 5 общенациональных телеканалов – «Первый», «ЛАД», «ОНТ», «Столичное телевидение», международный спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ». С 2002 года начал вещание «Первый музыкальный телеканал», сигнал которого в настоящее время распространяется посредством спутниковой связи. На территории Республики Беларусь вещание в FM-диапазоне осуществляют 29 радиостанций. Радиостанция «Беларусь» – единственная в республике государственная радиостанция, которая работает на зарубежные страны. Программы радиостанции выходят в эфир на белорусском, русском, английском, немецком и польском языках. Сайт радиостанции www.radiobelarus.tvr.by посещают слушатели из более чем 80 стран мира. Беларусь никогда не закрывала свое информационное пространство, она стремится к самому активному развитию международного информационного сотрудничества. В стране распространяется более 6 тыс. печатных СМИ зарубежных государств, абсолютное большинство из которых – российские. В сетях кабельных операторов ретранслируется более 100 зарубежных телеканалов. Кроме того, телеканалы "РТР-Беларусь" и "НТВ-Беларусь" имеют совместное белорусско-российское наполнение".
№116. Подходы к пониманию правового государства В современной научной литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие - государственный суверенитет народа, третьи - основные права человека, четвертые - отношение власти с индивидами на основе права. Правовое государство, по В.Ф. Яковлеву, - это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона; по В.С. Нерсесянцу - правовая форма организации и осуществления государственного суверенитета народа; по П.М. Рабиновичу - государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека; по В.Д. Зорькину - правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. Профессор Гейдельбергского института зарубежного публичного и международного права Т. Швайсфурт обозначает правовое государство как государство международного права. №117. Принципы правового государства Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности. 1. Одним из первых или основных принципов правового государства можно назвать верховенство права и закона. Этот принцип базируется на правопонимании, в рамках которого различаются понятия «закон» и «право». Принцип верховенства права закреплен в ч.1 ст.7 Конституции РБ. Принцип верховенства права отличается от верховенства закона, но верховенство права не противопоставляется верховенству закона и не обозначает приоритета некого абстрактного права над позитивным законом. 2. Принцип разделения властей. Теория разделения властей именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ создатель доктрины либерализма Джон Локк (1632–1704) и французский философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689– 1775). классическое развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, который выделил три рода власти – законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление принципа разделения властей (ветвей власти) ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние. 3. Защита прав и свобод личности. Защита прав и свобод человека – главное направление деятельности правового государства. Поэтому в нем должны четко работать юридический механизм и процедуры защиты прав граждан, восстановления нарушенных прав граждан, где основной универсальной формой гарантии восстановления нарушенного права является судебная защита. Национальное законодательство и судебная система должны гарантировать и защищать права человека. В современную эпоху соблюдение и охрана прав человека – международно-правовая обязанность каждого государства. Права человека – исходный пункт и цель существования правового государства с абсолютными гарантиями с его стороны реальности их защиты. 4. Взаимная ответственность государства и личности также неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством, оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус (права и обязанности). В правовом же государстве, напротив, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Принцип взаимной ответственности государства и личности закреплен в ст. 2 в Конституции РБ. 5. Гражданское общество. Многими авторами построение гражданского общества называется обязательным условием для построения правового государства. Однако трактовки данный термин получает в литературе самые разные: от простого собрания граждан до идеальной общественной модели. Дать определение такому явлению, как гражданское общество, достаточно непросто, в литературе существует множество точек зрения на этот счет. В самом общем виде ГО – это та сфера общественных отношений, в которую государство не имеет право вмешиваться административными методами. №118. Формирование правового государства в РБ Республика Беларусь на сегодняшний день считается правовым государством, что закреплено в Конституции Республики Беларусь. Под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия”. Если следовать этому определению, то Республике Беларусь не может являться правовым государством, так как на данный момент является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией. Для создания правового государства нужны соответствующие условия и первое из них - наличие развитого гражданского общество, то есть как раз то, чего Республике Беларусь в первую очередь не хватает. В Республике Беларусь есть парламент, есть более или менее демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество, все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по идее должна просто исполнять постановления других властей, нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного мешает построению правового государства в Республике Беларусь. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”. Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого - возникновение правового государства. Основные принципы формирования правового государства в самом общем виде можно представить следующим образом: принцип разделения властей, принцип верховенства закона, связанность государства и его органов правом, принцип взаимной ответственности государства перед гражданином и гражданина перед обществом, принцип судебной защиты прав личности [1]. Разделение властей – важнейший принцип правового государства, одна из достижений человеческой цивилизации. Основной смысл данного принципа состоит в том, чтобы рассредоточить в разумных пределах осуществление важнейших функций государства между отдельными ветвями власти. При этом каждая ветвь власти сосредоточена на выполнении преимущественно одной из функций государства. Все три ветви власти должны быть одинаково подчинены закону, в этом – основа их единства.Высшая ценность правового государства – человек, его права и свободы, а реальное их обеспечение – первейшая задача государственной власти. То есть каждый должен быть не только формально наделен соответствующими правами, но и иметь возможности для их реализации [1]. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах, и, прежде всего, в конституции, государство, устанавливая общеобязательные правила поведения, выражает общую волю населения страны. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты, должны соответствовать закону. При расхождении их с законом действует закон. Важным звеном в системе государственных органов в правовом государстве является суд. Он стоит на защите прав личности, является гарантом соблюдения прав и законных интересов граждан.В правовом государстве не только гражданин должен нести юридическую ответственность перед государством за нарушение закона, но и государство должно в установленном порядке нести юридическую ответственность перед своими гражданами за невыполнение взятых на себя обязательств. №119. Правовое и социальное государство Главные принципы правового государства таковы: · верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни; · правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам; · приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие; государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено"; · взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также проникнуты морально-эстетическими обязанностями; · разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть. Сущность современного демократического государства отвечает не только правовая, но и социальная форма, если сущностным содержанием правового государства является защита свобод человека от ограничений со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое можно определить как право на достойную существование. Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новому курсу" президента Ф. Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 pp, названной "великой депрессией". Компетенция современного социального государства гораздо шире и распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и т.д. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойное проживание", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковы для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач. Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан. Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют: · высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы; · согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий; · развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности. Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.
№120. Разделение властей как форма организации государственной власти Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации. Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|